Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(303)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Рубан В.Ю. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 36(303). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/303/154670 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рубан Виолетта Юрьевна
магистрант, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово
Борисенко Юлия Вячеславовна
научный руководитель, д-р психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

FEATURES OF ANXIETY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

 

Violetta Ruban

Undergraduate student Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Julia Borisenko

Scientific supervisor, Doctor of Psychological Sciences, Associate professor Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены особенности и специфические черты тревожности у детей младшего школьного возраста в системе эмоционально-личностного развития, определены направления коррекционной работы по ее преодолению и снижению.

Abstract. This article examines the features and specific features of anxiety in primary school children in the system of emotional and personal development, identifies areas of correctional work to overcome and reduce it.

 

Ключевые слова: тревожность, младшие школьники, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: anxiety, primary school children, correctional and developmental work, psychological and pedagogical support.

 

Как указывается в Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года, основными приоритетами политики на государственном уровне в сфере воспитания подрастающих поколений являются: формирование у детей и подростков высокого уровня духовно-нравственного развития, становление внутренней позиции личности по отношению к окружающей общественной действительности; развитие устойчивой системы морально-нравственных и смысловых личностных установок, где работа по коррекции тревожности как категория конструктивного поведения является одной из приоритетных.

На сегодняшний день целевые ориентиры заняли новую ступень в современном отечественном образовании: обозначилась направленность на воспитание личности, олицетворяющую нравственные ценностные идеалы российского общества, способную к активной общественно-значимой деятельности, проявляющую уверенное поведение.

В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития. Это довольно часто встречается на прикладном уровне в школьной практике. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании негативного развития событий, постоянном предчувствии худшего, эмоциональной неустойчивости. И родителям, и педагогам хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора – это главная и основополагающая часть детства: это время становления и развития личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами.

Если личность формируется тревожная, мнительная, то и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и педагогами - не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательностью. Исследование тревожности младших школьников и ее коррекция чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, а также сохранением их здоровья.

Современная начальная школа выявила новую очевидную для себя задачу -  практическое формирование и развитие способности обучающихся к осуществлению личностных универсальных учебных действий, позволяющих школьникам самостоятельно разрешать сложные жизненные ситуации; высказывать свое личное мнение о какой-либо деятельности, поступках с позиции морали и нравственности; осуществлять контроль за собственными эмоциями и действиями, учитывать их вероятные результаты и нести за них ответственность. Это обуславливается тем, что вопрос ориентации ребенка в этом огромном мире ценностей приобрел особую значимость, ведь нынешние школьники – будущие граждане нашего общества.

Это важно и для самих детей, так как все это способствует их успешной адаптации в обществе, понимания себя и своего места в социуме. Помимо всего прочего, современные школьники растут в условиях, где материальные потребности имеют больший приоритет, нежели морально-нравственные нормы и категории. Все это лишь очередной раз подтверждает значимость и качественное изменение установок в формировании правильных эмоциональных реакций у младших школьников.

Именно способность конструктивного поведения, умения выражать положительные эмоции как системная личностная черта дает возможность современному ребенку, а также взрослому человеку, формировать и совершенствовать собственные коммуникации, разнообразные контакты с окружающими. Само по себе развитие уверенного поведения в системе морально-нравственных качеств младшего школьника представляет проблему актуальную и практически ориентированную, что в последующем отражается на всем жизненном пути личности.

Многочисленными исследованиями уже неоднократно подтверждено, что именно в младшем школьном возрасте есть все предпосылки и основы для формирования и развития у детей способности к конструктивному поведению как базового прикладного навыка, который помогает осуществлять эффективные коммуникации с окружающими людьми.

Изучением эмоциональной личностной сферы занимались такие ученые как П.К. Анохин, В.К. Винлюнас, Л.С. Выготский. А.Ф. Лазурский и др. Среди зарубежных исследователей, занимавшихся изучением эмоционально-волевой сферы, можно отметить М.Б. Арнольда, В. Вундта, Дж.А. Гассона, У. Джеймса, К. Изарда, Э. Клапареда.

Каждый исследователь по-разному трактует понятие и характеристики эмоций, но все они едины в мнении о том, что эмоция представляется как своего рода психическое отражение человеком окружающей его действительности. Подобное отражение выражается в виде переживания смысловой составляющей события, явления, которое непосредственным образом базируется на мотивационно-потребностной сфере и связано с ценностно-смысловым аспектом восприятия.

В частности, отечественные исследователи Р.С. Немов, Б.И. Додонов под эмоциями в широком смысловом значении предлагают понимать многообразный спектр переживаний человека как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром; А.В. Петровский под эмоциями понимает выражения чувств человеком с аффективной составляющей в виде обратных реакций. Можно сказать, что системно эмоция выражается как система психических реакций индивида в ответ на воздействия различных событий жизни.

Отечественный исследователь П.К. Анохин под эмоциями понимает определенное состояние организма на физиологической основе. Подобное состояние характеризуется следующими признаками, по мнению данного ученого:

1) субъективный характер восприятия явлений окружающей действительности;

2) включает в себя все виды человеческих переживаний и чувственных способностей.

П.К. Анохин на основе особенностей эмоциональной сферы делает вывод о том, что на системном органическом уровне все эмоции индивида придают особый формат переживаний, они по своей сути обладают всеобъемлющим характером.

