Статья:

Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Зиятдинов И.Т. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19299 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Зиятдинов Ильназ Талгатович
магистрант Казанского Федерального Университета, РФ, Республика Татарстан, г. Казань

 

В статье обосновывается необходимость и целесообразность государственного вмешательства в деятельность малого предпринимательства, рассматриваются основные формы, методы и механизм государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и в США.

В настоящее время малое предпринимательство активно развивается во всех странах мира, а его развитие во многом зависит от государственной поддержки, поэтому изучение вопроса о мерах государств мира в отношении малых предприятий является актуальным.

 Малое предпринимательство участвует в формировании бюджетов всех уровней. Согласно ряду, соответствующих отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса предоставляют рабочие места и являются дополнительным источником доходов населения. Малое предпринимательство осуществляет значительную функцию в формировании инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные тенденции производства.

Механизм формирования и реализации поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) может осуществляться только под воздействием определенных задач, поставленных перед самим государством.

Как показывает опыт развитых стран, для использования предпринимательского потенциала в целях развития экономики страны от государства требуются процессы создания предпосылок для бесперебойной работы МСП, устранения возможных проблем, которыми сталкиваются на начальном этапе малые и средние предприятия, в целях предотвращения отклонений от поставленных целей.

Функционирование системы развития и поддержки МСП в России осуществляется в условиях ослабленного воздействия государства на перечисленные процессы. Работа многих государственных структур поддержки МСП ограничивается в основном лишь фиксированием проблем и препятствий, которые возникают перед малыми предприятиями, и «точечным» решением проблем единичных предприятий. В РФ малое предпринимательство пока не рассматривается как мощный ресурс, обеспечивающий устойчивое развитие государства и его регионов. Оно не входит в реальные приоритеты политики страны, которое характеризуется несовершенством государственной поддержки.

Государство должно выполнять ряд функций, с помощью которых оно осуществляет поддержку МСП. Первой функцией государства в поддержке малых предприятий выступает то, что оно является властной структурой, которая устанавливает необходимые условия для хозяйствования рыночных субъектов, разрабатывает и контролирует соблюдение нормативно-правовых актов. Второй функцией является то, что государство – это собственник имущества, где имеет право полностью распоряжаться и управлять государственным имуществом. Третья функция, это государственные рычаги, которые являются инструментами для регулирования экономики и регулируют рыночные процессы. Данные три функции государства позволяют определить поддержку МСП по следующим направлениям:

·     формирование институциональных основ;

·     научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для малого предпринимательства;

·     нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов МСП;

·     налоговая политика, содействующая развитию МСП;

·     антимонопольная политика;

·     создание и развитие финансово-кредитной поддержки.

В систему государственной поддержки МСП на данный момент входят:

· государственные нормативно-правовые акты, которые направлены на развитие и поддержку МСП;

· государственный аппарат, характеризирующийся множеством институциональных структур государства, которые помогают реализовать государственную политику в поддержке малого предпринимательства;

· инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая охватывает государственные, негосударственные, общественные, образовательные и коммерческие организации, деятельность которых стимулируется и поддерживается государством. Они регулируют деятельность предприятий, оказывают образовательные, консалтинговые и другие необходимые услуги, которые необходимы для развития предпринимательства и дальнейшего их расширения для производства товаров и услуг. Важную роль в развитии МСП выполняет региональная система, формы и методы которой, во-первых, определяются из мер на уровне государства, а во-вторых задачей и спецификой самого региона.

Главными инструментами при государственной поддержки МСП являются программы федерального, регионального, отраслевого и муниципального уровня по развитию и поддержки предпринимательской деятельности. В большинстве развитых стран существенным инструментом государственной поддержки малого предпринимательства выступает система государственных заказов. Такая форма отношений дает возможность обеспечить гарантированный рынок сбыта для МСП, ускорить процесс аккумуляции капитала, расширить производственные мощности, повысить конкурентоспособность, обновить или модернизировать оборудование и др.

В систему государственного аппарата по поддержки МСП входят государственные структуры, которые контролируют развитие МСП на федеральном уровне. На данном уровне поддержку оказывают Министерства и Ведомства методом проведения конкурсов на получение субсидий, грантов, путем налогового стимулирования и др.

На региональном уровне государственную поддержку осуществляют государственные фонды, региональные Департаменты поддержки и развития МСП и др. На муниципальном уровне поддержку осуществляют центры занятости, которые оказывают финансовую поддержку, осуществляют льготные и бесплатные аутсорсинги по ведению бухгалтерской отчетности и пр., муниципальные фонды по развитию и поддержки МСП.

 

Рисунок 1. Структура государственной поддержки МСП

 

Основным формам поддержки МСП относится оказание финансовой, налоговой, юридической, кредитной, консультационной, информационной помощи и другие. При более детальном рассмотрении видов поддержки они на различных этапах деятельности малого и среднего предприятия различаются. Например, во время создания предприятия малого типа практикуется бюджетирование стартапов, проводится консультация по регистрации и постановке на учет, осуществляется помощь при заполнении необходимых документов и информирование о методах продвижения продукции, предлагается информация о предоставлении в лизинг оборудования и техники и о льготной аренде офисного и производственного помещения.

На сегодняшний день в России есть все виды государственной структуры по поддержки и развития малых и средних предприятий, которые имеются и применяются в развитых странах. В основу государственной инфраструктуры по поддержке МСП возложена система государственного и муниципального фондов. В настоящий момент в систему фондов входят Федеральный фонд поддержки МСП и 76 региональных фондов.

