Статья:

Место Российской Федерации на мировой арене в области развития туристической деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рыжов В.В. Место Российской Федерации на мировой арене в области развития туристической деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85079 (дата обращения: 22.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Место Российской Федерации на мировой арене в области развития туристической деятельности

Рыжов Валентин Владимирович
студент Сочинский государственный университет РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В статье представлен анализ мирового рынка туристических услуг, с использованием туристического рейтинга UNTWO. В ходе исследования было рассмотрено положении России в данном рейтинге, а также рекомендации по активизации въездного туризма в страну.

Abstract. The article presents an analysis of the world market of tourist services, unt untwo. The study examined Russia's position in this rating, as well as recommendations for increasing inbound tourism to the country.

 

Ключевые слова: Россия, мировая экономика, туризм, UNTWO, Краснодарский край, рейтинг, ВВП, сфера услуг, международные мероприятия.

Keywords: Russia, world economy, tourism, UNTWO, Krasnodar region, rating, GDP, services, international events.

 

Актуальность: На данный момент сфера туризма является одной из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Въездной туризм является важнейшей отраслью мировой экономики и главной специализаций для десятков государств. Темпы роста туризма за последние пол века оказываются более высокими, а иногда и на порядки, по сравнению с другими сферами экономической деятельности. В 2019 году рынок туризма занял 3 место по объему в мировом хозяйстве (11%), обогнав такие отрасли, как: сельское хозяйство (3%), транспортный сектор (10%), а также сектор строительства (6%). В индустрии туризма сегодня занято 338 млн. человек (10% работающих в мире). Так, например, в США туризм является 3 по доходности, после нефтяной и золотодобывающей, отраслью экономики [1].

Самыми большими регионами по объему туризма на нашей планете являются: тихоокеанский регион (2,7 трлн. долл.), Америка (2,2 трлн. долл.), Европа (2,1 трлн. долл.). Российская Федерация старается активно развивать въездной туризм. Так, например, в 2012 году, по рейтингу UNTWO, Россия вошла в десятку мировых лидеров по количеству туристов, заняв 9 место [2].

Для оценки туристического рейтинга стран существует «Туристический индекс», впервые данный индекс опубликовали в 2007 году на всемирном эконмическом форуме в 2007 году. На сегодняшний день в индекс входит 146 стран. Индекс строится на 90 ключевых показателей, индикаторов, по которым оценивается страна. К примеру, вот одни из показателей данного индекса: бизнес климат, качество медицины и уровень гигиены, политическая ситуация, качество окружающей среды.

Россия в 2019 году заняла 43 место в данном рейтинге. Самыми высокими показателями России, по данному рейтингу, стали: качество медицинских услуг (6,7), лидер по данному критерию – Германия (6,9), а также ценовая политика (5,75), лидер в данном направлении Иран (6,7). Напротив, самыми низкими показателями стали: культура и бизнес среда (3,23), лидер – Китай, открытость миру (2,21), лидер – Сингапур (5,2). В общем рейтинге лидерами стали такие страны, как: Испания, Франция, Германия, Япония, США. Эти страны являются самыми комфортными и популярными для иностранных туристов. Ближайшими конкурентами России в рейтинги стали: Чили (48 место), Турция (44 место), Индия (40 место) [3].

Как видно из данного индекса, Российская Федерация располагается в первой половине данного рейтинга, но, если сравнивать страну с ближайшими конкурентами, и учесть уровень экономики и площадь страны, становится понятно, что Россия существенно уступает в объеме туризма.

Данные Всемирной туристской организации (ЮНВТО) о количестве международных туристских прибытий в период с 2003 по 2014 год, благодаря которым можно увидеть «туристскую» картину по различным направлениям, свидетельствуют о том, что за это время число туристов увеличилось с 690 миллионов до 1 миллиарда 133 миллионов в год, т.е. на 443 миллиона человек. Это составляет прирост на 64% за 11 лет, в среднем почти 6% в год [11].

В России за это же время количество прибывших гостей выросло с 22 с половиной миллиона до почти 32 с половиной, т.е. на 44%, в год в среднем по 4% [11]. Исходя из этого можно предположить, что развитие въездного туризма в нашей стране отстает от мировых показателей. Конечно, такие слишком общие данные о въезде людей нельзя считать полностью соответствующими реальной ситуации с туризмом как таковым. Люди пересекают границу по совершенно разным причинам: кто-то едет на заработки, кто-то хочет получить статус беженца, кто-то, наоборот, возвращается домой, кто-то пересекает территорию той или иной страны транзитом и т.д. [4].

