Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИБЕРПРОСТРАНСТВА В КИТАЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(299)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ларионова А.Н. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИБЕРПРОСТРАНСТВА В КИТАЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 32(299). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/299/153678 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИБЕРПРОСТРАНСТВА В КИТАЕ

Ларионова Анастасия Николаевна
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Афанасьев Сергей Федорович
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

В отличие от Российской Федерации, с начала 90-ых годов ХХ века полностью отказавшейся от советской системы государственного планирования экономики, и перешедшая на рельсы экономики рыночной, Китайская Народная Республика последние 50 лет продолжает развиваться с применением системы государственного планирования народного хозяйства страны, однако со своей  «китайской» спецификой.

Такая специфика заключалась в сочетании элементов рыночной экономики с ее государственным планированием, что заложило основу новой модели экономического развития Китая, в которой по мнению китайского лидера Ден Сяопина не важно соотношение элементов плана и рынка. С начала 90-ых годов ХХ века целью реформы стало построение рыночной экономики «с китайской спецификой», в которой главенствующая роль отводится государственной и коллективной собственности, государственному пятилетнему планированию. При этом соотношение государственного планирования экономики и рыночного регулирования основано на взаимодополнении и взаимосвязи рынка и плана, на рыночном регулировании микроэкономических процессов и плановом регулировании – макроэкономических.

Так, используя советский опыт пятилетнего планирования развития экономики, в КНР за это время были выполнены тринадцать пятилетних планов и сейчас успешно реализуется 14-ая пятилетка развития государства. При этом, в  течение последних двадцати лет отмечается четкая тенденция к сокращению доли сельского хозяйства и активного роста промышленного сектора и сферы услуг, а благодаря низкой стоимости рабочей силы китайская продукция лидирует на мировом рынке, что превратило аграрную и бедную страну в экономическую сверхдержаву, существенным образом влияющую на развитие мировой экономики, создающей конкуренцию ведущим экономикам капиталистического мира – США, Великобритании и ЕС.

Такие факторы как быстрое увеличение рынка и его огромный потенциал, высокий уровень технологического развития и активная государственная инновационная политика привели страну к необходимости тотальной цифровизации китайского общества. Цифровая экономика рассматривается как важная движущая сила экономических преобразований и модернизации Китая.

Заданный властью курс на цифровизацию экономики активно реализуется в жизни. К сведению, до пандемии в 2019 году объем цифровой экономики КНР достиг 38,5 триллиона юаней, что составило 36% от общего ВВП. На 2020 год Китай занимал второе место по объему цифровой экономики. В 2021 году объем цифровой экономики составил 45,5 триллиона юаней и 39,8% от общего ВВП.[1] По темпам же цифрового развития Китай значительно опережает все прочие страны. Так в рейтинге Digital Intelligence Index (DII) показатель «digital evolution momentum», отражающий темпы цифровизации, для Китая составляет 85 баллов из 100 возможных. [2] Достижение таких показателей обусловлено, прежде всего, значительной поддержкой цифровизации со стороны государства.

Вводимые во всем мире ограничения, направленные на минимизацию непосредственных контактов людей между собой, в целях пресечения распространения новой корона-вирусной инфекции при пандемии COVID-19, понудили субъектов предпринимательской деятельности искать новые формы экономического взаимодействия посредствам кибер-пространства, что, в свою очередь, ускорило цифровую трансформацию и заставило Китай активно инвестировать в цифровые технологии. Так, в 2020 году капиталовложения в искусственный интеллект составили порядка 14.3 млрд. долл., что в 350 раз меньше финансовой поддержки развития технологий ИИ в России. [3, с. 130]

Активная цифровая трансформация китайской экономики открыла широкие возможности для предпринимательской деятельности, вовлечения в нее большего количества субъектов, способствовала появлению новых интерактивных форм делового взаимодействия, заключения сделок и ведения бизнеса, улучшению коммуникации между хозяйствующими субъектами и потребителями, ускорению расчетов между сторонами, а также прохождения государственных регистрационных, разрешительных и иных обязательных административных процедур.

Однако это не привело к уменьшению различного рода злоупотреблений, как на стадии заключения сделок, так и исполнения породивших сделкой обязательств, о чем свидетельствует существенное увеличение гражданско-правовых и хозяйственных споров как в судах общей юрисдикции, так и в судах особой юрисдикции (в том числе в интернет-судах, судах по интеллектуальной собственности и финансовом суде).

