Статья:

Оценка влияния Московского авиационного узла на управление объектами недвижимости, расположенными в зоне влияния аэропортов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Карлова И.А. Оценка влияния Московского авиационного узла на управление объектами недвижимости, расположенными в зоне влияния аэропортов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19261 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка влияния Московского авиационного узла на управление объектами недвижимости, расположенными в зоне влияния аэропортов

Карлова Ирина Александровна
магистрант ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», РФ, г. Москва

 

В данное статье представлен обзор экологических проблем, возникающих при эксплуатации аэропортов и относящихся к ним объектов авиации, рассмотрен вопрос воздействия воздушного транспорта на показатели здоровья проживающего в зоне влияния аэропортов населения, обозначены аспекты законодательного неурегулирования размещения объектов различных видов застройки на территориях вблизи аэропортов, а также в целях устранения вышеуказанных проблем предложены комплекс мер, направленных на оптимизацию управления объектами недвижимого имущества.

Московский авиационный узел включает в себя четыре основных международных аэропорта, расположенных на территории города Москвы и Московской области: Шереметьево, Внуково, Домодедово, и недавно введенный в эксплуатацию аэропорт Жуковский, а также вспомогательные аэропорты с меньшим пассажиропотоком: Остафьево и Чкаловский (в настоящее время не осуществляет гражданских международных рейсов). В настоящее время Московский авиационный узел по загруженности является третьим а Европе, входит в десятку самых загруженных в мире.

К сожалению, воздействие авиационных узлов на окружающую среду крайне отрицательно. На экологию воздействуют негативные факторы, которые наносят неизмеримый ущерб, и, соответственно, оказывают значимое влияние на жизнь и здоровье людей, проживающих в зоне влияния аэропортов. Из-за данных факторов территории, прилегающие к аэропортам, не пользуются большим спросом у инвесторов, а стоимость недвижимости в данных районах сильно занижена.

Данная проблема в настоящий момент очень актуальна, так как при уменьшении негативно сказывающихся факторов на экологию и рациональном размещении объектов недвижимости на землях, подверженных влиянию аэропортов, можно существенно улучшить эффективность управления недвижимостью и значительно пополнить местный бюджет за счет налогообложения.

Аэропорты оказывает огромное воздействие на объекты недвижимости, расположенные непосредственно в зоне их влияния. Так, на земельные участки и иное недвижимое имущество, расположенное вблизи аэропортов, действуют негативные факторы, влияющие на понижение спроса на недвижимость.

Локальное загрязнение воздуха воздушными лайнерами является главной проблемой многих стран и регионов. Основными (нормируемыми) загрязняющими веществами, входящими в состав отработавших газов двигателей, работающих на углеводородном топливе, являются оксиды азота, углерода, серы, недосгоревшие углеводороды и сажа, иные твердые частицы. В районе аэропортов валовый выброс авиадвигателями нормируемых веществ (выраженный в тоннах в год) составляет около 80% от общего количества, выбрасываемого в атмосферу всеми источниками [4, с. 2]. Данные вещества частично оседают и накапливаются в почве, водоемах, что преимущественно отражается на здоровье проживающего в зонах влияния аэропортов населения (в связи с тем, что основные выбросы происходят при взлете и посадке лайнера). Таким образом, авиадвигатели оказывают самое существенное воз­дейст­вие среди всех источников авиапредприятия.

Необходимо отметить, что неизбежными продуктами сжигания топлива являются углекислый газ и пары воды вещества, способствующие «парниковому эффекту», а значит участвующие в глобальных процессах изменения климата на планете.

Эксплуатация аэропорта с необходи­мой инфраструктурой приводит к неизбежному отчуждению террито­­рий, возможности эрозии почвы, воздействию на уровень подземных и грунтовых вод, течение рек, а также оказывает негативное воздействие на животный и растительный мир. Почвы вокруг территории аэропортов загрязнены солями тяжёлых металлов и органическими соединениями на 2,5 км [3, с. 5].

Также в авиационные комплексы входят объекты, являющиеся антропогенными источниками электро­магнитных излучений. Основу электромагнитного фона аэродромов формируют устройства преиму­щест­венно сверхвысокочастотных диапазонов. Существенной особенностью искусственных источников электро­магнитного загряз­не­ния биосферы (в отличие от природных) является высокая частотная и фазовая стабильность и большая интенсивность излучения в тех или иных областях частотного спектра, что также является негативным влиянием на окружающую среду.

В настоящее время одной из важнейших проблем является проблема снижения авиационного шума самолетов на местности. Доказано, что авиационный шум опасен для здоровья человека, но, несмотря на это, люди, проживающих вблизи аэропортов, постоянно подвергаются шуму. Многие жилые кварталы оказались в зоне неблагоприятного действия аэропортов, и причин такой застройки территорий несколько: отсутствие установленных санитарно-защитных зон у аэропортов, самовольная застройка вблизи территории аэропортов и недостаточно жесткий контроль со стороны надзорных органов и органов власти за фактами самовольного строительства.