Может быть, более высокими темпами у нас растёт количество приезжающих с целью туризма? Такая статистика тоже есть. По данным Федеральной пограничной службы РФ, число таких гостей уменьшилось с 3 миллионов 152 тысяч в 2003-м до 2 миллионов 583 тысяч в 2014-м году. То есть ситуация не просто не лучше, а гораздо хуже, чем с общим въездом. К сожалению, эти цифры свидетельствуют о ситуации в российском въездном туризме более объективно [10].

Как показывает статистика прибывших в Россию гостей из дальнего зарубежья, их число за 11 лет существенно не менялось и в лучшие годы составляло 8-9 миллионов. Подавляющее большинство людей, прибывших с туристскими намерениями, именно из их числа. Граждане стран СНГ почти совсем не посещают Россию с целью туризма. В 2007 году количество таких туристов упало до совершенно смешной цифры в 90 тысяч человек, после чего статистика по ним на сайте Федерального агентства по туризму не представлена. Однако можно сделать вывод, что количество въездов в Россию повышается каждый год исключительно из-за граждан СНГ, и туризм здесь совсем ни при чём.

Одним из способов привлечения иностранных туристов, который выбрала Россия, является проведение различных спортивных и культурных мероприятий мирового масштаба на территории страны. Одной из целей проведения мероприятий является популяризация и увеличение имиджа страны за рубежом. За последние 6 лет в России прошло большое количество мероприятий мирового масштаба.

Так, например, универсиаду в Казани посетило 80 тыс. иностранных туристов, олимпийские игры в Сочи посетило 1700 тыс. иностранцев, а кубок мира рекордные 6800 тыс. иностранных гостей. Также стоит не забывать, что с 2014 года в городе Сочи проходит этап гонок формулы один, на который приезжает большое количество иностранных туристов, а также «королевские гонки» смотрят миллионы людей по всему миру через ТВ и интернет. В будущем на территории российской федерации пройдут также другие крупномасштабные мероприятия, например, игры чемпионата Европы по футболу в Санкт-Петербурге всемирный фольклорный фестиваль в городе Уфа, а также чемпионат мира по хоккею в городе Санкт-Петербург. Все эти мероприятия смогут привлечь существенное количество иностранных туристов в Россию, а популяризировать данные направления туризма.

Существуют самые популярные направления для зарубежных туристов в России, это Приморский край: россияне – 813 511, иностранцы – 145 483; Иркутская область: россияне – 848572, иностранцы – 124 901; Свердловская область: россияне – 1 079 998, иностранцы – 79 997; Татарстан: россияне – 1 680 475, иностранцы – 101 980; Владимирская область: россияне – 535, иностранцы – 88 845; Ярославская область: россияне – 633 984, иностранцы – 48 845 [4]. Как видно из вышеперечисленных данных, отдаленные направления пользуются популярностью у иностранцев.

Но стоит не забывать о некоторых факторах, которые затрудняют развитие въездного туризма в России, их стоит учитывать, иначе затраты на проведение мероприятий мирового масштаба будут не эффективно выполнять одну из своих главных функций, привлечение иностранного туриста в страну.

  • Особенность географии страны. Ввиду большой площади страны равномерное развитие туризма по всей территории не предоставляется, на данный момент, возможным. Не каждый турист может себе позволить дорогостоящие перелёты на десятки тысяч километров.  А те туристы, которые могут, желают получать высочайший уровень обслуживания, что к сожалению, практически не встречается на отдаленных территориях Российской федерации.
  • Внешнеполитическая ситуация, на данный момент складывается не лучшим образом. Отношения между Россией и западными странами переживают не лучшие времена, что конечно же, сказывается на притоке иностранных туристов.
  • Уровень подготовки кадров сферы гостеприимства. В России в индустрии туризма занято лишь 1,4% населения, к примеру, у ближайших конкурентов показатели значительно выше: Чили 3,4%. Турция 2,3%, Чехия 4,1% [3]. Это говорит о том, что существует нехватка квалифицированных кадров, что приводит к ухудшению качества предоставления услуг. Данная проблема, отмечаемая всеми иностранными (как, впрочем, отечественными) экспертами по туризму, – слабая материально-техническая база и плохо развитая инфраструктура туризма. Это извечный недостаток российской рекреационной отрасли, не позволяющий нам конкурировать с развитыми странами в сфере туризма.
  • Маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта. Низкая информированность населения о рекреационных возможностях своей местности и страны — еще один сильнейший сдерживающий фактор. Если мы не знаем о продукте, можно считать, что его и не существует. Именно поэтому страны с самыми большими туристскими потоками, например, страны Европы, тратят значительные суммы именно на рекламу и раскручивание турпродукта. В эру информационных технологий, когда интернет стал всеобъемлющей сетью, которая объединяет людей, продвижение в нем является самым необходимым условием успешной маркетинговой стратегии для туристского продукта. Продвижение туризма должно продвигаться государственными структурами. Должен существовать четкий постоянный план продвижения турпродуктов. Данный план должен быть прописан в федеральных программах развития внутреннего и въездного туризма. Тем не менее, в некоторых целевых программах развития имеются недочеты, что также становится сдерживающим фактором развития туризма.
  • Региональные программы развития туризма/ некачественный и неэффективный брендинг регионов или его отсутствие. Большинство регионов почти не финансирует туризм, понижая или полностью исключая возможность его роста в своих целевых программах развития. Тем самым данные регионы значительно уступают в конкурентоспособности турпродукта и туристской привлекательности.