Заслуживает внимания тот факт, что решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии, педагогики и ставит исследователей перед практической необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. Анализируя характерные особенности тревожности у детей младшего школьного возраста, необходимо заметить, что общение и сама тревожность на поведенческом уровне тесно взаимосвязаны. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, формирования аффективных переживаний лежит нарушение отношений ребенка со сверстниками, родителями и педагогами. Причиной нарушения социальных связей с окружающими нередко выступает тревожность младшего школьника. Тревожность является одной из причин нарушения нормального образа и часто выражается в нарушении социальных связей с окружающими. Как не странно, но такую тревожность очень часто испытывают дети, которые учатся хорошо, ответственно подходят к учебе, активны в общественной жизни и дисциплинированы [6, с. 118].

Нужно обратить внимание на то, что тревожные дети могут не вызвать жалоб у педагогов и родителей. Такая тревожность может порождаться неблагополучием младшего школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, представляясь определенным следствием некоторых внутриличностных конфликтов. Стабильная тревожность становится устойчивым образованием, если у младшего школьника повышенная тревожность, то он оказывается в ситуации так называемого «психологически заколдованного круга». Это выражается в том, что тревожность ухудшает возможности ребенка, результативность его деятельности, а это вполне закономерно еще более усугубляет его эмоциональное неблагополучие [1, с. 267].

Страдание, горе представляют собой наиболее распространенное негативное эмоциональное переживание человека. В структуре горя преобладает печаль, которая может переплетаться и с другими переживаниями человека. Сам уровень переживания горя зависит от индивидуально-личностных характеристик субъекта, от особенностей самой ситуации, которая вызвала подобное состояние, а также от прошлого опыта и уровня эмоционального интеллекта. В эмоции горя основная психологическая определяющая данного явления как эмоции – это утрата, потеря любимого и ценного объекта, к которому была привязанность аффективного формата [2, с. 36].

В рамках рассматриваемой проблематики социально-психологических особенностей младшего школьного возраста в системе эмоционального развития представляется целесообразным обратиться к возрастной периодизации ученого Д.Б. Эльконина, где достаточно гармонично на прикладном уровне интегрированы следующие важнейшие положения отечественной психологии [2, с. 156]:

1) теория деятельностного подхода А.Н. Леонтьева;

2) теория личностного развития в связи с социальной ситуацией Л.И. Божович;

3) теория о структуре и динамике психологических возрастов Л.С. Выготского.

Итак, согласно концепции отечественного исследователя Д.Б. Эльконина, все детство условно как возрастной период возможно разделить на три основных этапа:

1) эпоха раннего детства;

2) эпоха детства;

3) эпоха подросткового возраста.

В эпохе детства младший школьный возраст занимает важное прикладное значение в системе воспитания подрастающих поколений с позиции процессов социализации. Так, в аспекте социальной ситуации развития в жизни ребенка появляется фигура «социального взрослого». Среди социально-психологических новообразований данного возраста прежде всего следует отметить произвольность психических процессов, интеллектуализация, рефлексия, теоретическое мышление, знаковое опосредование. 

Таким образом, можно определить следующие особенности младших школьников, которые влияют на формирование у них основ эмоционального развития в системе духовно-нравственной культуры и ценностных ориентаций [1, с. 87]:

  1. Сильная восприимчивость к внешним влияниям окружающей действительности;
  2. Предрасположенность к усвоению нового, тяга к познанию окружающего мира;
  3. Яркость восприятия;
  4. Импульсивность поведения.

На сегодняшний день общество в следствие небывалого по сравнению с предыдущими эпохами уровня технического развития подвержено множеству изменений, происходящих в социальной, экономической и духовной сферах жизнедеятельности человека. Система духовно-нравственных ценностей, ценностных ориентаций также подвергается изменениям, в определенной степени существующие ранее ценности утрачиваются, и им на смену приходят новые, что оказывает непосредственное влияние на воспитательный процесс, в результате чего современное состояние системы образования некоторыми исследователями рассматривается как кризисное, требующее инновационных технологий развития.

На прикладном уровне анализа формирование и совершенствование эмоционального развития младших школьников представляет собой крайне сложный и длительный процесс, на который оказывает воздействие множество факторов, среди которых такие как социально-политическая обстановка в мире, в стране, в конкретном регионе, работа средств массовой информации, ценности малых групп, таких как семья и близкий круг друзей и т.д. Помимо вышесказанного большое прикладное влияние на эмоциональное развитие у ребенка-младшего школьника имеет мировоззрение непосредственного окружения, жизненная концепция, стиль жизни родителей и значимых взрослых.

 

Список литературы:
1. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология. – М., 2021. – 464с.
2. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2019. – 482с 
3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М., Гардарики, 2020. – 581 с.
4. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., Линка - Пресс, 2022. – 496 с.
5. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие М., Академия, 2022. -304с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2020. – 320с.
7. Михайличенко О.В. Основы музыкальной педагогики. - М.: Академия, 2021. - 197 с.
8. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.: Академия, 2023. – 289 с.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 2020. – 374с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: МГППУ, 2022. – 460с.
11. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., Сфера, 2021. – 400с.