История создания и развития города Молотовска с 1938 по 1958 год
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
История создания и развития города Молотовска с 1938 по 1958 год
Время властно над всем: миром, странами, городами, людьми и именами. С течением времени многие города изменились до неузнаваемости: из маленького поселка превратились в огромные миллионные «муравейники», а также сменили свои названия. Так, Молотовск, образованный в 1936 году как маленький рабочий поселок для судостроительства, стал крупным Северодвинском, в котором расположен Северный центр судостроения и судоремонт России. Каким же образом маленький поселок стал таким крупным и значимым субъектом? Для того, чтобы ответить на этот вопрос стоит вспомнить историю.
Итак. 31 мая 1936 года Политбюро ЦКВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведенных изысканий приняли постановление №0-197сс «о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины» . Уже в июле 1936 года первые строительные бригады прибыли на место. Всего за 4 месяца была построена железная дорога, начались строительные работы жилых домов и завода. А 1 апреля 1937 Постановление ВЦИК «новый населенный пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области отнесен к категории рабочих поселков». В 1938 году судостроительный поселок получил статус города и имя Молотовкс в честь Вячеслава Молотова.
В строительстве города принимали участие тысячи людей, главным образом это были жители Архангельской, Северодвинской, Вологодской и Коми областей, в то время все они входили в состав Северного края. И вот к 22 ноября 1936 года строительство получило транспортную связь со страной, что было отмечено первым поездом с грузом по вновь построенной ветке Судострой – Исакогорка.
Весной 1937-года строители начали работы по возведению промышленных объектов. А к 1 декабря 1937 года в поселке уже было построено 193 деревянных дома, централизованное отопление, работало 3 бани, больница и поликлиника, детский сад, ясли, уже действовали 4 школы, а также прачечная. Даже сейчас, учитывая всю технологичность и быстродействие техники, трудно вообразить, как за такое короткое время на пустоши в условиях сурового севера можно создать такое мощное производство судостроения, способное построить такой корабль, как например линкор.
1 августа 1938 года рабочий поселок Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был преобразован в город Молотовск. А 25 мая 1939 года свою деятельность начал ремонтно-механический завод, который был построен для ремонта стиральных машин, изготовления конструкций из металла и чугунного литья, в будущем этот завод станет Северодвинским заводом дорожных машин. Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов своим приказом «№00186 от 20 июля 1940 года поручил военному совету Северного флота «сформировать к 15 августа 1940 года военно-морскую базу в городе Молотовске». И 29 декабря 1940 года была окончательно сформирована Беломорская ВМБ.
Однако, во время Великой Отечественной Войны, с 1941 года основные работы на заводе практически остановились. Завод переквалифицировался на выпуск крайне необходимой для фронта и флота продукции, несмотря на то, что это было совершенно несвойственно его профилю. На заводе стали производится корпусы для снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, мостовых железнодорожных конструкций, артиллерийских корабельных башен. К своей основной деятельности – судостроению удалось вернуться лишь в середине 1943 года; хотя, завод занимался судоремонтом все время на протяжении военных действий. В годы войны пришлось значительно ускорить строительство основных цехов. Основные сооружения порта: причалы, склады, грузовые площадки, железнодорожные подъездные пути, стационарная нефтебаза, служебные, бытовые и жилые помещения строились преимущественно с использованием труда заключенных. Строительством механизированной угольной бункерной установки по проекту Северной экспедиции Ленморпроекта занималась Архангельская контора Цуморстроя (Центрального Управления морского строительства наркомата морского флота СССР). Эта организация осуществляла и ремонт причалов во время их эксплуатации. Монтаж портальных кранов, главным образом импортных, производился, в основном, силами механизаторов порта с привлечением специалистов завода № 402.
Работы по устройству причалов длиной около 370 м. в разрыве между существовавшими заводскими начались в конце 1941 г. в условиях суровой зимы. Все конструкции были сплошь деревянными. Особую трудность представляла забивка свайного основания. По данным главного инженера Строительства № 203 только для первоочередного участка причала длиной 25 м. для забивки свай, длина которых достигала 19м., потребовалась работа 30 копров и 180 сваебоев. Всего же на этот участок с верхним строением и настилом пошло около 10 тыс. куб. м. леса. В его строительстве принимало участие 7 тыс. рабочих, из них 680 плотников. Представляется очевидным, что только при предельной интенсификации подневольного труда и наличии обширных людских ресурсов, которыми располагал Ягринлаг, можно было выполнить эту работу за 23 дня, как это было сделано в период с 17декабря 1941 г. по 10 января 1942 г. Весной и летом 1942 г. темп работ еще более усилился и к ноябрю 1942г. Молотовский порт обладал сплошным причальным фронтом общей протяженностью 858 м. Всего было забито 5372 сосновых свай. Более половины из них были составными из двух частей, соединенных между собой металлическими полустаканами. Сейчас трудно даже себе представить, каким образом эта многодельная конструкция с её свайным основанием, насадками из бревен, поперечинами, ряжем, сплошным верхним настилом из дорожного бруса толщиной 10см. могла быть построена за такой короткий срок с применением, главным образом, ручного труда, причем оказалась надежной и долговечной. Одновременно производились работы по углублению морского канала и подходов к причалам. В 1942 г. землечерпательным караваном было вынуто: в канале 3,57 млн. куб.м. грунта; в акватории порта 7,78 млн. куб м. В 1943 г. в канале - 620,6 тыс. куб.м., в акватории - 233, 8 тыс. куб. м. Это обеспечило судовой ход при осадке 28 футов (8,54 м.) при глубине фарватера 29-30 футов от "нуля" Балтийского моря. Большой объем дноуглубительных работ усложнился тем, что в акватории приходилось работать на плотном илистом и песчаном грунте. Канал и акватория были окончательно приняты портом у Строительства № 203 в феврале 1943г. К концу 1943 - началу 1944 гг. строительные работы были, в основном, закончены. В стоимостном выражении они составили: в 1942г.- 449 тыс. рублей; в 1943 г. - 40,5 тыс. рублей.
Так в Молотовске возник крупный механизированный порт с развитой портовой структурой, способный принимать океанские суда большого водоизмещения. Послевоенное время, особенно первые пятилетки, были ознаменованы огромными возможностями для достройки завода, строительства самого города; были построены тысячи квадратных метров производственной базы, а также введены в эксплуатацию такие закрытые цехи, как эллинг и наливной бассейн, позволившие осуществить первую в СССР поточно-позиционную постройку крупных кораблей. 22 апреля 1952 года состоялось торжественное открытие кинотеатра «Родина» - первого в Архангельской области. 12 сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Молотовск был переименован в Северодвинск. И с 1958 года строительство быстро набирало темпы, границы Северодвинска быстро расширялись, росли новые предприятия и грандиозные объекты. Город начал активный рост. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Молотовск был основан не просто так и не на пустом месте. Появление этого великолепного промышленного города было исторически обоснованным и закономерным, а его строительство вдохнуло новую яркую жизнь в берега Северной Двины.