Значительную роль в системе управления взаимодействий государства с предпринимательством играют определенные формы и методы взаимоотношений, а также механизмы его поддержки.

Основной формой поддержки предпринимательства на начальном этапе является выдача субъектам МСП кредитов, предоставляющихся администрацией из бюджетных, внебюджетных фондов, а также банками.

Кредитование малого предпринимательства в России на сегодняшний день находится по сравнению с западными странами на низком уровне. В последние время получили развитие государственные программы по поддержке кредитования МСП, однако ситуацию пока переломить не удалось.

Банкиры уверяют, что они открыты для сотрудничества с малым предпринимательством, однако предприниматели это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке.

Малому и среднему предпринимательству в России необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Сюда можно отнести создание новых кредитных программ, совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего предпринимательства, улучшение условий кредитования, снижение процентных ставок и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего предпринимательства в РФ, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 10 лет.

Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на создание благоприятных условий для деятельности МСП на базе увеличения качества и эффективности мероприятий, проводимых государством на федеральном уровне. Таких условий можно добиться лишь в том случаи, если активно будут проводиться следующие меры со стороны государства:

1) в большинстве развитых стран существенным инструментом государственной поддержки малого бизнеса выступает система государственных заказов. Такая форма отношений дает возможность обеспечить гарантированный рынок сбыта для малого предпринимательства, ускорить процесс аккумуляции капитала, расширить производственные мощности, повысить конкурентоспособность, обновить или модернизировать оборудование и др.;

2) кредитно-финансовая поддержка малого бизнеса может быть осуществлена путем разработки и реализации государственных целевых программ, предоставления льготных или безвозмездных субсидий, в первую очередь, на цели научно-технического развития предприятий малого предпринимательства;

3) необходимо уточнить вопросы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, а также их взаимоотношения с бюджетом. Необходимо заново уточнить порядок создания, деятельности и ликвидации предприятий малого бизнеса. Кроме того, ряд направлений деятельности малого предпринимательства требует законодательного оформления, в частности, восполнение пробела законодательных норм, регламентирующих взаимодействие малых и крупных фирм;

4)  в целях совершенствования банковского кредитования малого бизнеса можно предложить следующие мероприятия: развитие конкретных законодательных мер и механизмов поддержки предприятиймалого бизнеса; совершенствование системы стандартов кредитования предприятий малого бизнеса; постепенное улучшение условий кредитования; развитие «старт-ап» проектов; активизация деятельности кредитных бюро; разработка и реализация федеральных программ, нацеленных на стимулирование кредитования предприятий малого предпринимательства; повышение доверия между бизнесом и банками; развитие сотрудничества между малыми и крупными банками в целях расширения кредитования субъектов малого бизнеса и уменьшения кредитных рисков;

5)  в области неналогового регулирования можно предложить максимально использовать международный опыт поддержки и развития малого бизнеса, участвовать в совместных программах, внедрять собственные, сотрудничать с потенциальными инвесторами. На базе единой классификации субъектов малого (среднего) предпринимательства должны разрабатываться и реализовываться государственные программы развития, поддержки, кредитования и пр.

Следует отметить, что от уровня развития малого и среднего предпринимательства, результатов партнерских отношений между предпринимательством и государством, от учета интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс государства.

На западе малый бизнес, а именно в США, начал свое развитие со времен Великой Депрессии и до настоящего времени непременно развивается. Большинство программ, которые разрабатываются сегодня во многих странах мира, в Соединенных Штатах были внедрены уже в 1932 году. В тот период правительство США начало обеспечивать субсидиями субъекты малого бизнеса, понесшие затраты после войны. Благодаря деятельности малых предприятий появились новые рабочие места, что свидетельствует о социальной значимости малого предпринимательства.

«В 1953 году в США было создано Федеральное агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая защищает интересы малого бизнеса на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах.»[1]Данная Администрация по делам малого предпринимательства, а также все ее подразделения осуществляют следующие функции:

·     содействуют в кредитовании малого бизнеса для дальнейшего развития предпринимательства;

·     обеспечивают техническую и информационную поддержку малого бизнеса в США;

·     предоставляют гарантии для кредитования бизнеса;

·     предоставляют субсидии и выдают кредиты субъектам МСП из собственных средств.

В США строго регулируются критерии определения малого бизнеса, связанные с направлением функционирования бизнесменов. Проверяется численность рабочих на малом и среднем предприятии, кроме того, величина дохода и оборота средств.

В целях соответствия предпринимательства нормам законодательства был создан Адвокатский отдел, который отстаивает интересы предпринимателей в суде и в Конгрессе. Государственная политика США направлена на поддержание малого предпринимательства в целях развитии экономики. Правительство считает, что малый бизнес помогает оздоровиться экономики США.

В США малый бизнес всегда имеет особое значение при развитии экономики и получает существенную поддержку со стороны государства. Опыт Соединенных Штатов в развитии малого бизнеса играет важную роль, так как созданные Правительством США программы по поддержке малого бизнеса подтвердили свою корректность и предусмотрены методы их осуществления.

 

Список литературы:
1. Гурьянов П. A. Проблемы становления механизма взаимодействия малого промышленного бизнеса и государства // Современные аспекты экономики. – 2011. – № 2.
2. Данилина Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса // Вестник Института экономики РAН. – 2011.
3. Курганов A. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России. / A. Курганов // Человек и закон. – 2009. – №2.
4. Шиганов В.В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. – 2009. – №4.
5. Якунин C.М. Этапы развития малого бизнеса за рубежом. // Экономика и право. – 2010. – № 4. 
 

[1]http://www.be5.biz/ekonomika1/r2013/4552.htm