В этой связи защита прав предпринимателей, прежде всего защита оспариваемых или нарушенных прав и интересов лиц, осуществляющих такую деятельность, остается актуальной темой для китайского бизнеса.

Основные способы защиты гражданских прав сформулированы в Гражданском кодексе КНР, принятым 28 мая 2020 г. и вступившем в силу только в январе 2021 года, а также в отдельных законах и подзаконных актах, посвященных правам на объекты интеллектуальной собственности, защите авторского, патентного прав (Законы Китая «О товарных знаках», «Об авторским праве»).

Выделяют две формы защиты прав предпринимателей:

- судебная форма, которая основывается на деятельности судебных органов, куда обращается предприниматель за защитой своих прав и законных интересов. Такая форма защиты реализуется посредством обращения заинтересованных субъектов исходя из специфики складывающихся в процессе хозяйственной деятельности отношений как в суды общей юрисдикции, так и специализированные суды, к которым, в частности, относятся морские суды, а также суды по железнодорожным перевозкам, суды по интеллектуальной собственности и Финансовый суд.

- внесудебная форма, при которой защита прав предпринимателей может осуществляться вне рамок судопроизводства с помощью государственной системы посредничества (медиация) и арбитража. Следует отметить, что арбитражные комиссии в Китае, в отличие от арбитражных судов в России, не входят в судебную систему, они функционируют на уровне муниципалитетов в различных административно-территориальных образованиях и объединены в Китайскую арбитражную ассоциацию — общественную организацию со статусом юридического лица.

Досудебный порядок урегулирования спора также допустим в Китае как досудебный способ защиты нарушенных или оспоренных прав. В основном этот порядок распространен на защиту трудовых прав и прав акционеров.

Судебная форма в Китае остается основной формой защиты нарушенных (оспоренных) прав предпринимателей, при этом с кратным увеличением интернет-торговли существенным образом увеличилось количество обращений в суды за разрешением возникающих споров.

Как уже отмечалось, цифровизация глубоко затронула все сферы жизни китайского общества, включая судебную систему, что коренным образом повлияло на методы ее работы. С наступлением цифровой эпохи строительство цифровых судов является важным шагом процесса построения цифрового Китая и важным двигателем содействия модернизации судебной системы в цифровую эпоху.

Масштабная цифровизация системы китайского правосудия была запущена одной из первых в мире, использование новейших технологий для ускорения судебных процессов тестируется в некоторых «пилотных» китайских провинциях для будущего их внедрения по всей стране. В настоящий момент КНР безоговорочно лидирует на мировой арене в сфере разработки и использования нано- и кибер-технологий в судопроизводстве. Цифровое правосудие - это целостная концепция трансформации судебной системы и судебных процессов в контексте развития цифровых технологий. Исходя из этого, она охватывает широкий спектр сфер: от делопроизводства и правил электронного взаимодействия с организациями и органами власти, осуществляющими правосудие, до проведения электронных судебных заседаний и возможности внедрения киберпомощников или иными словами использование возможностей искусственного интеллекта в суде.

Для экономии времени и скорейшего разрешения судебных производств на основе уже имеющейся устоявшейся судебной практики судами применяются возможности искусственного интеллекта (ИИ). Так, с высказанной Верховным Народным судом Китая позиции, чьи разъяснения являются обязательными, внедрена практика «обязательного механизма поиска и сообщения о подобных случаях», при которой искусственный интеллект, опираясь на заложенный алгоритм с применением больших данных, осуществляет поиск и выборку в созданной по аналогии с российской системой ГАС «Правосудие» базе данных судебных решений, принятых по аналогичным спорным ситуациям. Такой поиск ведется в автоматическом режиме специальными сервисами на базе ИИ, причем искусственный интеллект впоследствии анализирует и принятое по текущему делу решение, сообщая судье о том, по каким параметрам оно отличается от существующих прецедентов. Такая электронная система доступна для всех судебных инстанций.

