Методологические подходы к определению и анализу финансовых результатов коммерческого предприятия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)
Методологические подходы к определению и анализу финансовых результатов коммерческого предприятия
TRENDS OF THE LENDING MARKET IN RUSSIA
Marina Granina
Master student, OCHUVO "Moscow Innovative University", Russia, Moscow
Elena Kritina
Scientific director, Cand. econom. sciences, OCHUVO "Moscow Innovative University", Russia, Moscow
Аннотация. В статье приведены определения ключевых финансовых результатов деятельности предприятия, а также факторы, влияющие на их величину. Кроме того, в работе проанализированы составляющие финансовых результатов, определена актуальность анализа финансовых результатов коммерческих компаний различных форм собственности, а также рассмотрены методологические основы анализа финансовых результатов.
Abstract. The article provides definitions of key financial results indicators of an enterprise, as well as factors that affect their value. In addition, the paper analyses the components of financial results, determines the analysis relevance of financial results of commercial companies of various forms of ownership, and also considers the methodological basis for the analysis of financial results.
Ключевые слова: выручка, методика анализа финансовых результатов, прибыль, рентабельность, себестоимость, факторы роста прибыли, финансовые результаты.
Keywords: revenue, methods of financial results analysis, profit, profitability, cost price, profit growth factors, financial results.
В рыночной экономике на любом этапе ее развития основной целью деятельности коммерческих предприятий различных форм собственности становится получение наибольшей прибыли, повышение доходности бизнеса, обеспечивающих увеличение материальной заинтересованности акционеров и собственников предприятия в результатах финансово-хозяйственной деятельности компании. В этой связи зачастую первостепенными задачами управляющего персонала предприятия является максимизация финансовых результатов. Практический опыт отечественных и зарубежных предприятий показывает, что достижение поставленных менеджментом предприятия целей по повышению эффективности финансовых результатов, более полному использованию всех ресурсов компании, невозможно без грамотного и регулярного анализа формирования прибыли и рентабельности, а также организации систематического контроля факторов, непосредственно влияющих на их количественное значение. В свою очередь, итоги анализа финансовых результатов зависят от применяемой методики исследования.
Таким образом, актуальность темы исследования обосновывается неоспоримым значением результатов анализа прибыли и рентабельности, полученных с помощью эффективных методологических и практических подходов, для выявления резервов их роста.
Цель исследования заключается в поиске эффективных методологических подходов к определению и анализу финансовых результатов деятельности коммерческих компаний.
Изучение научно-экономической литературы согласно теме исследования показало, что определение сущности и состава финансовых результатов предприятия интересовали многих ученых и практикующих специалистов (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Методологические подходы к определению финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия
Автор |
Определение финансовых результатов |
Показатели финансовых результатов |
1 |
2 |
3 |
Дорман В. Н. [3, с. 56] |
Системное понятие, отражающее совместный результат производственной и коммерческой деятельности предприятия |
Выручка, прибыль (убыток), чистая прибыль |
Жилкина А. Н. [4, с. 164] |
Финансовый результат предпринимательской деятельности представляет собой экономическую категорию, заключающуюся в денежном выражении накоплений |
Прибыль. Результирующий показатель коммерческой рентабельности – рентабельность продаж |
Бариленко В. И. [7, с. 247] |
Финансовый результат в общем случае – разность между доходами и расходами |
Выручка, прибыль, рентабельность продукции, активов |
Клочкова Е. Н. [6, с. 274] |
Финансовый результат отражается в достижении основной цели - получении прибыли |
Прибыль, сопоставление доходов и расходов. Рентабельность продукции, продаж, производства |
Абдукаримов И. Т. [1, с. 77] |
Финансовый результат – итог работы предприятия, который выражен в сумме прибыли |
Прибыль (валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль, нераспределенная прибыль) |
Шеремет А. Д. [10, с. 216] |
Финансовым результатом является прибыль или убыток, формирующийся из сопоставления доходов и расходов |
Чистая прибыль. Показатель эффективности – рентабельность продаж |
Савицкая Г. В. [9, с. 259] |
Финансовые результаты выражены в приросте собственного капитала, основной источник которого – прибыль от различных видов деятельности (основной, инвестиционной, финансовой, полученной в результате чрезвычайных обстоятельств) |
Прибыль – как часть добавленной стоимости, возникающей после реализации продукции |
Таким образом, для данной статьи базовым абсолютным выражением финансовых результатов будет считаться прибыль (убыток). Рентабельность является относительным показателем и характеризует, исходя из сопоставления прибыли и затрат, – степень доходности деятельности предприятия [2].
Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, оказывающих влияние на их формирование и резервов роста [8]. К основополагающим факторам роста прибыли относят – снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, увеличение объема производства продукции или оказания услуг.
В настоящее время вопросам анализа финансовых результатов предприятия посвящены многочисленные научные работы – Е. Н. Клочковой, В. И. Бариленко, Г. В. Щадриной, С. А. Бороненковой, М. В. Мельник, Т. У. Турманидзе, Н. С. Пласковой, Г. В. Савицкой, А. Д. Шеремета, И. Т. Абдукаримова и многих других ученых. Несмотря на этот факт, стоит отметить отсутствие единого методологического подхода к анализу финансовых результатов коммерческого предприятия. Так, И. Т. Абдукаримов анализирует валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до уплаты налогов, а также показатели рентабельности: собственного капитала, основного капитала, реализации продукции, затрат. Кроме этого, в работах автора рассматриваются показатели окупаемости основного и собственного капитала [1]. В. И. Бариленко разделял финансовые результаты на абсолютные (показатели прибыли) и относительные показатели (рентабельности) и анализировал их отдельно [7]. А. Д. Шемерет проводил анализ доходов и расходов предприятия в целом, большое внимание уделял влиянию следующих факторов на формирование прибыли предприятия, в частности – инфляции, изменению отпускных цен на продукцию, цен на материалы и сырье, нарушению хозяйственной дисциплины и другим [10]. А. Н. Жилкина предлагает дополнять анализ финансовых результатов – прибыли, анализом денежных средств за исследуемый период. В зарубежных методических разработках производится также анализ ликвидности и платежеспособности предприятия, как косвенных результатов финансово-хозяйственной деятельности [4].
Кроме этого, различные авторы указывают на разные методы исследования, при этом могут использоваться вертикальные, горизонтальные, факторные методы анализа финансовых результатов [5].
В целом можно предложить следующую последовательность анализа финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия (табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Методика анализа финансовых результатов предприятия
Производимые действия |
Метод/способ анализа |
1 |
2 |
Этап 1. Исследование формирования показателей прибыли в динамике (минимум за три года) |
Горизонтальный анализ |
Этап 2. Исследование структуры формирования показателей прибыли. Важно исследовать долю участия валовой прибыли, прибыли от продаж, балансовой прибыли, чистой прибыли в общей структуре выручки. Увеличение в динамике доли чистой прибыли будет свидетельствовать об эффективной деятельности предприятия. |
Вертикальный анализ |
Этап 3. Делаются выводы о степени влияния показателей на формирование прибыли. Производится факторный анализ прибыли с целью определения наиболее значимых влияющих факторов |
Факторный анализ (способ цепных подстановок, абсолютных разниц, индексный, интегральный) |
Этап 4. Для определения доходности деятельности предприятия рассчитываются относительные показатели рентабельности. Предлагается рассчитывать следующие показатели рентабельности – активов, собственного капитала, продаж, производства, основных средств и инвестиций |
Коэффициентный метод |
Этап 5. Определяются факторы, влияющие на показатели рентабельности. |
Факторный анализ (способ цепных подстановок, абсолютных разниц, индексный, интегральный) |
Этап 6. Анализ полученных результатов, выработка рекомендаций по улучшению финансовых показателей (поиск резервов, разработка стратегических планов развития и так далее) |
- |
Анализ финансовых результатов производится, как правило, на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности, в общем случае – бухгалтерского баланс, отчета о финансовых результатах. Отчет о финансовых результатах и данные пояснительной записки к нему являются основными при их анализе.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый результат коммерческого предприятия формируется в процессе осуществления различных видов деятельности и выражается в виде прибыли (убытка), позволяющей, в том числе, увеличивать или уменьшать (в случае убытка) собственный капитал. Существует значительное количество методик их анализа. В данной статье предложено проводить анализ финансовых результатов согласно шести этапам, применяя методы вертикального, факторного, горизонтального и коэффициентного анализа. Конечным результатом оценки полученных результатов анализа должна стать выработка рекомендаций по повышению прибыли (поиск резервов роста прибыли), улучшению показателей рентабельности, и в целом – разработка стратегии дальнейшего пути развития предприятия.