Статья:

Проблематика взаимосвязи химии и экономики в историческом разрезе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Проблематика взаимосвязи химии и экономики в историческом разрезе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Аманов П.Ч. [и др.]. 2017. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19023 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблематика взаимосвязи химии и экономики в историческом разрезе

Аманов Павел Чингизович
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Вареников Александр Сергеевич
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Юдин Александр Андреевич
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Моргунов Василий Петрович
канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры экономической теории, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

В настоящее время практически нет ни одной отрасли народного хозяйства, не связанной так или иначе с химией. Жизнь современного человека невозможна без взаимодействия с веществом; с самых первых дней зарождения человека его быт и существование окружены рядом химических процессов – от горения костра очага в древности до получения сложных полимеров в современности.

Одной из важнейших сфер человеческой жизни является экономическая – производство, распределение, обмен и потребление созданных благ. Экономика выполняет важную роль в современном мире – обеспечивает людей материальными условиями существования: продуктами питания, одеждой, жильем.

На первый взгляд такие несопоставимые науки как химия и экономика не имеют ничего общего. Однако можно определить несколько уровней их взаимосвязи.

Первый уровень наиболее общий. Если рассматривать экономику на уровне финансов, а химию на уровне естественных наук, то мы находим их плотное соприкосновение в период расцвета алхимии, когда осуществлялись поиски философского камня и превращения любого металла в золото. К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов. Амальгама золота стала применяться для позолоты. Поиски легкой добычи золота как редкого ресурса, в основном, были обусловлены экономическими соображениями. Александрийскими учёными был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму способствовала появлению представления о ртути, как об особом, «первичном» металле. Открытие способности амальгамирования металлов ртутью сформировало своеобразный спрос на этот металл; широко также она применялась и для лечения болезней, например, для лечения от заворота кишок привилегированным слоям населения давали выпить стакан ртути. Таким образом, на ртуть сформировался большой спрос, образовался своеобразный «рынок ртути». Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой [1].

В середине XIII века в Европе началась выделка пороха; первым его (не позже 1249 года) описал Роджер Бэкон (часто упоминаемого монаха Б. Шварца можно считать основоположником порохового дела в Германии). Появление огнестрельного оружия стало сильнейшим стимулом для развития алхимии и её тесного переплетения с ремесленной химией.

Начиная с эпохи Возрождения, в связи c развитием производства всё большее значение в алхимии стало приобретать производственное и вообще практическое направление: металлургия, изготовление керамики, стекла и красок. В первой половине XVI века в алхимии выделились рациональные течения: техническая химия, начало которой положили работы В. Бирингуччо, Г. Агриколы и Б. Палисси, и ятрохимия, основателем которой стал Парацельс.

Развитие ремесел, военных знаний, появление металлургии и красителей приводило к росту городов, активизации экономической деятельности населения.

Второй уровень взаимосвязи экономики и химии связан с так называемой «социальной химией». Идея рассматривать взаимодействие людей как взаимодействие атомов или молекул, тем самым моделировать поведение хозяйствующих субъектов как поведение частиц вещества и представлять экономику как систему многих движущихся и взаимодействующих частиц, обладающих силовым полем, появилась давно [5]. Уже в XVII веке в основу социальной философии была положена модель «человек-атом».

В.И. Вернадский ввел понятие «живое вещество» как «совокупность живых организмов». Человечество он рассматривал как новую форму живого вещества, подчеркивая, что «при изучении «...» значения человечества как однородного живого вещества мы «...» сталкиваемся с новым фактором – человеческим сознанием», «с новыми, ранее нам неизвестными свойствами живого вещества». Вернадский подчёркивал, что «явления жизни, и явления мертвой природы являются проявлением единого процесса». Он отмечал, что «в последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу «как современную стадию, переживаемую биосферой». Иначе говоря, «живое вещество» становится «разумным веществом» [2].

Не прекращаются также до сих пор попытки воспрепятствовать применению моделей естествознания в социально-экономических науках. Например, в книге Нобелевского лауреата по экономике Ф. Хайека «Влияние естественных наук на науки общественные» желание естествоиспытате­лей помочь экономической науке осуждается как «зловредное», а попытки физиков и математиков сделать что-то в области экономики определяются как «самонадеянные и бесполезные».

Сегодня, однако, уже успешно реализуются попытки построить теоретическую экономику «как точную естественную науку». Бурно развивается «экономическая физика» (эконофизика) [6]. Функционирует международный центр по эконофизике в Санта Фе, а в России дважды в год проводятся интернет-конференции «Проблемы эконофизики и эволюционной экономики».

