АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
ANALYSIS OF THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Yulia Iskhakova
Student, cultural studies and socio-economic disciplines, Bashkir State Pedagogical University them. M. Akmulla, Russia, Ufa
Аннотация. В статье рассматривается анализ процесса цифровизации социальной
Abstract. The article examines the analysis of the process of digitalization of the social sphere in the Republic of Bashkortostan.
Ключевые слова: социальная сфера, социальная защита, социальное обслуживание.
Keywords: social sphere, social protection, social services.
В Республике Башкортостан реализация цифровой трансформации социальной сферы осуществляется в соответствии со стратегиями, утвержденными на республиканском и ведомственном уровнях.
Стратегия цифровизации социальной сферы направлена на улучшение качества предоставления государственных услуг в электронном виде, повышение качества жизни граждан старшего поколения, увеличение продолжительности здоровой жизни населения Республики Башкортостан, упрощение гражданам в поиске подходящей работы, предупреждение негативных факторов, влияющих на состояние института семьи.
Задачи, решаемые в рамках цифровой трансформации, реализуются на основе данных, содержащихся в государственных информационных системах.
Министерство является оператором 4 государственных информационных систем (далее ГИС):
ГИС РБ «Адресная социальная помощь»;
ГИС РБ «Социальное обслуживание населения»;
ГИС РБ «Служба занятости населения»;
ГИС РБ «Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
ГИС РБ «Адресная социальная помощь» хранит в своих базах информацию более чем о 2 млн. граждан. Основное назначение системы – автоматизация процессов оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Система (с помощью модуля «Точка интеграции») способна осуществлять юридически значимое автоматизированное взаимодействие со сторонними ведомствами (ПФР, Росреестр, ФНС и др.).
Такое взаимодействие предоставляет гражданину возможность самостоятельного (дистанционного) оформления заявки на предоставление мер социальный поддержки.
Так, в 2021 году количество заявлений о предоставлении государственных услуг в электронном виде через порталы государственных услуг составило 206 551.
В этой связи популяризация предоставления мер социальной поддержки в электронном виде (через портал «Госуслуги») – одна из важных задач стратегии по направлению «социальная поддержка населения».
В соответствии с ведомственным планом цифровой трансформации по итогам пилотного проекта на базе ГКУ РЦСПН, Министерством планируется внедрение дополнительного модуля ГИС РБ «АСП» «Электронное личное дело»,
Модуль позволит решить следующие задачи:
уменьшить время на подачу заявления на предоставление мер социальной поддержки;
сократить срок оповещения граждан о принятом решении;
выявить причины нарушения сроков предоставления мер социальной поддержки.
В сфере социального обслуживания населения основополагающей информационной системой является ГИС «Социальное обслуживание населения».
За последние три года освоены такие новые направления цифровизации, как ежедневный электронный обмен информацией ГИС СОН с федеральными и региональными информационными системами: ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ), Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) и АИС Республиканского государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (АИС МФЦ).
Осуществляется электронный обмен с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по исполнению мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, с ПФР – по назначению и оказанию социальных услуг.
Сведения о внесении изменений в назначения по Индивидуальной программе реабилитации инвалида и сведения об исполнении назначенных мероприятий реабилитации поступают в информационные системы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства ежедневно. Ранее информация обновлялась раз в месяц.
Результатом этого процесса является оперативно предоставленная инвалиду возможность знакомиться с актуализированной информацией о предоставлении реабилитационных услуг в Личном кабинете ФГИ ФРИ.
Ежедневное наполнение Единой государственной информационной системы социального обслуживания Пенсионного Фонда России сведениями из ГИС СОН о фактически назначенных и оказанных социальных услугах реализует принцип открытости данных о социальном обслуживании и также позволяет получателю социальных услуг в любой момент времени ознакомиться с указанной информацией в Личном кабинете гражданина портала ЕГИССО.
При признании граждан нуждающимся в социальном обслуживании важно соблюдение законодательно назначенных сроков принятия решения. Существенной движущей силой этого процесса стали ежедневно обрабатываемые порядка 100 тысяч СМЭВ-запросов - справки о доходах граждан, уточнение персональных данных. Этот вид межведомственного взаимодействия качественно влияет на процесс работы с гражданами. Так, например, в случае изменения доходной базы семьи или получателя услуг, процесс внесения изменений происходит в автоматическом режиме, гражданин не обязан доставлять справки в уполномоченный орган признания.
В то же время есть направления развития и мероприятия, реализация которых существенно продвинет цифровизацию социальных услуг:
Необходимо разместить на ЕПГУ государственную услугу «Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании», предоставить гражданину право самому осуществить выбор поставщика социальных услуг на Едином портале государственных услуг – ближайшая цель.
Далее необходимо завершить работы по размещению государственной услугой «Направление гражданина на МСЭ» на ЕГПУ, ускорит процесс оформления документов получателям социальных услуг, находящимся в стационарных учреждениях.
Во исполнение пункта 2.4. Плана совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Минтруда России, за счет внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 31 апреля 2020 г. № 3828п-П12 и создания подсистемы учета граждан, нуждающихся в долговременном уходе Единой государственной информационной системы социального обеспечения сфера социального обслуживания населения активно включилась в апробацию федерального проекта – построение Системы Долговременного ухода.
Для учета граждан, включенных в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами проведена модернизация ГИС СОН. Необходимо реализовать обмен электронными медицинскими документами с использованием существующих информационных систем Министерства и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.