КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. В статье рассматривается концепция интеграции бухгалтерского учета и налогового учета на предприятии в условиях растущей экономической автономии российских организаций. Основное внимание уделено необходимости синхронизации учетных процедур для повышения эффективности управления, а также созданию единой учетной политики, которая оптимизирует процессы и повышает прозрачность финансовой отчетности.
Ключевые слова: интеграция, бухгалтерия, налоги, учет, прозрачность, управление.
За последнее десятилетие экономический ландшафт России претерпел глубокие изменения, кульминацией которых стал значительный пересмотр принципов работы предприятий — прежде всего, эти организации теперь пользуются широкой экономической автономией. Эта эволюция имеет решающее значение в контексте растущей рыночной экономики России, где основной целью любого предприятия является совершенствование организационного управления. Цель состоит в том, чтобы оптимально использовать существующие возможности для повышения операционной эффективности, повышения эффективности производства и, в конечном счете, для увеличения прибыли.
В нынешних экономических условиях организации все чаще взаимодействуют с международными партнерами, что требует приведения российской практики бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Эта корректировка требует соблюдения тонкого баланса между конкурирующими интересами различных заинтересованных сторон в рамках экономической системы. Утверждается, что системы бухгалтерского учета должны быть ориентированы не на прихоти налоговой политики, а на обслуживание более широкого экономического контекста [3].
Для того чтобы система бухгалтерского учета отражала современные экономические требования и вызывала интерес у широкого круга пользователей отчетности, необходимо уделять приоритетное внимание нормам бухгалтерского учета, иногда в ущерб налоговым соображениям, хотя и в разумных пределах. Необходимо сохранить независимость нормативных и методологических основ бухгалтерского учета от налогового законодательства. Кроме того, подход к расчету налогов и документальному оформлению операций, связанных с налогообложением, должен основываться на классических принципах бухгалтерского учета, а не диктоваться налоговой политикой. Такая переориентация поддерживает более широкое видение создания надежной, прозрачной и эффективной
По нашему мнению при создании интегрированной системы необходимо по каждой хозяйственной операции сопоставить правила налогового и бухгалтерского учета по нескольким критериям [1]:
1) метод оценки;
2) метод признания;
3) классификация.
Учетно-налоговая система должна обеспечить полное совпадение требований по всем пунктам.
При интегрированной учетной системе должны предъявляться следующие требования к качеству информации:
1) уместность. Информация должна помогать пользователям анализировать происходящие события;
2) понятность. Информация должна быть понятна всем пользователям этой информации;
3) достоверность. Информация должна быть достоверной, в ней не должно содержаться ошибок, которые могут оказать влияние на принятие какого-либо решения;
4) сопоставимость. Для анализа экономического развития организации пользователи информации должны иметь сопоставимую финансовую отчетность за различные периоды времени.
Внедрение интегрированного подхода к ведению бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях устраняет необходимость в отдельных подразделениях, занимающихся каждой функцией. Такая консолидация позволяет распределить конкретные роли между назначенными сотрудниками бухгалтерии, которые сосредоточены на извлечении и анализе финансовых данных, относящихся к налоговым обязательствам, непосредственно из первичных бухгалтерских записей.
Для обеспечения эффективности такой единой системы крайне важно разработать стратегический план, который органично интегрирует процессы бухгалтерского и налогового учета. Оба элемента следует рассматривать как согласованные компоненты комплексной системы бухгалтерского учета в организации. Ключевым элементом в поддержании целостности этой системы является исходная документация, которая выступает в качестве базового источника данных для последующей агрегации, организации и обобщения с учетом различных требований и методологий, присущих каждому аспекту бухгалтерского учета. Идея создания объединенной структуры бухгалтерского учета и налогообложения основана на синхронизации бухгалтерских процедур и аналитических операций, охватывающих как текущие оценки в области бухгалтерского учета, так и налогообложения. Основной целью этой интегрированной системы является тщательное согласование всех организационных мероприятий и решений, направленных на оптимизацию прибыльности и максимизацию операционных возможностей, а также обеспечение достаточного уровня ликвидности. Такая интеграция служит краеугольным камнем стратегического планирования, регулирования и надзора за всеми организационными процессами [2].
В центре внимания этой интегрированной системы бухгалтерского учета и налогообложения находятся сбалансированные показатели, отражающие общие финансовые и экономические показатели организации и ее отдельных операционных подразделений. Основными субъектами являются различные виды экономической деятельности, осуществляемые организацией, в то время как объектами являются лежащие в их основе экономические процессы.
Информация, полученная из этой всеобъемлющей системы бухгалтерского учета и налогообложения, имеет решающее значение для принятия обоснованных решений в отношении организационного планирования и управления. Важным этапом в создании этой интегрированной системы является разработка единой учетной политики, которая учитывает как налоговые, так и общие требования к бухгалтерскому учету. Для достижения оптимальной эффективности основополагающая учетная политика, регулирующая общий и налоговый учет, должна быть идентичной. Однако рекомендуется основывать стратегии налогового учета на установленной общей учетной политике, обеспечивая согласованность и непрерывность всех мероприятий, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением.
