Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Глуховская Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154239 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР

Глуховская Елена Васильевна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Для успешного решения вопросов, касающихся административно-предупредительных мер, необходимо применение комплексного метода, который бы объединил усилия как на внутреннем, так и на глобальном уровне. Сотрудничество между странами по обмену данными о современных опасностях и способах их устранения играет ключевую роль. Страны могут лучше справляться с международными проблемами благодаря совместной работе и обмену знаниями. Немаловажным является разработка и внедрение современных технологий в повышении эффективности административно-предупредительных мер.

Оптимизация законодательной базы является значительным фактором в усилении действенности административно-предупредительных мер. Снижение разногласий и неясностей в законодательных документах повышает их доступность и выполнимость, что упрощает мониторинг их соблюдения. Правовая система становится более надежной и авторитетной благодаря четким и точным законам, что также упрощает их практическую реализацию.

Обеспечение правопорядка и соблюдение закона включает в себя значительный элемент участия гражданского общества. Участие населения в контроле за органами власти и их активность в деле предотвращения преступлений ведет к формированию открытой системы управления. Общественная сфера становится более справедливой и защищенной благодаря взаимодействию власти и народа.

Чтобы исключить случаи несоблюдения закона органами внутренних дел при использовании ими административно-предупредительных мер, важно избегать поверхностного подхода к организации профессиональной подготовки сотрудников для работы с административными предупреждениями, постоянно осуществляя организационные и практические действия для повышения уровня соблюдения законодательства среди персонала. Сотрудник с высоким уровнем профессионализма реже допускает ошибки, приводящие к несоблюдению законодательства при использовании мер административного характера.

Можно внести конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования мер административного предупреждения.

Прежде всего, стоит разработать и принять федеральный закон «Об административно-предупредительных мерах», который должен быть построен по принципу сочетания в нем как норм материального права, так и процессуальных норм. Это явится важным шагом на пути создания самостоятельного законодательства в данной области.

В данном законе можно предложить закрепить следующее определение административно-предупредительных мер:

«Административно-предупредительные меры - это урегулированные диспозициями норм административного права действия и операции (как принудительного, так и непринудительного характера) органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, органов местного самоуправления (их должностных лиц), осуществляемые при наступлении обстоятельств, указанных в законе, применяемые в определенном административно-процессуальном порядке, направленные на предупреждение правонарушений, объективно-противоправных деяний, недопущение их отрицательных последствий, а также предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений».

Разумеется, предложенное определение носит научный характер. Вместе с тем данная научно-дефиниционная конструкция может быть использована и в правотворческой деятельности государственных и муниципальных органов власти при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих применение мер административного предупреждения.

В деятельности правоохранительных органов возникает множество проблем, которые требуют своего урегулирования. Есть проблемы с использованием транспортных средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, гражданам. Целесообразным будет каждый факт использования данных транспортных средств регистрировать в Книге учета сообщений о происшествиях территориального отдела полиции (далее - КУСП) в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29.08.2014 г. № 736 [2] (пункт 23).

Поэтому сотрудники полиции должны в кратчайшие сроки (по телефону или, в исключительных случаях, по прибытии на территорию МВД России) доложить оперативному дежурному об использовании этих транспортных средств и сложившейся ситуации. Считается необходимым обязать сотрудников полиции составлять соответствующие рапорты об использовании транспортных средств.

Это предложение позволит решить ряд проблем. Во-1-х, не всегда есть возможность оформить справку на месте (например, нехватка времени из-за срочности решаемого вопроса, отсутствие письменных принадлежностей или условий); во-2-х, справка может потребоваться водителю позднее (для предоставления третьей стороне, например, по месту работы или в страховую компанию) или когда ситуация трудновосстановима. После внесения записи о применении этой меры в КУСП водитель (владелец транспортного средства) может получить листок-уведомление, на котором он может запросить справку, отражающую информацию, содержащуюся в рапорте сотрудника полиции, через длительный период времени. Это обязательство должно быть закреплено в процедурах надзора за безопасностью дорожного движения.

Мы считаем, что позиция правовой нормы ст. 15.1 ФЗ «О полиции» [1] означает сохранность от посягательств посторонних лиц на транспортное средство после его вскрытия сотрудником полиции, но поскольку слово «сохранность» не имеет такого определения, представляем п. 4 ст. 15.1 ФЗ «О полиции» в следующей редакции: «В отсутствие собственника или иного законного владельца открытого транспортного средства полиция обеспечивает его сохранность, не допуская к нему посторонних лиц».

Как следует из практики, сотрудники органов внутренних дел очень посредственно знают виды документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации. Поэтому можно разработать Инструкцию «О порядке проверки сотрудниками правоохранительных органов документов, удостоверяющих личность и других документов» МВД России.

Эффективными мерами, направленными на повышение эффективности организации и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, могут быть следующие мероприятия:

- повышение качества взаимодействия органов внутренних дел с исправительными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по вопросу обмена информацией о лицах, в отношении которых установлен административный надзор, а также с территориальными органами Миграционной службы Российской Федерации по вопросам предоставления информации, необходимой для осуществления административного надзора;

- своевременное направление в суды материалов, необходимых для установления административного надзора в отношении лиц, относящихся к рассматриваемой категории, по основаниям, установленным Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

- повысить качество взаимодействия участкового уполномоченного полиции, сотрудников подразделения административного надзора и следователей-криминалистов при решении задач по работе с лицами, находящимися под административным надзором, в целях профилактики административных правонарушений и преступлений;

- сформировать комплексный подход к использованию сил и средств полиции для реализации задач и целей, стоящих перед участковым. В связи с этим целесообразно направить актуальные списки поднадзорных лиц сотрудникам полиции вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, оперативным подразделениям территориальных органов.

- организовать обмен информацией с центрами занятости и органами социальной защиты для информирования лиц, уполномоченных осуществлять административный надзор, о социально-психологическом портрете и ходе социализации лиц, находящихся под надзором.

Обобщая полученные результаты, можно сделать несколько важных выводов. Во-1-х, эффективность административно-предупредительных мер напрямую зависит от их способности адаптироваться к меняющимся социально-правовым реалиям и новым угрозам общественной безопасности. Во-2-х, наряду с усилением технологической модернизации необходимо сосредоточиться на повышении правосознания населения и вовлечении граждан в процесс обеспечения верховенства закона.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900.
2. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 № 34570) // Российская газета. - 2014. - № 260.