Данные проблемы является ключевым препятствиям при развитии въездного туризма в Российской Федерации. И если не учитывать во внимание данные факторы, проведение крупных мировых событий не сможет дать результат в полном объеме. Соответственно для полноценной реализации программ по развитию въездного туризма требуется:

  • Поддержка туристического бизнеса со стороны государства. Правительству требуется боле активно поддерживать данное направление предпринимательства, тем самым создать более насыщенный рынок услуг с более высокой конкуренцией, что поспособствует повышению качества предоставляемых услуг.
  • Развить новый механизм формирования туристического направления. Например, Москва или Санкт-Петербург как большие узнаваемые города и начальные точки маршрута, далее – перемещение в другие регионы. Создать новые брендовые маршруты, объединяющие регионы. Например, «Серебряное ожерелье России». Это направление включает одиннадцать субъектов с этнографическими, культурными и историческими точками. Создать единый полноценный портал туристической России, объединяющий все предложения для иностранных визитеров.
  • Вести льготы на покупку билетов в самые популярные направления въездного туризма, например, камчатка, при оформлении туров иностранными туристами, где билеты уже включены в стоимость тура.

Таким образом можно подвести некоторые итоги. Туристический индекс наглядно показал недостатки, в которых должна развиваться Россия для повышения въездного туризма. Также стоит отметить, что международные мероприятия действительно поспособствовали увеличению потока въездного туризма в страну. Но без внимания на некоторые факторы, такие как: ценовая политика авиарейсов, внешнеполитическая ситуация, качество предоставляемых услуг, Россия не сможет получить в полном объеме результат от проведения мероприятий.

 

Список литературы:
1. Экономика туристской отрасли [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://vuzlit.ru/401542/ekonomika_turistskoy_otrasli
2. Россия на мировом туристском рынке [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://bstudy.net/693347/turizm/rossiya_mirovom_turistskom_rynke
3. Travel and Tourism Competitiveness Report 2017 [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/
4. Въездной туризм в РФ: понятие, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://fb.ru/article/320693/vyezdnoy-turizm-v-rf-ponyatie-problemyi-perspektivyi
5. The World Economic Forum [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://www.weforum.org
6. Силаева А. А., Коновалова Е.Е. Развитие франчайзинга в сфере туризма //Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 7 (45). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-iournal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2013 7 (дата обращения: 01.10.2015).
7. Силаева А.А., Чхиквадзе Н.А. Маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью на туристическом рынке // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2010. - С. 277-284.
8. Karmanova T.E.E., Podsevalova E.N., Zikirova S.S., Silaeva A.A., Leonova V.P. CLUSTER MODEL OF REGIONAL TOURIST BUSINESS IN RUSSIA // Asian Social Science. 2015. Т. 11. №6. С. 279-286.
9. Kryukova E.M., Vetrova E.A., Maloletko A.N., Kaurova O.V., Dusenko S.V. SOCIAL-ECONOMIC PROBLEMS OF RUSSIAN MONO-TOWNS // Asian Social Science.
10. Makeeva DR., Kryukova E.M., Konovalova E.E. TOURISM AS PREFERRED DIRECTION IN THE STRATEGY OF SUBSTITUTION OF INDUSTRY BRANCHES IN MONO-TERRITORIES OF RUSSIAN FEDERATION // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. №1. С. 176-178.