Статья:

Наставничество как инструмент образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Свиридова Д.И. Наставничество как инструмент образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 9(30). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/30/35190 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Наставничество как инструмент образования

Свиридова Дарья Игоревна
студент Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет, Россия, г. Москва

 

В контексте становления демократии современное российское общество следует принципам гуманизации и равенства, одновременно эти принципы занимают свое место и в системе высшего образования, которое все еще не нашло свою самобытность после распада Советского образовательной системы и постоянно меняется в связи с процессом вхождения в мировое образовательное пространство, в частности через приобщение к Болонскому процессу.  Реформирование высшего образования ставит перед студентами повышенные требования самостоятельной работы, а ответственность за качество полученного образования все больше полагается на самого студента, поэтому возникает все более острая потребность в опытных «проводниках» из многогранную сферу конкретной науки.  Существующие формы взаимодействия между студентом и преподавателем – профессионалом, нуждаются в совершенствовании, поэтому в мировой образовательной практике все чаще используют инструмент "наставничества".

В разное время и в разных культурах подходы к формированию новой личности отличались.  Наставничество существовало уже в первобытном обществе под видом обряда инициации.  Для подготовки к этому обряду выбирались специальные наставники, которые учили молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям.  Например, общественное воспитание юного перса начиналось с 7 лет.,  учителями и наставниками были персы не моложе 50 лет, которые имели весомый жизненный опыт и могли служить примером для юношества.  Наставники мальчиков должны были отличаться способностью учить, а наставники юношества - способными воспитывать в них добродетели.  Пример старцев был основным инструментом обучения и воспитания в справедливости и умеренности.  Еще древние культуры считали необходимостью достойное воспитание молодого поколения [3].

В отечественную гуманитарную сферу понятия наставник пришло из Западной школы, где для его определения используется термин "mentor".  Именно так звали человека, которому поручил на воспитание своего сына Телемаха Одиссей на время своего длительного путешествия.  Ментор был мудрым и доверенным советником Одиссея.  Именно таким образом, от древних источников понятие "mentor" - "наставник" дошло до наших дней [1]. 

Несмотря на мифические истории концепция наставничества правдиво уходит своими корнями в мир античной Греции.  Сократ и другие философы брали на себя роль наставника для тех молодых людей, которые демонстрировали значительные лидерские способности.  Взамен, их подопечные соглашались со временем стать наставниками для других.  Впоследствии идея сопоставления опыта и его передачи молодому поколению перешла и на производство, и воплотилась во времена Средневековья в форме отношений мастер-ученик.  Наставник принимал способного ученика и раскрывал ему все аспекты своей работы [3]. 

В отечественной практике наставничество развилось в массовое движение в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х годов).  Наставничество можно трактовать как «шефство» опытных работников над молодыми, которые только учатся и входят в рабочий коллектив.  В случае производственного наставничества оно предполагает не только обучение специальности, но и моральное и культурное воспитание нового члена производственной сообщества. 

На протяжении своей истории содержание наставничества постоянно эволюционировало, наконец получив свои современные определения.  Соответствующие отраслевые словари смысловые нюансы понятия "наставник" описывают, используя следующие характеристики: "тот, кто дает советы, обучает; советчик, учитель; смотритель ".  Термин "наставлять" имеет значение "давая советы, учить чему-то; приводить, направлять, нацеливать и т. д.  в нужном направлении; направлять" [3].

Наставничество может реализовываться в следующих формах:

- один на один - традиционная модель наставничества, когда один наставник сотрудничает в паре с одним подростком.  Примером такой модели могут послужить программы "Старшие братья / Старшие сестры" (Big Brothers / Big Sisters), образовательное наставничество, наставничество на производстве. 

- командное наставничество - это форма наставничества, которая предусматривает сотрудничество группы опытных лиц с группой менее опытных.

- групповое наставничество - один или двое наставников выстраивают отношения с группой подопечных через частые встречи или совместный быт.  Примером является Скаутское движение.

