Статья:

История православного храма в р.п.Исса Пензенской области

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(3)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Хрипунова А.О., Уразова С.А. История православного храма в р.п.Исса Пензенской области // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19335 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История православного храма в р.п.Исса Пензенской области

Хрипунова Алина Олеговна
студент специальности «Туризм», Пензенский Государственный Университет, ФЭиУ, кафедра «МКиСО», РФ, г. Пенза
Уразова Светлана Альбертовна
канд. ист. наук, доц. кафедры «История Отечества, государства и права», Пензенский Государственный Университет, ФЭиУ, кафедра «МКиСО», РФ, г. Пенза

 

Минувший ХХ век стал веком жестких, продолжительных тотальных гонений на Русскую Православную Церковь, проводимых на государственном уровне. Планы создания светлого коммунистического будущего предполагали полное уничтожение Православной Церкви, дехристианизацию всех сфер жизни русского общества и принудительною замену традиционной духовности ложным социалистическим учением. Чтобы осознать все утрату, чтобы понять, чего лишился русский православный народ в советское время, нужно хотя бы ненадолго, но ярко представить себе прошлую Россию. Былое великолепие монастырей и храмов, их неисчислимые духовные и материальные богатства. Вспомнить крестные ходы и церковные праздники, собиравшие тысячи людей разного сословия и достатка, объединяемых религией.

Всякие попытки изучить и понять Русскую историю в отрыве от ее православной основы, ложны и обречены на неудачу. Пензенская область несет в себе отражение всех произошедших в стране событий. И районный поселок Исса Пензенской области в том числе.

В 1820 году было принято решение в Иссе начать строительство каменной церкви взамен деревянной, стоявшей в центре села с 1764 года. Назвали ее церковью Спаса и открыли в 1838 году. По праздникам колокол созывал сюда тысячи прихожан. По рассказам старожилов села Уварова, звон этого колокола слышался и здесь, за 18 километров от Иссы. В хорошую погоду он доносился даже до Инсара. В метель колокол звонил, помогая путникам найти правильную дорогу. В 1931 году, с Покрова после отпевания умершего коренного жителя Иссы Прокофия Якунина, церковь закрыли и уже не открывали. Люди, оказавшиеся у власти в Иссе, хотели в церкви сделать конюшню. Вместо этого устроили склад овса [1].

В1968 году были взорваны остатки сводов Спасской церкви в Иссе, церковная жизнь в поселке словно замерла- прекратил свое существование храм. Но люди продолжали молиться Богу о спасении России. Многие ездили на церковные службы в Преображенский храм с.Николо-Пестровка Иссинского района. Преображенский храм с.Николо-Пестровка – единственный храм Иссинского района, который не был закрыт и разрушен в годы «лихолетия». Долгие годы храм являлся духовным очагом для православных не только Пензенской епархии, но и близлежащих населенных пунктов Мордовии. Сюда жители р.п.Исса ездили, чтобы крестить своих детей, венчаться, помолиться. Также в городе Рузаевка Республики Мордовия, которая граничит с Иссой, действовал храм, куда тоже приезжали иссинцы. Крестили детей зачастую бабушки, если не было возможности поехать в храм или пригласить домой священника. По воспоминаниям жителей Иссы:«Собирали почти все село, когда приезжал батюшка, чтобы покрестись наших деток. Церковь жила в душах наших людей».

В 1991 году в Районом доме Культуры р.п Иссы собралась инициативная группа людей, которые решили возродить церковную жизнь в Иссе. «Обратились к Секретарю Райкома КПСС Иссинского района Александру Свешникову,- рассказывает участница этого собрания В.Е.Солдаткина – Он нас поддержал, обещал помочь с помещением. И поехали мы к Архиепископу Пензенскому и Кузнецкому Серафиму (Тихонову) просить его благословения на открытие в Иссе молитвенного дома. Владыка благословил. Иссинский совхоз выделил нам помещение бывшего спортзала. Стали собирать средства на ремонт. И настал день, когда в Иссу приехал Архиепископ Серафим (Тихонов), чтобы освятить престол Иссинского Преображенского молитвенного дома р.п.Исса, и привез с собой молодого настоятеля- отца Валерия Кожухина. Началась новая церковная жизнь в нашей Иссе».

Под руководством священника Валерия Кожухина бывшее помещение спортзала полностью изменилось. В Воскресные и Праздничные Дни совершалась божественная литургия. В 1992 и 1993 годах Иссу посетил Архиепископ Пензенский Серафим (Тихонов), который оценил деятельность отца Валерия и всего прихода. В новейшей истории церковной жизни Иссы Владыка Серафим сыграл огромную по своей значимости роль. Это был действительно Архипастырь, который прослужил на родной для него Пензенской земле почти двадцать два года. Он помнил каждый храм своей епархии, знал по именам не только священников, но и бабушек-прихожанок дальних сельских приходов, в том числе и Иссы. За труды во благо Русской Православной Церкви иерей Валерий Кожухин был возведен в сан протоиерея.