Следует отметить, что современная эконометрика зарождалась из попыток использовать методы статистической физики в экономике. Так, Ян Тинберген, один из её основоположников, лауреат Нобелевской премии по экономике (1969 г.), окончил физический факультет Лейденского университета, а докторскую диссертацию защитил на тему «Проблемы минимума в физике и экономике».

В начале ХХ века социолог П.А. Сорокин, уподобляя людей (в том числе группы людей) «химическим элементам», а процесс их взаимодействия называя «социальной механикой», «социальной химией», «социальной генетикой», видел задачу социально-экономических наук в «поиске формулы, объясняющей это взаимодействие» [8].

Ф. Энгельс в «Диалектике природы» выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая и сознательная; низшая – механическая, высшая – сознательная) и, соответственно, пять фундаментальных наук (механику, физику, химию, биологию и социологию – науку о человеческом обществе, включая экономику). Он отмечал, что каждая высшая форма движения и соответствующая ей наука содержит в себе как подчиненный элемент низшую форму движения и, соответствующую ей науку, но не сводится к ней. Иначе говоря, законы механики выполняются в физике, физики – в химии, молекулярной химии – в биологии, а биологии – в науках об обществе. Это не означает, что науку об обществе можно свести к биологии, биологию – к химии, химию – к физике, а физику – к механике. В социологии есть законы, которых нет в биологии, в биологии – которых нет в химии, в химии – которых нет в физике, а в физике – которых нет в механике. Это означает, что можно построить иерархический по степени сложности ряд моделей социологии (социальная механика, социальная физика, социальная химия и т.д.), включая экономику (экономическая механика, экономическая физика, экономическая химия и т.д.), самыми простыми из которых будут механические модели.

М.Ю. Романовский отмечает, что «современная экономика точной наукой не является потому, что не обладает ее главным признаком – качественными моделями, то есть такими моделями, которые качественно объясняют явления, а не являются только иллюстрациями, в том числе математическими» [7]. Разработка таких моделей – актуальная задача теоретической экономики.

Ряд сходств имеет экономика и с физической химией. По аналогии с химической термодинамикой, науку о наиболее общих законах товарно-денежной формы деятельности человека, то есть общую экономическую теорию, описывающую процесс производства товаров (стоимости) как превращение природного вещества посредством труда (энергии вооруженного средствами труда работника) в жизненные блага, формирование цены, включая перенос накопленной стоимости (прошлого труда) на стоимость товаров, продажу-покупку товаров (превращения стоимо­сти как эквивалента живого труда) с учетом отношений собственности на средства производства целесообразно назвать «капиталодинамикой» (экономической энергодинамикой, товарно-денежной трудодинамикой). Ее основные понятия: стоимость – количество общественно необходимого труда (энергия), часть дохода (стоимости), используемая в производстве (постоянный и переменный капитал, то есть стоимость использованных средств производства и заработная плата) – кинетическая энергия; часть дохода, которая не используется в производстве, то есть непроизводственные издержки - потенциальная энергия; уровень свободы хозяйствующих субъектов – энтропия, живой общественно необходимый труд – «тепло» и др.; основные начала (постулаты): общее начало или первый постулат – изолированное товарно-денежное хозяйство с течением времени приходит в состояние равновесия; нулевое начало или второй постулат - положение о существовании скорости обращения денег (коэффициента оборачиваемости средств), как интенсивного параметра, выражающего состояние активности хозяйствующих субъектов (движения стоимости); первое начало или третий постулат – математическое выражение закона сохранения и превращения (распределения) стоимости; второе начало или четвертый постулат – закон стихийного возрастания экономической свободы хозяйствующих субъектов (энтропии) и др. Так же, как в термодинамике, одним из основных методов исследования является метод круговых процессов, так и в капиталодинамике экономический (производственный, хозяйственный) цикл является основой анализа (экономический цикл – аналог цикла Карно), а прибыль – аналог полезной работы, выполненной термодинамической системой. Как и цикл Карно в термодинамике, экономический цикл в капиталодинамике является её сущностью. На базе капиталодинамики разработана фазовая теория социально-экономического развития, в частности, фазовая теория товарно-денежного хозяйства. Получено семейство уравнений состояния, связывающих его основные макроскопические характеристики (массу денег и скорость их обращения, уровень цен и объем продажи товаров и др.). Определены параметры порядка, управляющие поверхностью состояний товарно-денежного хозяйства в системе координат «скорость обращения денег – объем продажи товаров – используемая в производстве часть стоимости товаров». Показано, что товарно-денежное хозяйство может существовать в нескольких качественно отличающихся состояниях (экономических укладах), в том числе при одном и том же уровне развития производительных сил (ВВП) [4].