Теоретически, ограничения по застройке в зоне влияния аэропортов действуют на радиусное расстояние до 50 километров от аэропорта. Таким образом, в зону влияния Московского авиационного узла попадает почти вся территория Москвы и большая часть Московской области [2, с. 9].

Следует отметить, что с момента эксплуатации аэропортов не всегда действовали нормативно-правовые документы, регламентирующие территориальное размещение объектов жилой и нежилой недвижимости в зоне влияния аэропортов. В 90-х годах XX века в районах, прилегающих к основным крупнейшим аэропортам, шло активное строительство жилой недвижимости (в некоторых районах оно продолжается до настоящее времени). Причем, разрешение на строительство в большинстве случаев выдавалось без осуществления необходимой экологической экспертизы. В настоящее время также присутствует данная практика, но это больше связано с коррупционной составляющей [1].

Так, фактическое документальное подтверждение того, что строительство жилых объектов подтверждено и законодательные нормативы соблюдены, может не соответствовать действительности.

В настоящее время территории вблизи аэропортов активно застраиваются. В связи с развитой инфраструктурой, удобной транспортной доступностью, наличием свободных территорий, пригодных для застройки, девелоперы считают данные районы привлекательным и перспективным.

Зоны влияния аэропортов считаются наиболее опасными, но они крайне привлекательны для бизнеса. В связи с этим, в настоящее время прослеживается тенденция массового жилищного строительства вокруг аэропортов. Квартиры в новостройках пользуются спросом преимущественно из-за низких цен на недвижимость [2, с. 10].

Также следует отметить, что исходя из условий и конкретного местоположения жилой застройки, она может быть безопасной во всех отношениях, даже если она расположена рядом с аэропортом.

Девелоперы заинтересованы в освоении территорий вокруг аэропортов, так как в пределах города Москвы присутствует дефицит свободных земель. Территории московских аэропортов обладают двумя наиболее привлекательными характеристиками: они воспроизводят высокий поток пассажиров и располагаются в зонах с хорошей транспортной доступностью. Аэропорты являются центрами притяжения логистических операторов, поэтому складская, офисная, гостиничная и торговая недвижимость рядом с аэропортом просто необходима [1].

Оценивая перспективы развития системы объектов недвижимого имущества, находящихся в зоне влияния аэропортов, необходимо принимать во внимание рыночную ориентацию, расположение и транспортную доступность, транспортную сеть, наличие уже сформированных зон жилой и деловой активности, темпы развития самого аэропорта. Проведя анализ этих данных, можно сделать выводы о перспективности их застройки тем или иным видом недвижимости.

На сегодняшний день в нашей стране в должной степени не разработан нормативно-правовой механизм, регулирующий застройку в зоне влияния аэропортов. Строительство разрешено, но степень застроенности территории во многом зависит от шумовых факторов. Согласно действующему законодательству строительство любого объекта недвижимости в зоне влияния аэропортов подлежит обязательному согласованию с администрациями близлежащих муниципальных образований.

Исследовав данные проблемы, для устранения проблем экологии территорий, находящихся в зоне влияния аэропортов, воздействующих на эффективность управления недвижимым имуществом, необходимы следующие меры:

· аэропорты как источники экологического загрязнения территории должны иметь законодательно установленные санитарно-защитные зоны с целью исключения влияния на состояние жизни и здоровья проживающего в зоне их влияния населения;

· необходимо создание и осуществление системы мониторинга за состоянием шумовой обстановки на территории воздействия аэропортов;

· следует прилегающую к аэропорту территорию разделить на зоны с различным функциональным ее использованием;

· следует определиться с методологией установления размера санитарно-защитной зоны от аэропортов: на базе единого норматива при оценке шумового воздействия, учетом оценки риска здоровью населения, единых методик расчета [1];

· для уменьшения выбросов производить более вместительные лайнеры;

· разработать четкий нормативно-правовой механизм, регулирующий застройку в зоне влияния аэропортов.

При наличии серьёзных экономических трудностей, как перед всей страной, так и перед абсолютным большинством авиапред­прия­тий, непросто рассматривать и конструктивно решать современные проб­ле­мы экологии от загрязнения, тем более, что на это неизбежно потребуются большие средства. Несмотря на все это, решить актуальные экологические проблемы, не нарушая законные интересы авиации, это остается одной из наиболее серьёзных задач, стоящих настоящее время. Только решив данные проблемы, можно повысить эффективность управления недвижимостью в зоне влияния аэропортов, и, тем самым, уменьшить риск вреда от авиационных выбросов на жизнь и здоровье населения.

 

Список литературы:
1. Аэропорты озаботились экологией – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aviaport.ru/news/2010/11/01/205014.html (дата обращения 20.10.2016).
2. Гаськова Ю.И. Стратегии развития региона и аэропорта // Экономические науки. – 2015. – № 12. – С. 9–11.
3. Иванов В.Н. Об аэропортах России // Государство и право. Юридические науки. – 2013. – № 3. – С. 4–5.
4. Тюняев А.Е. Развитие российских аэропортов // Экономика и экономические науки. – 2011. – № 131. – С. 2–4.
5. Экологические проблемы воздушного транспорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.convdocs.org/docs/index-125559.html (дата обращения 24.10.2016).