В зависимости от сферы применения, выделяют следующие типы наставничества:

1. Основанное на общине, например, несовершеннолетних, людей с ограниченными возможностями и т.д..

2. Религиозное - наставничество со специфическим духовным ударением (Христианское, Иудейское и другие).

3. Профессиональное (производственное) - наставничество, которое подчеркивает обучении основным навыкам определенной профессии.

Особое развитие приобретает корпоративное наставничество, которое сумело превратиться в привычный инструмент развития лидеров в компании.  Сегодня почти половина менеджеров американских организаций признает, что участвовали в тех или иных наставнических мероприятиях.

Исследование также указывает на то, что общество все более открыто воспринимает наставнические практики.  Наставничество сегодня воспринимается уже не как инструмент решения проблем, а как инструмент развития.  Несмотря на то, что на наставничество в бизнесе тратятся значительные средства, однако ничего из этой суммы не тратится даром [7].

4. Образовательное - наставничество с ударением на учебном компоненте и достижениях.  В сфере образования, наставниками являются профессора той области, в которой заинтересован студент.  Такой тип наставничества можно охарактеризовать как комплексный интерактивный процесс между индивидами, которые имеют разный уровень знаний и опыта.  Следствием этого сотрудничества ожидается образовательный и карьерный рост студента.

Наставничество - это поддержка и вдохновение для молодой личности на пути развития собственного потенциала и собственных навыков, а также выбора и становления тем, кем он хочет быть.  Наставник обеспечивает подопечному провод, делится мудростью, знаниями и поддерживает подопечного способом, который последний способен эффективно воспринять и из которого сможет больше воспользоваться. 

В общем наставничество является сложным и многогранным процессом, в котором наставник может принимать на себя следующие роли: тренер, доверенное лицо, друг, проводник, слушатель, партнер, вдохновитель, учитель.

Стоит отметить, что в этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и наставник.  Наставничество является ярким примером педагогики сотрудничества, противопоставляется привычной для постсоветских стран образовательной системе, авторитарного подхода к процессу профессионального развития и становления.

В условиях образовательных реформ нужна другая методика воспитания, а отсюда и признание так называемой "педагогики партнерства", которая является одним из компонентов наставничества.  Ее сущность заключается в демократическом и гуманном отношении к подопечному, обеспечении его права на выбор, на собственное достоинство, уважение, право самостоятельно делать жизненный выбор.  Такой подход является свидетельством того, что наставничество имеет основания для того, чтобы восприниматься и использоваться в отечественном образовании.

Понятие наставничества, очень актуально для нового образования, однако все еще остается малоисследованным.  Основные его принципы и ценности присущи новой российской педагогике, служат качественным основанием для развития этой практики в России.  В сочетании с ценным зарубежным опытом это будет способствовать максимальному использованию прогрессивных идей в реформировании отечественной педагогики.  Стоит также отметить, что практика наставничества нашла свое место не только в образовательной сфере, но и все чаще используется в сфере человеческих ресурсов и менеджмента, демонстрируя плодотворные результаты, поскольку прежде всего она имеет целью личностное и профессиональное развитие человека, которое может осуществляться в различных условиях в течение всего процесса жизнедеятельности.

 

Список литературы:
1. Социальная работа: Учебное пособие/ Е.И. Холостова – 7-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2010 – 800 с.
2. Генезис социальной работы в России / Холостова Е.И., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 232 с.
3. Максвелл Д. Наставничество 101. – М.: Попурри, 2009.
4. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы [Электронный ресурс]:  http://www.dszn.ru/
5. Общественная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://www.oprf.ru/
6. Официальный сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]: https://www.mos.ru/
7. Щевьева А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия [Тескт]/ А.А. Щевьева// Сервис в России и за рубежом; Российский государственный университет туризма и сервиса. – 2010 - № 3. – с. 213-223.