Статья:

Русская поэзия второй половины XX века

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Шульга М.В., Дианова Н.Ф. Русская поэзия второй половины XX века // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 9(30). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/30/35228 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Русская поэзия второй половины XX века

Шульга Мария Викторовна
студент Академия маркетинга и социально-информационных технологий РФ, г. Краснодар
Дианова Наталья Фёдоровна
канд. культурологии, доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий РФ, г. Краснодар

 

Вторая половина XX века стала  для советской поэзии некой исторической вехой. Поэзия 40-80 годов со всей полнотой отразила события, происходящие в Советском Союзе, а также мысли и процессы, которыми жил народ.  Появилось  много молодых и талантливых поэтов, творчество которых вывело поэзию на эстраду, их произведения читались в огромных залах, на площадках, где собиралось большое количество людей, на их стихи писали песни. [4, с. 245]

В поэзии того той эпохи  преобладало много направлений, одним из них являлась гражданская лирика. Одним из  ярких представителей данного стиля был А.Т.Твардовский.  В его произведениях  показаны  основные этапы  разви­тия страны того времени: коллективизация, Великая Отечествен­ная война,  послевоенное время. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт в своих произведениях широко использует народный разговорный язык, такой родной и понятный для восприятия простым человеком, и в духе народно- поэтического творчества рисует своих героев. [5, с. 65]

К примеру поэма «Василий Тёркин» - это произведение о войне, в котором показаны   образы обычных людей, их действия в военных и жизненных ситуациях. Главным героем  исторической эпопеи является Василий Тёркин- персонаж, весьма интригующий внимание читателя.  [7, с. 94]

В послевоенный период Твар­довский  пишет продолжение истории героя «Тёркин на том свете».  В этом произведения автор доносит до общества мысль, о том как  нужно избавлять свое сознание от ярлыков и навязливого, всепоглощающего мнения власти. Поэма начинается со спора по­эта с читателем, который боится «собственного я», боится высказать своё мнение, во всём видит правоту власти. Тёркин, сохранив живую душу на «том свете»,  вступает в бой с тоталитаризмом.  На «том свете» у власти над человеческими душами, так же как и в реальном мире  стоит военно-бюрократическая Система.

Тёркину удается выбраться с «того света», тем самым он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Тёркина - это  выход для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Новый Тёркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит простой народ. [7, с. 103]

Другим не менее ярким представителем гражданской лирики стал Евгений Евтушенко. Его произведения начали печататься в 1949 году, самое первое стихотворение опубликовали в газете «Советский спорт». В 1952-1957 гг. поэт обучался в Литературном институте имени Максима Горького, однако был исключен за поддержку романа «Не хлебом единым» Дудинцева и «дисциплинарные взыскания». В 1952 году вышла первая книга его стихов «Разведчики грядущего», позже автор назвал её незрелой и юношеской. В  этом же году Евгений стал самым молодым членом Союза писателей. В период 1950-1980-х годов, характеризовавшихся настоящим поэтическим бумом, Евгений Евтушенко вышел на арену большой  популярно­сти. Искренностью своих произведений  он покорил душу всего советского народа, в его творчестве чувствовались независимость, свежесть и простота. Его выступления собирали большие стадионы, и вскоре поэзию периода «оттепели» начали называть эстрадной. [3, с.86]

Ещё одним из ярких представителей среди поэтов, так называемого нового поколения, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы, стал Андрей Андреевич  Вознесенский. Его творческий путь  развивался сложным путем.

Незаурядная талантливость поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов  передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца.

Во многих стихах Андрея  Вознесенского заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в самих себе, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле. В творчестве поэта сильно заметны душевные переживания. Андрей Андреевич  сам ощущает острую необходимость обновления духовного содержания поэзии.
Эти порывы и устремления прозвучали в книгах «Дубовый лист виолончельный» (1975) и «Витражных дел мастер» (1976). Они обусловили и появление иных мотивов и деталей, например в восприятии природы. Поэт с неким удивлением признается сам себе: «Вижу как будто впервые озеро красоты русской  периферии». Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были изданы в «Литературной газете» В 1978 г. в Нью-Йорке ему была присуждена премия Международного форума поэтов, за выдающиеся достижения в поэзии. Также очень популярно  в те годы было  творчество лириков-философов. Одним из ярких представителей этого направления стал Булат Окуджава. В то время, когда Окуджава поднялся  на вершину  народного признания , он был уже вполне состоявшимся, самостоятельным человеком.

