Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Останина А.К. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 37(304). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/304/154954 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Останина Анастасия Константиновна
магистрант, института образования, Кемеровский Государственный Университет, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. В статье рассмотрена тема психолого-педагогического сопровождения, как одного из средств коррекции школьной тревожности. Приведены методы, способы и приёмы коррекции школьной тревожности.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, коррекция тревожности, методы школьной тревожности, младший школьный возраст.

 

Актуальность выбранной статьи обусловлена растущими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, в том числе и психологического. Подтверждением является Утверждённая Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 

Смена социальных отношениях серьезная проблема для детей. Одним из переломных моментов является переход из детского сада в школу. Смена обстановки, привычных условий, круга общения, ритма жизни, возросшие требования к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные и физические нагрузки приводят к хроническому эмоциональному напряжению.

Особенностью детской тревожности в младшем школьном возрасте является то, что в данном возрасте она не является устойчивым личностным образованием и поддается коррекции.

Проводить работу по коррекции школьной тревожности с обучающимся, необходимо взаимодействовать со всеми субъектами (родителями, учителями предметниками, классным руководителем, администрацией школы, медицинским работником ).

Именно с этой задачей справляется психолого-педагогическое сопровождение.

Изучив работы Л.В. Байбородова, мы приходим к выводу, что  психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах, как профессиональную деятельность педагога-психолога. Некую технологию или систему. Как процесс и взаимодействие,

О.С. Попова в качестве направлений (видов) психолого-педагогического сопровождения выделяет: профилактику, диагностику (скрининг), консультирование; развивающую работу, коррекционную работу, психолого-педагогическое просвещение и образование, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Экспертизу.

Л.М. Шипицына выделяет основные этапы системного сопровождения в общеобразовательной школе.

1.  Диагностический этап.

2. Поисковый этап

3. Консультативно-проективный (или договорной) этап

4. Деятельный этап

5. Рефлексивный этап

Коррекция тревожности в младших классах предполагает специальные методы и средства, направленные на снижение уровня тревожности. Остановимся подробнее на них.

Изучив работы психологов, таких как Б.Кочубей, Е.Новикова, Е.К.Лютова, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, М.И.Чистякова, мы пришли к выводу , что коррекция тревожности должна проводиться в трех направлениях. 1.повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;2. учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; 3.обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Психологи М.Наубург, З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, А.Хилл.  использовали как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов коррекции тревожности метод арттерапии. Это связано с предоставлением у  ребенка практически неограниченных возможностей для самовыражения в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».

Арттерапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей. (приложение1)

Куклотерапия еще один популярный метод, используемый как в зарубежной (Ф. Зимбардо), так и в отечественной практике коррекционной работы с младшими школьниками (И.Г. Выгодская, А.И. ахаров, А. Спиваковская). Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Любимая игрушка «участвует» в спектакле, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется.( приложение2)

Сказкотерапия также является способом коррекции тревожности, использующим сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: К.Юнг, Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Т.Зинкевич-Евстегнеева, А.В. Гнездилов и так далее.

Т. Зинкевич–Евстигнеева выделяет следующие возможности работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки. сочинение сказок, прослушивания сказок, переписывание сказок постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок обычно по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

С. Кратохвил, Е. Крамер, А.И.Захаров применяли проективное рисование как вспомогательный метод при коррекции страхов и тревожности у младших школьников. А.И. Захарова, рисуя, школьники дают выход своим чувствам, желаниям, перестраивают свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.(приложение 3)

В своих работах по коррекции тревожности у младших школьников Р.М. Стиртцингер предложил метод «сочинения историй» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь школьникам найти адекватные способы разрешения конфликтов и фрустирующих ситуаций, вызывающих нарушения их поведения дома и в школе. Метод помогает понять детям хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой страх и тревогу.

К. Швабе, Р.О. Бенезон, У. Грюс, З. Миллер, В.Ю. Завьялова использовали музыкотерапию в качестве основного метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Г. Юнова использовала психогимнастику как самостоятельный метод коррекции тревожности. По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз: снятие напряжения, пантомимическая часть, заключительная. Методика содержит систематизированный набор этюдов и игр, направленных на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Метод активной нервно-мышечной релаксации Э.Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно­мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.

Представленные методы, способы и приёмы психолого-педагогического сопровождения необходимо использовать регулярно, целенаправленно и с учётом возрастных особенностей обучающегося.

 

Список литературы:
1. Григорьева, А.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие / Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина.  2019. – 216 с.
2. Иванушкина, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учеб. пособие / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2021. – 80 с.
3. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, 
4. Мухина, Т.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения: практико-ориентированная образовательная технология Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 221 с.
5. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика тревожности / А.М. Прихожан. – М.: НПО «МОДЭК», 2000. –304 с.