Также как законы физики выполняются в химии, также и законы социально-экономической физики выполняются в социально-экономической химии; как термодинамика и фазовая теория вещества являются ядром молекулярной физики и химии, так и капиталодинамика и фазовая теория товарно-денежного хозяйства являются ядром социально-экономической физики и социально-экономической химии.

Как в химии широк круг практических задач, решаемых с помощью термодинамических расчетов, так и в экономике теория энергодинамики обладает обширной областью применения. Энергодинамические расчеты могут являться альтернативой дорогостоящему химическому, или, не практикуемому в современном мире экономическому эксперименту; они позволяют сократить материальные и временные затраты при разработке схем, решений актуальных проблем. Кроме того, необходимо подчеркнуть универсальность таких расчетов: интересующие исследователя объекты могут быть самыми разными, при этом способы прогнозирования их поведения оказываются одними и теми же.

Фундаментальным в химии является принцип Ле Шателье – Брауна [3], который вытекает из общего принципа равновесия Гиббса и оценивает воздействие внешних факторов на состояние систем, находящихся в равновесии: «Если на систему, находящуюся в термодинамическом равновесии, оказывается воздействие, изменяющее какой-либо её параметр, то в результате протекающих в ней процессов равновесие сместится в таком направлении, чтобы ослабить (уменьшить) оказываемое воздействие». В молекулярной физике и химии принцип Ле Шателье-Брауна определяет смещение равновесия при изменении температуры, давления и состава (концентрации реагентов) системы. О возможности выполнения принципа Ле Шателье в социально-экономических системах упоминал ещё в 20-х годах ХХ века А.А. Богданов – ученый, известный многим как автор «Всеобщей организационной науки» (тектологии). Так, в докладе «Общественно-научное значение новейших тенденций естествознания», прочитанном на заседании Социалистической Академии Наук (1923 г.), он говорил, что «общество не только в своей материальной жизни, но и в своей интеллектуальной, в данном случае в своем научном сознании, принадлежит к типу систем Ле Шателье, систем равновесия, то есть на внешние, изменяющиеся воздействия реагирует такими свойствами изменений, которые этому противодействуют». Одним из ярких примеров выполнения этого принципа в экономике является принцип «невидимой руки рынка» А. Смита. С учетом вышесказанного, является очевидным, что принцип Ле Шателье-Брауна выполняется для систем, находящихся в стационарных состояниях устойчивого равновесия, и его необходимо рассматривать как фундаментальный принцип всех форм движения материи, то есть применимым не только в условиях термодинамического (в частности), но и энергодинамического (в общем случае) равновесия.

Подводя итоги можно сделать вывод, что химия и экономика имеют долгую историю взаимодействия, которая начинается практически с самого возникновения человечества. Кроме исторических точек соприкосновения, химия и экономика связаны рядом схожих законов, имеют аналогичные принципы объяснения протекающих процессов и прогнозирования результатов исследований. Необходимо также отметить развитие новых концепций и междисциплинарных научных направлений, таких как эконофизика и эконохимия, применяющих методологию естественных наук к анализу экономических данных.

 

Список литературы:
1. Азимов А. Краткая история химии. От магического кристалла до атомного ядра / Пер. с англ. О.В. Стиховой. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015. – С. 10–15.
2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский; предисловие Р.К. Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2009. – С. 32, 184.
3. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие / Н.Л. Глинка. – Изд. Стер. – М.: КНОРУС, 2014. – С. 193. 
4. . Егоренков Н.И. Топологическая динамика товарно-денежного хозяйства / Н.И. Егоренков, Е.Н. Казакова, И.Е.Стародубцев, М.Н. Стародубцева // Вестник ГГТУ имени П.О. Сухого. – 2009. – №3. – С. 92–100.
5. Канапухин П.А. Генезис научных представлений об экономических интересах / П.А. Канапухин, Ю.И. Хаустов // Вестник ВГУ, серия «Экономика и управление. – 2005. – №. 2. – С. 20.
6. Мантенья Р.Н. Введение в эконофизику: Корреляция и сложность в финансах/ Р.Н. Мантенья, Ст.Г. Юджин/ Пер. с англ. Под ред. В.Я. Габескерия. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 8.
7. Романовский М.Ю. Введение в эконофизику. Статистические и динамические модели / М.Ю. Романовский, Ю.М. Романовский. – М. – Ижевск: НИЦ «РХД», ИКИ, 2007. – С. 15.
8. ЦГАОР СССР, ф. 602, оп. 1, д. 23, л. 2. Цит. по: Медушевский А.Н. Формирование социологической концепции П. Сорокина // Социс. – 1991. – №12. – С. 117–122.