Следует отметить, что концепция использования искусственного интеллекта китайским правосудием, не ограничивается только анализом и выборкой аналогичной судебной практики. План развития искусственного интеллекта нового поколения, опубликованный Государственным советом КНР в 2017 г., содержит цели развития, которые китайский искусственный интеллект должен будет достичь к 2030 г. [4]. Отдельный пункт этого плана посвящен «интеллектуальным судам», функционирующим на базе платформы, которая сможет объединить в себе судопроизводство, работу с кадрами, использование больших данных, прозрачность и динамический мониторинг. Предполагается продвижение приложений искусственного интеллекта в таких областях, как сбор доказательств, анализ дел, чтение и анализ юридических документов, с целью создания интеллектуальных судебных систем.

В настоящее время уже используются программные продукты по аудиофиксации судебных заседаний с распознанием речи и трансформации ее в текстовый редактор, по составлению на основе разработанных электронных шаблонов процессуальных документов, составлению и направлению посредствам электронного взаимодействия запросов на истребование доказательств и иной информации, необходимой для правильного рассмотрения спора, онлайн предоставлению юридических услуг в интерактивном формате при помощи ботов-помощников, в том числе при соблюдении досудебного и внесудебного порядка разрешения спора (направление претензий, получение возражений), применении посредничества (медиации). Более того, разработано и внедрено интерактивное приложение, способное на основе ИИ выносить судебное решение без вмешательства человека по отдельным категориям дел.

Так, в некоторых провинциях Китая уже сегодня  активно в качестве эксперимента используют искусственный интеллект, создают и внедряют специальные приложения с базами решений и постановлений судей, с помощью системы «блокчейн» переводят в электронный формат предоставление доказательств по рассматриваемому делу. Такое рассмотрение споров, несомненно, помогает судам справиться с неимоверными нагрузками, связанными с жалобами в сфере интернет-торговли Китая, где количество потребителей уже превысило 800 миллионов.

Одним из последних, уже применяемых с 2017 года нововведений, стало появление так называемых «кибер-судов». Кибер-суд - это цифровой суперсервис, объединяющий под своей эгидой различные цифровые платформы, каждая из которых предлагает определенный набор цифровых услуг: систему цифрового управления; систему онлайн-судебных заседаний (включая обеспечение функций видеоконференций); распознавание и перевод текста в электронную форму и наоборот; создание электронных текстов из аудиофайлов. Данный сервис представляет возможность создания специальных алгоритмов подготовки проектов судебных решений, создания интернет-суда и утверждения правил синхронного судопроизводства.

В связи с внедрением цифрового формата рассмотрения споров, формат доказательственной базы, предоставляемой сторонами по делу, также подвергся изменению. Суды активно работают с технологией «блокчейна» в системе умных судов. Данная технология используется в качестве средства хранения и аутентификации доказательств, которые находятся в сети Интернет, а также позволит сторонам договорных споров просматривать в сети оцифрованные данные, которые защищены от несанкционированного доступа и подделки. Использование технологии «блокчейн» направлено на ускорение выдачи решений (в 30-дневный срок после подачи заявки), а также на снижение затрат на юридические споры.

Обобщая судебную практику, Верховный суд Китая определил критерии, при которых цифровые данные должны признаваться интернет-судами в качестве доказательств. В частности к таким критериям относится подтверждение сведений цифровыми подписями, временными метками и блокчейн-записями. Например, интернет-суд в Ханчжоу впервые в Китае признал доказательства, которые были аутентифицированы технологией блокчейна в онлайн-деле о нарушении авторских прав. В данном деле истец предъявил ответчику иск о нарушении авторских прав, поскольку ответчик опубликовал защищенный авторским правом материал без соответствующей лицензии. Истец записал веб-страницы ответчика, их исходный код и журналы вызовов и загрузил данные на платформу блокчейн. Суд постановил, что данные подтверждают друг друга и точно отражают их источник и путь доставки и потому являются надежными и могут быть приняты в качестве доказательств. [5, с. 48]

Первой провинцией, которая на практике начала осуществлять разрешение дел через «кибер-суд» стала Чжэцзян. Именно там менее чем за год было рассмотрено более трех миллионов судебных дел, большая часть из которых касалась торговых споров, нарушения авторских прав и претензий к качеству приобретенного покупателем товара.[6] Так, официальный сайт суда информирует стороны о возможностях рассмотрения спора через «кибер-суд», разъясняет при этом, что используя такой порядок рассмотрения исков, решения по ним могут выносится в течение 5 минут, а рассмотрение таких дел онлайн сохранит время и деньги сторон. Чтобы подать иск, истцы сначала должны верифицировать личность через Alipay (платежный сервис Alibaba), или показать ID работнику суда. После этого, стороны должны попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке через интернет, по телефону или при помощи видеоконференции, и если эта попытка не увенчается успехом, иск поступает на рассмотрение в суд. При этом стороны могут представлять доказательства и участвовать в заседаниях удаленно через аккаунты на сайте кибер-суда. Данные, передаваемые во время заседаний, шифруются при помощи Alibaba Cloud.