В 2010 году к 300-летию Иссы Главой Администрации Иссинского района Т.П.Юриной принимается решение о строительстве в р.п.Исса храма-часовни. 27 Июля 2010 года Иссу посетил Настоятель Успенского кафедрального собора Сергий Лоскутов [3]. На месте разрушенной четырехпрестольной церкви должна появиться новая. Был заложен первый камень в ее строительство. «В одночасье это решение, конечно, не пришло. Мы почти 20 лет здесь молились с основания нашего Преображенского молитвенного дома. Все очень рады, все очень довольны, что в нашем поселке будет настоящий полноценный храм», – рассказывает бывший настоятель Иссинского Преображенского молитвенного дома протоиерей Валерий.

Священник Валерий Кожухин прослужил в Иссинском Преображенском молитвенном доме почти двадцать лет вплоть до 2010 года. 08 декабря 2010 года Указом правящего архиерея настоятелем молитвенного дома был назначен священник Евгений Костин. Священник Евгений (Костин) начинает капитальный ремонт в Иссинском Преображенском молитвенном доме р.п.Исса. В Иссу впервые в истории привозят частичку мощей Св.блаженной Матроны Московской, Феодоровскую икону божией матери. Отец Евгений Костин отправляется в Николо-Угрешский мужской монастырь Московской Патриархии, где приобретает проект будущего храма в р.п. Исса.

17 апреля 2011 г. по благословению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина в Иссе открывается Иссинское отделение Союза православной молодежи земли Пензенской, которые было поручено возглавить Алексею Молебнову, ученику лицея. В Иссинском отделении СПМ двадцать молодых людей, которые объединились в молодежную общину «Преображение» при Преображенском Молитвенном доме р.п. Исса. Со времени основания Иссинского отделения Союза православной молодежи прошло сравнительно немного времени, но уже удалось достигнуть определенных результатов: провести в р.п.Исса Молодежный православный форум, совершить паломничества в Свято-Успенский Вышинский женский монастырь (Рязанская обл.), к поясу Пресвятой Богородицы в г. Саранск, познакомится с православной молодежной общиной Кафедрального собора св. Федора Ушакова [4].

В Иссе так же есть люди, которые были причислены к Лику Святых. Одной из них является преподобномученица Ева Чемкентская. В миру Акилина Васильевна Павлова, родилась 10 июля 1879 года в селе Исса Инсарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье. Место ее пострига и начальных иноческих подвигов неизвестно; в следственном деле сохранилось лишь упоминание о том, что Павлова А. В. была игуменией в монастыре г. Пензы.

По всей видимости, матушка Ева была настоятельницей в пензенском Свято-Троицком женском монастыре. В конце 1920-х годов Свято-Троицкий монастырь был закрыт, а единственную его церковь, еще остававшуюся действующей, захватили обновленцы. Матушка Ева перебралась в соседнюю Саратовскую епархию, но в 1929 году она была арестована в селе Балки Ртищевского района Саратовской области и приговорена «за контрреволюционную агитацию» к 8 годам ссылки в Казахстан. Из назначенных ей восьми лет новомученица отбыла в ссылке три года, освободившись в 1932 году. В середине 1930-х годов она упоминается игуменией Сретенского женского монастыря в Москве, позже закрытого и до основания разрушенного гонителями. Сама настоятельница обители была сослана в Чимкент.

В Чимкенте матушка Ева организовала тайную монашескую обитель и далее была арестована 23 июня 1937 года. Всего в этот и следующий день были арестованы 19 человек. Новомученица отвергла лживое обвинение, заявив следователю: «Контрреволюцией я не занималась и не проводила такую работу». 23 августа 1937 года заседание тройки Народного комиссариата внутренних дел по Южно-Казахстанской области постановило расстрелять иryмению Еву и остальных причастных людей. Смертный приговор преподобномученице Еве был приведен в исполнение 27 августа 1937 года. Все новомученики были казнены близ г. Чимкента в местности, называемой Лисья балка, и погребены в братской могиле на месте своей гибели. В настоящее время место их захоронения неизвестно. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, игумения Ева (Павлова) была причислена к Лику Святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских [2].

Иссинский Преображенский храм не обладает выдающейся историей. Но люди, посещая его, духовно обогащаются и избавляются от своих душевных переживаний. Поэтому особенность храма заключается в том, что он уже на протяжении большого количества времени представляет религиозную ценность для местных жителей и жителей соседних районов.

 

Список литературы:
1. Материалы краеведческого музея р.п. Исса.
2. Преподобномученица Ева Чимкентская – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://kuzneparhia.ru/raspisanie-bogosluzhenij/svyatye-i-svyatyni/prepodobnomuchenica-eva-chimkentskaya/ (Дата обращения 17.02.2016).
3. Районная газета р.п.Исса «Вперед», выпуск июнь / 2010.
4. Союз православной молодежи р.п.Исса – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://xn----7sbbbtcagtc5chlodya.xn--p1ai/?q=node/31 (Дата обращения 20.01.2016).