Русская поэзия второй половины XX века
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(30)
Русская поэзия второй половины XX века
Вторая половина XX века стала для советской поэзии некой исторической вехой. Поэзия 40-80 годов со всей полнотой отразила события, происходящие в Советском Союзе, а также мысли и процессы, которыми жил народ. Появилось много молодых и талантливых поэтов, творчество которых вывело поэзию на эстраду, их произведения читались в огромных залах, на площадках, где собиралось большое количество людей, на их стихи писали песни. [4, с. 245]
В поэзии того той эпохи преобладало много направлений, одним из них являлась гражданская лирика. Одним из ярких представителей данного стиля был А.Т.Твардовский. В его произведениях показаны основные этапы развития страны того времени: коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное время. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт в своих произведениях широко использует народный разговорный язык, такой родной и понятный для восприятия простым человеком, и в духе народно- поэтического творчества рисует своих героев. [5, с. 65]
К примеру поэма «Василий Тёркин» - это произведение о войне, в котором показаны образы обычных людей, их действия в военных и жизненных ситуациях. Главным героем исторической эпопеи является Василий Тёркин- персонаж, весьма интригующий внимание читателя. [7, с. 94]
В послевоенный период Твардовский пишет продолжение истории героя «Тёркин на том свете». В этом произведения автор доносит до общества мысль, о том как нужно избавлять свое сознание от ярлыков и навязливого, всепоглощающего мнения власти. Поэма начинается со спора поэта с читателем, который боится «собственного я», боится высказать своё мнение, во всём видит правоту власти. Тёркин, сохранив живую душу на «том свете», вступает в бой с тоталитаризмом. На «том свете» у власти над человеческими душами, так же как и в реальном мире стоит военно-бюрократическая Система.
Тёркину удается выбраться с «того света», тем самым он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Тёркина - это выход для всего живого, что пыталась задушить мертвая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Новый Тёркин разрушает тоталитарную систему, которая давит простой народ. [7, с. 103]
Другим не менее ярким представителем гражданской лирики стал Евгений Евтушенко. Его произведения начали печататься в 1949 году, самое первое стихотворение опубликовали в газете «Советский спорт». В 1952-1957 гг. поэт обучался в Литературном институте имени Максима Горького, однако был исключен за поддержку романа «Не хлебом единым» Дудинцева и «дисциплинарные взыскания». В 1952 году вышла первая книга его стихов «Разведчики грядущего», позже автор назвал её незрелой и юношеской. В этом же году Евгений стал самым молодым членом Союза писателей. В период 1950-1980-х годов, характеризовавшихся настоящим поэтическим бумом, Евгений Евтушенко вышел на арену большой популярности. Искренностью своих произведений он покорил душу всего советского народа, в его творчестве чувствовались независимость, свежесть и простота. Его выступления собирали большие стадионы, и вскоре поэзию периода «оттепели» начали называть эстрадной. [3, с.86]
Ещё одним из ярких представителей среди поэтов, так называемого нового поколения, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы, стал Андрей Андреевич Вознесенский. Его творческий путь развивался сложным путем.
Незаурядная талантливость поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца.
Во многих стихах Андрея Вознесенского заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в самих себе, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле. В творчестве поэта сильно заметны душевные переживания. Андрей Андреевич сам ощущает острую необходимость обновления духовного содержания поэзии.
Эти порывы и устремления прозвучали в книгах «Дубовый лист виолончельный» (1975) и «Витражных дел мастер» (1976). Они обусловили и появление иных мотивов и деталей, например в восприятии природы. Поэт с неким удивлением признается сам себе: «Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии». Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были изданы в «Литературной газете» В 1978 г. в Нью-Йорке ему была присуждена премия Международного форума поэтов, за выдающиеся достижения в поэзии. Также очень популярно в те годы было творчество лириков-философов. Одним из ярких представителей этого направления стал Булат Окуджава. В то время, когда Окуджава поднялся на вершину народного признания , он был уже вполне состоявшимся, самостоятельным человеком.
Поэт сочинял стихи и музыку к ним, в итоге получались будоражащие душу и разум песни, которые в один миг подхватывались людьми всех возрастов. Столько в них было неподдельного и тонкого человеческого чувства.
Его произведения исполнялись не только в больших концертных залах и на специальных площадках, но и просто на улицах, вечером у подъездов в больших дружных компаниях. [1, с. 52]
Способность чувствовать эпоху, в которой живут его герои, сопоставлять их с обществом, сделала Окуджаву одним из самых лучших и признанных творцов песни и музыки в кинематографе.
Во многих своих произведениях Булат Шалвович показывает слушателю бурную жизнь общества в период так называемой «хрущёвской оттепели».
И когда время той самой «оттепели» в стране сменилось «холодным временем» многие поэты-песенники прекратили свое творчество и эмигрировали за границу.
Но лишь песни Окуджавы остались популярными и востребованными и продолжали звучать в каждом доме. Поэт-композитор по прежнему не боялся высказывать своё мнение в стихах и песнях, показывать своё отношение к жизни общества и народа того времени.
Знаковой личностью для нашей страны был и остается Владимир Высоцкий. Разносторонность его таланта позволяет говорить о нем как о великом поэте, выдающемся актёре и самобытном исполнителе песен собственного сочинения.
Он сочинял стихи и музыку к ним буквально, что называется обо всём и обо всех. Поэт описывал разные профессии, людей, характеры и события. Необыкновенного то, что каждая его песня звучит искренне и фактично.
Много его песен посвящено таким разным и противоположным чувствам и явлениям в жизни человека, как настоящая крепкая дружба и предательство, горькая ложь и сказка. Кассеты с его песнями передавались из рук в руки, его боготворили люди всех поколений.
Молодёжь хриплыми голосами в подъездах пела «под Высоцкого». Офицеры в дальних гарнизонах, и интеллигенты, уголовники, и диссиденты, да буквально все и практически везде исполняли песни Высотского. Его стихи легко запоминались, а музыка ложилась на слух. [2, с. 67]
Поэт много писал и пел о войне. В его песнях звучало личное: не то, что чувствовала страна, общественность, а то что переживала человеческая душа, от этого его песни глубоко затрагивали за живое, особенно тех, кто пережил все те ужасы- фронтовиков, их близких.
Высоцкий работал с высокой самоотдачей, посвящая всего себя творчеству. Но обстановка в обществе была не совсем подходящей для искренности и правды, которую он пытался донести до разума и души народа.
Поэтому кассеты Владимира Высоцкого так и ходили, что называется в народе «по рукам», свои песни он исполнял по барам, кабакам, он был любимцем публики, а официального признания так и не получил.
Его мучила жуткая депрессия, от которой он пытался избавиться прибегая к алкоголю и наркотикам. Пагубные привычки отразились на здоровье народного любимца и значительно сократили его жизнь.
Но, не будь Высоцкого, авторская песня осталась бы увлечением довольно небольшой группы приверженцев.
Высоцкий в качестве аудитории подарил ей всю страну. [2, с. 75]
Несмотря на недолгую жизнь, память о Владимире Высоцком живет и по сей день. Невзирая на то, что он стал легендой более тридцати лет назад и в настоящее время его песни очень популярны.
На песнях таких любимых и тоже время выдающихся личностей как: Высоцкий, Визбор, Окуджава, Галич и другие, выросло много поколений.
Жанр бардовской песни в наше время пользуется популярностью, любовью и уважением публики.