Статья:

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Исхакова Ю.Р. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154367 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Исхакова Юлия Рамилевна
студент, культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

ANALYSIS OF THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

 

Yulia Iskhakova

Student, cultural studies and socio-economic disciplines, Bashkir State Pedagogical University them. M. Akmulla, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье рассматривается анализ процесса цифровизации социальной

Abstract. The article examines the analysis of the process of digitalization of the social sphere in the Republic of Bashkortostan.

 

Ключевые слова: социальная сфера, социальная защита, социальное обслуживание.

Keywords: social sphere, social protection, social services.

 

В Республике Башкортостан реализация цифровой трансформации социальной сферы осуществляется в соответствии со стратегиями, утвержденными на республиканском и ведомственном уровнях.

Стратегия цифровизации социальной сферы направлена на улучшение качества предоставления государственных услуг в электронном виде, повышение качества жизни граждан старшего поколения, увеличение продолжительности здоровой жизни населения Республики Башкортостан, упрощение гражданам в поиске подходящей работы, предупреждение негативных факторов, влияющих на состояние института семьи.

Задачи, решаемые в рамках цифровой трансформации, реализуются на основе данных, содержащихся в государственных информационных системах.

Министерство является оператором 4 государственных информационных систем (далее ГИС):

ГИС РБ «Адресная социальная помощь»;

ГИС РБ «Социальное обслуживание населения»;

ГИС РБ «Служба занятости населения»;

ГИС РБ «Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

ГИС РБ «Адресная социальная помощь» хранит в своих базах информацию более чем о 2 млн. граждан. Основное назначение системы – автоматизация процессов оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Система (с помощью модуля «Точка интеграции») способна осуществлять юридически значимое автоматизированное взаимодействие со сторонними ведомствами (ПФР, Росреестр, ФНС и др.).

Такое взаимодействие предоставляет гражданину возможность самостоятельного (дистанционного) оформления заявки на предоставление мер социальный поддержки.

Так, в 2021 году количество заявлений о предоставлении государственных услуг в электронном виде через порталы государственных услуг составило 206 551.

В этой связи популяризация предоставления мер социальной поддержки в электронном виде (через портал «Госуслуги») – одна из важных задач стратегии по направлению «социальная поддержка населения».

В соответствии с ведомственным планом цифровой трансформации по итогам пилотного проекта на базе ГКУ РЦСПН, Министерством планируется внедрение дополнительного модуля ГИС РБ «АСП» «Электронное личное дело»,

Модуль позволит решить следующие задачи:

уменьшить время на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки;

сократить срок оповещения граждан о принятом решении;

выявить причины нарушения сроков предоставления мер социальной поддержки.

В сфере социального обслуживания населения основополагающей информационной системой является ГИС «Социальное обслуживание населения».

За последние три года освоены такие новые направления цифровизации, как ежедневный электронный обмен информацией ГИС СОН с федеральными и региональными информационными системами: ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ), Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) и АИС Республиканского государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (АИС МФЦ).

Осуществляется электронный обмен с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по исполнению мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, с ПФР – по назначению и оказанию социальных услуг.

Сведения о внесении изменений в назначения по Индивидуальной программе реабилитации инвалида и сведения об исполнении назначенных мероприятий реабилитации поступают в информационные системы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства ежедневно. Ранее информация обновлялась раз в месяц.

Результатом этого процесса является оперативно предоставленная инвалиду возможность знакомиться с актуализированной информацией о предоставлении реабилитационных услуг в Личном кабинете ФГИ ФРИ.

Ежедневное наполнение Единой государственной информационной системы социального обслуживания Пенсионного Фонда России сведениями из ГИС СОН о фактически назначенных и оказанных социальных услугах реализует принцип открытости данных о социальном обслуживании и также позволяет получателю социальных услуг в любой момент времени ознакомиться с указанной информацией в Личном кабинете гражданина портала ЕГИССО.

При признании граждан нуждающимся в социальном обслуживании важно соблюдение законодательно назначенных сроков принятия решения. Существенной движущей силой этого процесса стали ежедневно обрабатываемые порядка 100 тысяч СМЭВ-запросов - справки о доходах граждан, уточнение персональных данных. Этот вид межведомственного взаимодействия качественно влияет на процесс работы с гражданами. Так, например, в случае изменения доходной базы семьи или получателя услуг, процесс внесения изменений происходит в автоматическом режиме, гражданин не обязан доставлять справки в уполномоченный орган признания.

В то же время есть направления развития и мероприятия, реализация которых существенно продвинет цифровизацию социальных услуг:

Необходимо разместить на ЕПГУ государственную услугу «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании», предоставить гражданину право самому осуществить выбор поставщика социальных услуг на Едином портале государственных услуг – ближайшая цель.

Далее необходимо завершить работы по размещению государственной услугой «Направление гражданина на МСЭ» на ЕГПУ, ускорит процесс оформления документов получателям социальных услуг, находящимся  в стационарных учреждениях.

Во исполнение пункта 2.4. Плана совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Минтруда России, за счет внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 31 апреля 2020 г. № 3828п-П12 и создания подсистемы учета граждан, нуждающихся в долговременном уходе Единой государственной информационной системы социального обеспечения сфера социального обслуживания населения активно включилась в апробацию федерального проекта – построение Системы Долговременного ухода.

Для учета граждан, включенных в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами проведена модернизация ГИС СОН. Необходимо реализовать обмен электронными медицинскими документами с использованием существующих информационных систем Министерства и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
2. Официальный сайт Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ – https://mintrud.bashkortostan.ru