Статья:

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ НА ЕЁ ПРОФИЛАКТИКУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ли Б. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ НА ЕЁ ПРОФИЛАКТИКУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 22(331). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/331/174921 (дата обращения: 15.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ НА ЕЁ ПРОФИЛАКТИКУ

Ли Бяо
магистрант, Азербайджанский государственный педагогический университет, Азербайджан, г. Баку
Насирова Г.Н.
научный руководитель, д.ф.п. стр. преподаватель, Азербайджанский государственный педагогический университет, Азербайджан, г. Баку

 

Аннотация. Современное дошкольное детство всё чаще характеризуется чрезмерным использованием электронных устройств. Данная статья рассматривает феномен компьютерной зависимости у дошкольников и анализирует, как личностные качества родителей (уровень образования, стиль воспитания, технологическая грамотность, психологическая устойчивость и экономический статус) могут служить как факторами риска, так и средствами профилактики зависимости. Материал базируется на авторской магистерской диссертации и включает как теоретические выводы, так и результаты полевого исследования, проведённого в Азербайджане.

 

Ключевые слова: компьютерная зависимость, дети дошкольного возраста, влияние личностных качеств родителей на её профилактику.

 

Введение

В эпоху цифровизации дети всё чаще оказываются в окружении гаджетов с самого раннего возраста. Привлекательность виртуального мира и удобство для занятых родителей сделали планшеты и смартфоны повседневной частью жизни даже самых маленьких. Однако многочисленные исследования доказывают, что чрезмерное взаимодействие с электронными устройствами может негативно влиять на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей.

Особое беспокойство вызывает возрастающая зависимость от электронных продуктов среди детей дошкольного возраста. Причинами этого явления являются как внешние технологические изменения, так и особенности родительского поведения. Именно родительские установки, знания, психологические качества и стиль воспитания во многом определяют отношение ребёнка к гаджетам.

Теоретические аспекты проблемы

Компьютерная зависимость (или зависимость от экранных устройств) у детей дошкольного возраста выражается в нарушениях режима дня, потере интереса к реальной игре, снижении социальной активности, нарушениях сна и эмоциональной регуляции. Всемирная организация здравоохранения относит некоторые формы цифровой зависимости к расстройствам поведения [1, с. 35].

Среди основных проявлений зависимости можно выделить:

превышение рекомендованного времени взаимодействия с экраном (>1 часа в день),

навязчивое стремление к использованию устройства,

эмоциональная неустойчивость при запрете использовать гаджет,

снижение интереса к другим видам активности.

Роль родительских факторов

Исследование выявило, что одним из ключевых факторов, формирующих поведение детей в цифровой среде, являются личностные качества родителей. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Уровень образования

Родители с высшим образованием чаще осведомлены о рисках цифровой зависимости и стремятся контролировать контент и время, проводимое ребёнком за экраном. Они чаще выбирают обучающие приложения, взаимодействуют с ребёнком во время использования технологий, устанавливают чёткие правила [2, с. 57].

Технологическая грамотность

Осведомлённые родители способны использовать родительский контроль, фильтры контента, планирование времени, а также показывают пример здорового использования технологий. Родители с низкой цифровой компетентностью чаще передают ребёнку устройство в свободное пользование без надзора.

Стиль воспитания

Согласно типологии Баумринд, авторитетный стиль воспитания наиболее эффективен в профилактике зависимости. Он сочетает контроль и эмоциональную поддержку. Напротив, авторитарный или попустительский стили связаны с повышенным риском: дети либо испытывают сопротивление, либо не получают границ в использовании цифровых устройств [3, с. 61].

Экономическое положение

Высокий уровень дохода семьи может способствовать доступу к качественным образовательным ресурсам, однако при отсутствии родительского контроля это также может привести к избытку экранного времени. В семьях с низким доходом гаджеты часто используются как "няни", пока родители заняты, что повышает риск зависимости [4, с. 45].

Психологическая устойчивость родителей

Родители, испытывающие стресс, тревожность, депрессию, склонны передавать ребёнку устройство для "успокоения" или отвлечения. Эмоционально стабильные родители, напротив, способны предложить альтернативные формы досуга: совместные игры, прогулки, чтение [5, с. 72].

Эмпирическая часть

В ходе исследования, проведённого в Баку и регионах Азербайджана, было опрошено 135 родителей дошкольников. Результаты показали:

64% родителей признали, что их дети проводят перед экраном более 1,5 часов в день;

72% родителей не используют ограничения или фильтрацию контента;

41% отметили, что дают устройство ребёнку, чтобы он "не мешал".

Наблюдается чёткая корреляция между уровнем образования родителей и их стратегиями цифрового воспитания.

Рисунок 1. Модель влияния родительских факторов на формирование цифровой зависимости

(здесь вы можете вставить схематическое изображение из диссертации)

Заключение

Таким образом, профилактика компьютерной зависимости среди дошкольников требует не только технических решений, но и педагогического сопровождения родителей. Повышение уровня их информированности, проведение тренингов, внедрение политики цифровой грамотности в семейное воспитание — всё это позволяет сформировать здоровое цифровое поведение у детей.

 

Список литературы:
1. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней. 11-я редакция (МКБ-11). Женева: ВОЗ, 2019. 298 с.
2. Livingstone, S. Parental mediation of children’s internet use / S. Livingstone, E. Helsper // Journal of Broadcasting & Electronic Media. — 2017. — Vol. 61, No. 1. — P. 1–22.
3. Baumrind, D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior / D. Baumrind // Genetic Psychology Monographs. — 1967. — Vol. 75. — P. 43–88.
4. Liu, Y. Screen time exposure and behavioral development in children / Y. Liu, K. Ma, L. Li // Pediatrics. — 2018. — Vol. 142, No. 2. — P. e20181675.
5. Goodman, R. The Strengths and Difficulties Questionnaire: A research note / R. Goodman // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 1997. — Vol. 38, No. 5. — P. 581–586.