Чтобы синхронизировать обработку первичных документов как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета, важно стандартизировать использование регистров, которые облегчают одновременную обработку. Такая стандартизация предполагает не только согласование процедур классификации и архивирования первичных документов, но и интеграцию налоговых и бухгалтерских задач на начальных этапах документооборота, когда выполняется основная часть расчетов налоговой базы. Для того чтобы такая интеграция была осуществима, требуется фундаментальная реконфигурация регистров бухгалтерского учета, чтобы обеспечить их соответствие требованиям, применимым к регистрам налогового учета. Такая адаптация имеет решающее значение, поскольку применение бухгалтерских регистров при расчете налога на прибыль зависит от того, согласуется ли расположение финансовых показателей в этих регистрах с признанной структурой доходов и расходов при расчете налога на прибыль.
Такое согласование является обязательным, поскольку оно отражает формат, указанный в декларации по налогу на прибыль; следовательно, показатели доходов и расходов, записанные в регистрах, должны соответствовать конкретным позициям, указанным в налоговой декларации. Достижение такого соответствия требует ведения бухгалтерского учета в рамках одной и той же аналитической базы, отражающей классификацию доходов и расходов в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Такой подход гарантирует, что регистры не только предоставляют сводные данные для строк налоговой декларации, но и облегчают непосредственную подготовку налоговых деклараций на основе этих данных. Кроме того, он позволяет сверять данные декларации с первичными документами [3].
Таким образом, интеграция бухгалтерского учета с ведением налогового учета требует существенного пересмотра аналитических аспектов бухгалтерского учета, называемых аналитическим учетом. Этот процесс предполагает тщательный анализ и перераспределение записей о доходах и расходах по синтетическим счетам с последующим приведением их в соответствие с классификациями доходов и расходов, используемыми в налоговом учете. Такая реструктуризация не только необходима для соблюдения требований законодательства, но и повышает согласованность и эффективность финансовой отчетности. Интеграция бухгалтерского учета с финансовым отслеживанием, связанным с налогообложением, требует более детального подхода за счет включения более подробной информации в финансовые регистры. Чтобы облегчить это, регистры следует расширить, включив в них дополнительные строки и столбцы, адаптированные для учета этих сложных деталей.
В частности, рекомендуется выделять суммы, не разрешенные для целей налогообложения, в отдельный раздел бухгалтерской книги. Рассмотрим, например, расходы, на которые распространяются установленные законом ограничения в рамках налогового учета, такие как командировочные расходы. В случаях, когда такие расходы превышают установленные нормы, излишек должен быть четко отражен во вновь введенной строке в бухгалтерской книге. Следовательно, это приведет к разделению расходов в реестре на две отдельные категории: те, которые соответствуют принятым налоговым нормам, и те, которые считаются чрезмерными.
Дальнейшие усовершенствования включают введение специальных столбцов в регистры бухгалтерского учета. Эти столбцы предназначены для отражения показателей налогового учета, которые могут отличаться от показателей обычного бухгалтерского учета. В этой расширенной схеме могут быть выделены отдельные столбцы для разграничения прямых и косвенных затрат, каждый из которых отражает конкретные финансовые характеристики, имеющие отношение к налоговым соображениям.
В тех случаях, когда положения бухгалтерского учета и налогообложения совпадают, данные плавно переходят из стандартных бухгалтерских проводок в соответствующие налоговые. И наоборот, расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговыми требованиями требуют корректировок, при этом показатели, относящиеся к конкретным налогам, тщательно рассчитываются и отражаются [1].
В случае возникновения каких-либо расхождений в значениях между бухгалтерскими и налоговыми записями, такие различия должны быть подтверждены подробной документацией. Эта документация, включенная в специальный сертификат, подтверждает отраженные суммы в регистре, относящиеся к налоговому учету. Если эти различия зависят от дополнительной документации, такие документы должны быть приложены к сертификату для всесторонней проверки. В сфере налогового учета крайне важно вести регистры, которые объединяют данные за весь отчетный период. Что касается расходов, то положения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации предписывают составлять ежемесячные данные независимо от частоты авансовых платежей по налогу. Такой измененный подход не только повышает ясность и точность финансовой отчетности, но и приводит ее в более полное соответствие с требованиями налоговой отчетности, тем самым способствуя созданию более надежной и прозрачной системы управления финансами [2].
Так, внедрение интегрированной системы бухгалтерского и налогового учета на предприятии способствует повышению прозрачности и эффективности финансового управления. Унификация учетной политики и стандартов обработки данных позволяет минимизировать расхождения и способствует созданию более надежной системы учета. Такой подход улучшает организационное планирование и контроль над финансовыми процессами.