Защита прав несовершеннолетних в памятниках российского средневекового законодательства
Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Защита прав несовершеннолетних в памятниках российского средневекового законодательства
Чтобы выяснить как защищались права несовершеннолетних в средневековой России, в первую очередь следует обратиться к источникам права того времени, которые регулировали общественные отношения в сфере защиты прав несовершеннолетних.
Начнём с «Устава князя Ярослава»[1]. Устав развивает основные идеи, заложенные в Уставе князя Владимира святого, так же в Уставе Ярослава перечень церковных судов представлен в развёрнутом виде. отметим, что законодателем уже были предприняты первые попытки защитить право ребенка на жизнь: в статье 6 Пространной редакции Устава устанавливается наказание за убийство как замужней, так и незамужней женщиной своего ребенка. Но появление этой нормы не дает оснований сделать вывод об удовлетворительной охране прав несовершеннолетних в действовавшем законодательстве.
Так же в этом памятнике права развивались и трансформировались нормы об ответственности родителей за злоупотребление брачной судьбой детей, то есть за отказ в согласии на брак или принуждение к нему. Если в ст. 24 Краткой редакции Устава родителям запрещено было под страхом церковного наказания насильно выдавать замуж девку или женить отрока, то с XI в. церковь обязывала родителей выдавать дочерей замуж под угрозой наказания. Так по статье 7 Пространной редакции устанавливается штраф (размер которого зависел от принадлежности девушки к тому или иному сословию) за невыдачу замуж дочери. По мнению О.И. Чистякова, эта норма совершила переход древнего обычая восточнославянского общества в церковное право. Согласно этому обычаю, старшие члены семьи несли ответственность за обеспечение младших после своей смерти. Родители несли ответственность перед митрополитом за выдачу дочери замуж силой лишь в случае, если девушка что-нибудь «учинит над собой».
«Русская Правда»[2] является самым ранним сборником правовых норм Руси, дошедшим до наших лет. По причине того, что в Русской Правде содержались в основном нормы уголовного права, в этом сборнике правовых норм нас будет интересовать регламентация общественных отношений в сфере опеки над сиротами. Так, по статье 99 Троицкого списка, опека над малолетними детьми, в случае, если мать выйдет замуж, возлагается на того «кто имъ ближии будеть». Имущество опекаемых передавалось при свидетелях с правом получения прибыли, которую опекун мог получить за время опекунства и с обязанностью возмещения ущерба, причинённого опекуном. опекуном также мог быть отчим (« аче же и отчимъ прииметь дҌти...то тако же есть рядъ»). Дела об опекунстве находились под юрисдикции церкви. По статье 101, предусматривалась ответственность если мать «ростеряеть добытокъ и поидеть за мужь». Также она была обязана возместить имущество детей от первого брака, определялось право этих детей на содержание. По мнению М.В. Чугуновой, это прообраз современных алиментных обязательств членов семьи.
В XVI в. появляется «Домострой»[3] - письменный свод житейских правил и наставлений христианину. Он впервые письменно обязывал детей заботиться о своих родителях и повиноваться им во всем: «Любите отца своего и матерь свою и послушаите их… и старость их чтите, и немощ их и скорбь всякую от всея душа понесете на своеи выи, и благо вам будет, и долголетнии будете на земли». К повиновению детей принуждали с помощью домашних наказаний: "биение жезлом и сокрушение ребер". Жаловаться на родителей дети не могли. Также в «Домострое» бесправное положение детей подчеркивается разрешением родителям строго наказывать собственных детей за провинности, «бо бья его по телу, душу его избавишь от смерти». Воспитание детей происходило в семье и было совместной обязанностью родителей: «а пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери». Обязанности по воспитанию выполнялись до момента, когда дети вырастут в доме своих родителей и «добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или… своих дочерей за сыновей их выдадут замуж».
Соборное Уложение 1649 года[4] является основным памятником средневекового права России, а так же одним из самых сложных и объёмных памятников отечественного права. Из нововведений следует отметить, что дети с 15 лет могли наделяться поместьями, самостоятельно заключать кабалу, быть записанными родителями в кабальное холопство. С 20 летнего возраста могли приносить присягу на суде. В нормах соборного Уложения, прослеживается явная дифференциация в ответственности родителей за убийство детей и детей за убийство родителей. Так, по статье 1 главы XXII, убийство детьми своих родителей наказывалось смертной казнью, но по статье 3 главы XXII то же деяние, совершенное родителями по отношению к своим детям, карается годом тюремного заключения и «у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух». Четвёртая и пятая статьи XXII главы устанавливают наказание за неуважение родителей в виде битья кнутом. По шестой главе детям запрещалось жаловаться на родителей, «за такое челобитье бить кнутом» По статье 26 главы XXII Уложения убийство ребенка, «прижитого в блуде» (незаконнорожденного), матерью или ее сообщниками каралось смертной казнью.
Значение Уложения состояло в том, что дела о преступлениях родителей против своих детей из церковной юрисдикции были переведены в сферу государственного судопроизводства. Это означает, что государство было серьезно обеспокоено состоянием семьи и стремилось взять под свое покровительство вопросы регулирования ответственности за преступления в семье.
Таким образом, уже в XI–XIII вв. законодательство Древней Руси содержало достаточно обширную систему мер уголовно-правовой охраны семейных отношений (которые до принятия соборного Уложения 1649 года находились полностью под юрисдикцией церкви), чего нельзя сказать об охране прав несовершеннолетних. Она осуществлялась избирательно, в основном защищались имущественные права детей а также право детей на жизнь. Положение детей в этот период определялось в большей степени в рамках института семьи. Совершеннолетие детей практически полностью зависело от родителей. С принятием христианства существенно ограничивались права незаконнорожденных детей.
Брак мог заключаться лишь с согласия родителей. Объясняется такое положение следующим: русское общество продолжало жить по неписаным законам, обычаям, согласно которым дети должны были быть покорны родителям, подчиняться во всем их воле и мудрости.
Некоторые авторы считают, что жизнь ребёнка полностью находилась во власти родителей, однако это не так. Как было сказано выше, уже «Устав князя Ярослава» предусматривал ответственность родителей за убийство своих детей ( видимо, нежелательных и в младенчестве). Более правильно, на наш взгляд, было бы сказать, что от родителей зависела не жизнь детей, а их судьба.
Наследственные права несовершеннолетних особо не регламентировались, из-за того, что совершеннолетие наступало лишь со вступления в брак.