С 2019 года, как был основан суд в Чжэцзян, были также созданы аналогичные судебные органы в Пекине и Гуанчжоу. Согласно статистическим данным на их счету уже 118 764 рассмотренных дел, из которых 88 401 полностью завершены.

Помимо внедрения судебной цифровой системы в октябре 2016 года Верховный народный суд КНР запустил единую онлайн-медиационную платформу – «Медиационная платформа народных судов КНР», которая собой представляет цифровую площадку разрешения судебных споров, в рамках которого участники конфликта могут прийти к оптимальному решению внесудебным методом. При этом, через данную платформу осуществляется как предсудебная медиация, так и примирительные процедуры сторон-участников судебного процесса, процедуры подтверждения юридических фактов. По состоянию на 29 апреля 2020 года на Медиационной платформе народных судов КНР зарегистрировано 125 411 профессиональных медиаторов и урегулировано 5 950 341 споров. [7]

Так, 2 марта 2019 года при интернет-суде Гуанчжоу была официально запущена платформа интернет-суда для медиации в регионе «Большого залива», провинция Гуандун-Гонконг-Макао. На сегодняшний день платформа объединяет 48 медиационных организаций, 714 медиаторов, в том числе более 20 из них из Гонконга и Макао. Через эту платформу успешно разрешаются такие споры как: нарушения интернет-прав, нарушении онлайн-договоров на оказание интернет-услуг, о праве собственности на авторские или смежные права на произведения впервые опубликованные в сети Интернет, нарушение онлайн-договоров купли-продажи и другие категории гражданских и арбитражных дел. Данная система обеспечила доступность и удобство в разрешении споров, а также оказало эффективность, сохранив огромное количество времени как суду, так и самим сторонам.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что в сфере развития цифровых технологий Китай занимает лидирующие позиции. Широкое применение цифровых технологий как при реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, так и при разрешении возникающих в этой связи споров оказывает положительное влияние на темпы экономического развития, инвестиционную привлекательность экономики Китая в целом, а использование собственных цифровых технологий и хранение больших данных национальными интернет-компаниями обеспечивает должный уровень кибербезопасности  в этом направлении.

Передовой опыт применения Китаем цифровых технологий в хозяйственно-экономической деятельности заслуживает пристального внимания, как со стороны российских властей, так и со стороны отечественного бизнес-сообщества. Хочется надеяться, что благодаря тесному взаимодействию в торгово-экономической сфере России и Китая, уверенность в разработке и применении аналогичных киберсистем возрастет.

 

Список литературы:
1. Китайская академия информационных и коммуникационных технологий. Отчет о развитии цифровой экономики Китая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202207141576126805_1.pdf?1657805133000.pdf (дата обращения: 14.10.2024)
2. Ajay Bhalla,Bhaskar Chakravorty,Ravi Shankar Chaturvedi. The World's Most Digital Countries: 2020 Ranking// Harvard Business Review Russia. 2021. URL: https://hbrrussia.ru/innovatsii/trendy/853688/ (дата обращения:11.10.2024)
3. Стоянов О.В., Чжан Синьи «Цифровая трансформация китайских компаний: анализ передового опыта». 3-е изд.: «Информационное общество», 2023. – 130 с.
4. Центральное народное правительство Китайской Народной Республики: офиц. сайт. Китай. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2017-07/20/content_5211996.htm (дата обращения: 11.10.2024)
5. Борисов Т.С., Ситкарева Е.В. Электронное судопроизводство в КНР. – 3-е изд.: «Научный лидер», 2022. – 48 с.
6. Сайт народных судов Китая: офиц. сайт. Китай. URL: https://www.chinacourt.org/article/detail/2019/12/id/4704040.shtml (дата обращения: 14.10.2024)