ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассмотрена тема психолого-педагогического сопровождения, как одного из средств коррекции школьной тревожности. Приведены методы, способы и приёмы коррекции школьной тревожности.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, коррекция тревожности, методы школьной тревожности, младший школьный возраст.
Актуальность выбранной статьи обусловлена растущими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, в том числе и психологического. Подтверждением является Утверждённая Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Смена социальных отношениях серьезная проблема для детей. Одним из переломных моментов является переход из детского сада в школу. Смена обстановки, привычных условий, круга общения, ритма жизни, возросшие требования к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные и физические нагрузки приводят к хроническому эмоциональному напряжению.
Особенностью детской тревожности в младшем школьном возрасте является то, что в данном возрасте она не является устойчивым личностным образованием и поддается коррекции.
Проводить работу по коррекции школьной тревожности с обучающимся, необходимо взаимодействовать со всеми субъектами (родителями, учителями предметниками, классным руководителем, администрацией школы, медицинским работником ).
Именно с этой задачей справляется психолого-педагогическое сопровождение.
Изучив работы Л.В. Байбородова, мы приходим к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах, как профессиональную деятельность педагога-психолога. Некую технологию или систему. Как процесс и взаимодействие,
О.С. Попова в качестве направлений (видов) психолого-педагогического сопровождения выделяет: профилактику, диагностику (скрининг), консультирование; развивающую работу, коррекционную работу, психолого-педагогическое просвещение и образование, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Экспертизу.
Л.М. Шипицына выделяет основные этапы системного сопровождения в общеобразовательной школе.
1. Диагностический этап.
2. Поисковый этап
3. Консультативно-проективный (или договорной) этап
4. Деятельный этап
5. Рефлексивный этап
Коррекция тревожности в младших классах предполагает специальные методы и средства, направленные на снижение уровня тревожности. Остановимся подробнее на них.
Изучив работы психологов, таких как Б.Кочубей, Е.Новикова, Е.К.Лютова, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, М.И.Чистякова, мы пришли к выводу , что коррекция тревожности должна проводиться в трех направлениях. 1.повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;2. учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; 3.обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Психологи М.Наубург, З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, А.Хилл. использовали как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов коррекции тревожности метод арттерапии. Это связано с предоставлением у ребенка практически неограниченных возможностей для самовыражения в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».
Арттерапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей. (приложение1)
Куклотерапия еще один популярный метод, используемый как в зарубежной (Ф. Зимбардо), так и в отечественной практике коррекционной работы с младшими школьниками (И.Г. Выгодская, А.И. ахаров, А. Спиваковская). Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Любимая игрушка «участвует» в спектакле, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется.( приложение2)
Сказкотерапия также является способом коррекции тревожности, использующим сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: К.Юнг, Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Т.Зинкевич-Евстегнеева, А.В. Гнездилов и так далее.
Т. Зинкевич–Евстигнеева выделяет следующие возможности работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки. сочинение сказок, прослушивания сказок, переписывание сказок постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок обычно по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
С. Кратохвил, Е. Крамер, А.И.Захаров применяли проективное рисование как вспомогательный метод при коррекции страхов и тревожности у младших школьников. А.И. Захарова, рисуя, школьники дают выход своим чувствам, желаниям, перестраивают свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.(приложение 3)
В своих работах по коррекции тревожности у младших школьников Р.М. Стиртцингер предложил метод «сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь школьникам найти адекватные способы разрешения конфликтов и фрустирующих ситуаций, вызывающих нарушения их поведения дома и в школе. Метод помогает понять детям хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой страх и тревогу.
К. Швабе, Р.О. Бенезон, У. Грюс, З. Миллер, В.Ю. Завьялова использовали музыкотерапию в качестве основного метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Г. Юнова использовала психогимнастику как самостоятельный метод коррекции тревожности. По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз: снятие напряжения, пантомимическая часть, заключительная. Методика содержит систематизированный набор этюдов и игр, направленных на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Метод активной нервно-мышечной релаксации Э.Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервномышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.
Представленные методы, способы и приёмы психолого-педагогического сопровождения необходимо использовать регулярно, целенаправленно и с учётом возрастных особенностей обучающегося.