ДЕРЕВНЯ НАША ИСПОКОН ЗОВЕТСЯ УЕЖКОМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)
ДЕРЕВНЯ НАША ИСПОКОН ЗОВЕТСЯ УЕЖКОМ
Наша жизнь строится на собственном опыте и опыте поколений. Как дом не может стоять без фундамента, так и человек не может жить без прошлого. Когда-то в селе Уег (в 1859 г. деревня Уежная), которое в настоящее время является составной частью Усть-Цилемского района Республики Коми кипела жизнь. Обрабатывались поля в округе, было много техники, работала ферма. В постсоветский период о прошлом напоминают развалины гаража, фермы, складов.
Цель данного исследования состоит в рассмотрении наиболее значимых событий одного из удаленного от центральной России населенного пункта северного края.
По преданиям местных жителей, передаваемых из поколения в поколения, старинное село Уег было основано в 1754 г. переселенцами из села Усть-Цильма. По сведениям историка И. Л. Жеребцова материалы ревизий относят появление населенного пункта после 1795 г. [5, стр. 383]. Село расположено на левом берегу Печоры, на крутой горе левого берега Уежного шара, в 45 км от райцентра. Дорога без пересадок возможна только зимой (при условии качественной работы дорожных служб). В летнее время дорога до села занимает довольно много времени: сначала рейсовый автобус или такси доезжает до устья р. Низевая, затем на лодке в течение 20-30 минут до устья Шара, далее на тракторе или пешком. На востоке от села простираются огромные, заливные луга и синеют многочисленные озера, которые в половодье заливает р. Печора. На запад от села – необъятное море тайги. В хвойных и лиственных лесах водится много зверя, птицы, растут грибы, ягоды различных видов. С южной стороны села протекает небольшая речка Лазоревка, в которую на нерест заходит хариус, рыба, любящая чистую воду [1].
С коми языка Уег (Уед) переводится как «проход, прорубленный во льду для переправы скота вплавь; длинная прорубь во льду для ловли рыбы; ровный прямой след на воде, в снегу, на траве». Местный географический термин «уег» заимствован из коми языка, где был преобразован от глагола «уйны», что значит «плыть, переплывать» (о животных). В числе первых обитателей деревни был переселенцы из Усть-Цильмы. Затем на данную территорию пришли переселенцы с рек Мезени и Вашки. В конце 30-40 гг. ХIХ в. часть жителей деревни переселились в Сибирь.
В 1926 г. в селении имелся 71 двор, 257 жителей (115 мужчин, 142 женщины). В 1930 г. населенный пункт являлся центром сельсовета со школой, избой-читальней и библиотекой. К числу промышленных предприятий относился маслодельный завод [4].
Во время Великой Отечественной войны жители Уега внесли свой вклад в разгром врага. По официальным данным защищали Родину 123 человека. Однако старожилы вспоминают о более 200 ушедших на фронт. Домой вернулись Панкратий Федорович Дуркин, Карп Степанович Комаров, Иольян Ефимович Поздеев, Павел Григорьевич Поздеев, Иван Михайлович Дуркин, Павел Михайлович Томилов и другие. Среди потомков воинов живет память о тех, кто никогда не вернется с полей великой битвы, кто отдал свои жизни ради счастья других людей [2].
Рассмотрим подробнее историю школы села Уег. Согласно архивным данным, одноклассное начальное сельское училище впервые открылось в деревне 1 января 1915 г. с общежитием на 5 учащихся. Оно располагалось в помещении, которое содержалось за счет казны, уездного ведомства и земских сборов. С 1 января 1916 г. в Уежном училище обучалось 36 детей, 8 выбыло до окончания обучения (из-за домашних работ по хозяйству). Вероисповедание учащихся – 1 православный, 35 раскольников – все из сельского населения. Площадь учебного заведения составляла 2,72 кв. аршин. В училище имелась библиотека из 296 книг в 302 томах, в том числе учебная и методическая литература, а также наглядные пособия. Одним из учителей работал выпускник Архангельской Ломоносовской гимназии Карабанов. Он преподавал общеобразовательные предметы и Закон Божий. Кроме него обучение велось выходцем из крестьян Иваном Никифоровичем Кокиным и Леонидом Романовым. По состоянию на 1 января 1925 г. в д. Уежной Усть-Цилемской волости Печорского уезда имелась одна школа I ступени, число учащихся в 1919 – 1920 гг. – 34, в 1920 г. – 42, в 1922 г.- 39 человек [4].
На протяжении многих лет Уежная школа размещалась в частных домах. Затем в 1959-1960 учебном году семилетка была переведена в с. Хабариху [4]. В деревне осталась двухкомплектная начальная школа, которая до 1968 г. занимала здание бывшего служителя церкви. В ней вели обучение учителя Чупрова (Корючева) Евгения Васильевна и Ермолина (Торопова) Валентина Егоровна. С 1970 г. коллектив учителей пополнили Прокопьева Дина Ивановна и Минина Валентина Николаевна [6]. После сокращения числа детей с 1 сентября 2001 г. была организована Уежская начальная школа-детский сад [3]. Затем данное учебное заведение закрылось. Дети начали обучаться в школе-интернате соседнего с. Хабариха.
В 1992 г. село Уег стало центром нового сельсовета, численность населения которого с д. Мыза составила 359 человек [5, стр. 383].
Уроженцы села Уег, которое является глубинкой европейского Севера России достигли высоких трудовых показателей. Например, Павел Иванович Поздееев с 1996 по 2002 гг. являлся министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. Доктор экономических наук, профессор Григорий Михайлович Семяшкин возглавлял Институт повышения квалификации и переподготовки работников агропромышленного комплекса Республики Коми. Николай Анатольевич Попов длительное время работал в газете «Красная Печора» и оставил о себе добрую память как талантливый журналист.Уроженец с. Уег Федор Михайлович Дуркин героически защищал границу своей Родины во время советско-китайского конфликта на полуострове Даманском, за что был награжден орденом Красной Звезды [2].
В заключение сделаем выводы по теме исследования. История села Уег тесно связана с историей всей страны, что проявляется в экономических, культурных и социальных аспектах. Знание о прошлом родного края помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.