Поэт  сочинял  стихи и музыку к ним, в итоге получались будоражащие душу и разум песни, которые в один миг подхватывались людьми всех возрастов. Столько в них было неподдельного и  тонкого человеческого чувства.

Его произведения исполнялись не только в больших концертных залах и на специальных площадках, но и просто на улицах, вечером у подъездов в больших дружных компаниях. [1, с. 52]

Способность чувствовать эпоху, в которой живут его герои, сопоставлять  их с обществом, сделала Окуджаву одним из самых лучших и признанных творцов песни и музыки  в кинематографе.

Во многих своих произведениях Булат Шалвович  показывает слушателю бурную жизнь общества  в период так называемой «хрущёвской оттепели».

И когда время той самой «оттепели»  в стране сменилось «холодным временем» многие поэты-песенники прекратили свое творчество и  эмигрировали за границу.

Но лишь песни Окуджавы остались  популярными и востребованными и  продолжали звучать в каждом доме. Поэт-композитор по прежнему не боялся высказывать своё мнение в стихах и песнях, показывать своё отношение к жизни общества и народа того времени.

Знаковой личностью для нашей страны был и остается Владимир Высоцкий. Разносторонность его таланта позволяет говорить о нем как о великом поэте, выдающемся  актёре и самобытном исполнителе песен собственного сочинения.

Он сочинял стихи и музыку к ним буквально, что называется обо всём и обо всех. Поэт описывал разные профессии, людей, характеры и события.  Необыкновенного то, что каждая его песня звучит искренне и фактично.

Много его песен посвящено таким разным и противоположным чувствам и явлениям в жизни человека, как настоящая крепкая дружба и предательство, горькая ложь и сказка. Кассеты с его песнями передавались из рук в руки, его  боготворили люди всех поколений.

Молодёжь хриплыми голосами в подъездах  пела «под Высоцкого». Офицеры в дальних гарнизонах, и интеллигенты, уголовники, и диссиденты, да буквально все и практически везде исполняли песни Высотского. Его стихи легко запоминались, а музыка ложилась на слух.  [2, с. 67]

Поэт много писал и пел о войне.  В его песнях звучало личное: не то, что чувствовала страна, общественность, а то что переживала человеческая душа, от этого его песни глубоко затрагивали за живое, особенно тех, кто пережил все те ужасы- фронтовиков, их близких.

Высоцкий работал с высокой самоотдачей, посвящая  всего себя творчеству. Но обстановка в обществе была не совсем подходящей для искренности и правды, которую он пытался донести до разума и души народа.

Поэтому кассеты Владимира Высоцкого так и ходили, что называется в народе «по рукам», свои песни он исполнял по барам, кабакам, он  был любимцем публики, а официального признания так и не получил.  

Его мучила жуткая депрессия, от которой он пытался избавиться прибегая к  алкоголю и наркотикам. Пагубные привычки отразились на здоровье народного любимца и значительно сократили его жизнь. 

Но, не будь Высоцкого, авторская песня осталась бы увлечением довольно небольшой группы приверженцев.

Высоцкий в качестве аудитории подарил ей всю страну. [2, с. 75]

Несмотря на недолгую жизнь, память о Владимире Высоцком живет и по сей день. Невзирая на то, что он стал  легендой  более тридцати лет назад и в настоящее время его песни очень  популярны. 

На песнях таких любимых и  тоже время выдающихся личностей как: Высоцкий, Визбор, Окуджава, Галич и другие,  выросло много поколений. 

Жанр бардовской песни в наше время пользуется популярностью,  любовью и уважением публики.

 

Список литературы:
1. Быков Д. «Булат Окуджава» Издательство: «Молодая гвардия» 2009 г.  Серия: Жизнь замечательных людей 
2. Владимир Соловьев, Крылова Е./ Рипол-Классик «Высоцкий и другие. Память живых и мертвых», 2016 г.
3. Евтушенко Е. Стихотворения. - М.: Изд-во «Детская литература», 1981. - 158 с.
4. Карев В.М. Краткая Российская энциклопедия /- М.: «ОНИКС», 2003.- Т.1. - С.1009
5. Сборник «По праву памяти» А.Т.Твардовский Издательство: «Лениздат»,  2014 г.
6. Сборник стихов А. Вознесенского «Аксиома самопоиска» Издательство: "ИКПА" ,1999
7. Сочинения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин / «Василий Тёркин» - поэма про бойца,  2002