ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается использование и применение дистанционных средств обучения в процессе преподавания и изучения истории. Сейчас активно протекает процесс цифровизации образования, современные информационные технологии все активнее используются на уроках. Самыми популярными можно считать различные видеоплатформы, онлайн-тесты, интерактивные задания и игры. Данные средства можно использовать как во время уроков в классе, так и в онлайн-формате. В процессе использования информационных технологий существуют негативные стороны. Однако, при грамотном подходе и хорошем техническом оснащении, уроки с дистанционными средствами обучения будут становится интереснее и насыщеннее.
Ключевые слова: дистанционное обучение, видеоплатформы, мультимедийные средства, онлайн-доски, интерактивные игры.
В настоящий период времени образовательные учреждения проходят процесс цифровизации. Самой частой практикой данного явления является дистанционное обучение, которое прочно закрепилось в образовании в период пандемии коронавируса в 2020-2021 годах.
С того момента дистанционное обучение и цифровизация значительно прогрессировали.
Естественно, обновились формы и методы работы педагогов, оптимизировался и преобразовался процесс преподавания и воспитания. Дистанционное обучение уже считается распространенной практикой и широко используется в образовательных учреждениях. В российском праве распространено понятие «дистанционные образовательные технологии» и определяется оно в Федеральном законе «Об Образовании в РФ» как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». [2]
Дистанционное обучение существует наравне с классической формой преподавания. Многие информационные средства можно использовать и при проведении уроков истории непосредственно в образовательном учреждении. Например, создаются комбинированные видеоуроки, сайты с интерактивными тестами и картами, онлайн-проверка заданий и др.. Можно рассмотреть несколько вариантов применения дистанционных технологий.
Самые популярные – это различные видеоплатформы, которые обрели свою популярность в образовании как раз в период пандемии. В первую очередь, это Skype, Zoom и Google * Meet. Самой распространенной платформой оказался Zoom. Занятия проводятся в онлайн-режиме реального времени. То есть, также преподаватель рассказывает материал, проводит лекцию, учащиеся слушают и отвечают. К тому же, доступна такая функция как демонстрация экрана. Здесь можно проявить творческую педагогическую фантазию и представить обучающимся презентацию, карту, различный прочий иллюстративный материал, решать задания, смотреть видеоролики и фильмы, посвященные теме урока.
Важным является и контроль знаний. Здесь используются уже распространенные формы обратной связи – электронная почта и различные мессенджеры (Whatsapp, Telegram, ВКонтакте).
Помимо данных информационных средств, существует еще тестирование в Google *-формах. На данной платформе можно составить тесты с различным количеством вариантов ответов и форматом заданий, а также назначить тест на определённое время. Система самостоятельно проверяет ответы и выставляет баллы по готовым ответам. Существуют также сайты для подготовки к государственной итоговой аттестации – Решу ОГЭ и Решу ЕГЭ. На данных сайтах есть готовые варианты для решения задач, а также преподаватель может сам составлять задания различного уровня сложности и генерировать тестовые задания. Одним из самых простых по функционалу программ для тестирования можно считать программу My test, для использования которой необходимы скачивание и установка. Конкретно, для преподавания истории есть различные тренажеры.
К примеру, тренажер сайта ED-Star предлагает задания различных типов для отработки знаний по истории России с древней Руси до настоящего времени.
Существуют также интерактивные исторические карты. Например, портал «Хронокон», где есть возможность работать с готовыми историческими картами всем участникам. Можно использовать данный ресурс и при проведении занятий в образовательном учреждении, и в дистанционном формате, а также применять данные карты при самостоятельном обучении.
К проведению дистанционных занятий или же в качестве дополнения используются различные мультимедийные средства. На уроках истории показывается как документальное кино (исторические хроники, исследования о различных событиях и проч.), так и художественные. Включаются еще и фрагменты различных кинолент, рассказывающие об определенных моментах в истории.
Помимо таких распространенных сайтов и ресурсов существуют еще другие варианты проведения дистанционного обучения.
Во-первых, это различные электронные архивы и библиотеки.
В архивах хранится огромное количество информации, которое можно использовать при проведении уроков истории.
Например, заметки и документы и событиях и людях в период Великой Отечественной войны, документы про революционные события 1917 года и др. Все подкреплено фотографиями и сканами.
Пример подобной информационно-поисковой системы: всероссийский портал «Память народа», предоставляющий возможность поиска информации об участниках или событиях великой Отечественной войны. Данные ресурсы отлично подойдут не только для подготовки к уроку, но и для индивидуального проекта или для исследовательской работы учащегося.
Во-вторых, интерактивные онлайн-доски, которая может заменить обычную доску в дистанционном формате. На них можно писать, рисовать, создавать свои шаблоны со схемами, картами, добавлять таблицы, изображения и видеоролики. Пользоваться такими досками одновременно может группа людей, все зависит от специфики доски, сайта, регистрации и дополнительных функций.
Самой популярной такой доской считается Miro, где предлагается множество шаблонов для разных задач — таблицы и схемы для планирования и работы с идеями, вопросы и мини-игры для «разминки» и налаживания контакта в группе.
Кроме того, пользователям доступны реакции и комментарии, стикеры и загрузка файлов с устройства или по ссылке [1]. Также существуют и другие доски – sBoard (доска с русскоязычным интерфейсом и геометрическими фигурами и графиками), Stormboard и Mural (доски с огромным количеством шаблонов), Conceptboard (доска с удобной возможностью переносить файлы с компьютера), Exalidraw (тут ИИ переводит текст в диаграмму), Еxplain everything и другие варианты.
В-третьих, существуют интерактивные обучающие игры. Создать их можно на различных платформах. Например, Microsoft Power Point. Есть и специальные платформы, где можно создавать игры, викторины на основе специальных шаблонов или же использовать готовые (Quizizz, TinyTap, LearningApps).
В использовании дистанционных средств обучения есть как плюсы, так и минусы.
Из плюсов можно выделить то, что расширяется возможность использования мультимедийных средств на уроках, упрощается система проверки знаний, расширяется самостоятельная работа учащихся. Также дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, развиваются навыки самообразования. В преподавании истории с помощью таких средств есть преимущества. Можно найти различные онлайн-архивы, копии фотографий и документов в Интернете. Различные кинохроники, видеоматериалы можно использовать на уроках истории в классе.
Помимо этого, учащиеся могут найти огромное количество информации и документов в Сети. Педагог может показывать интерактивную карту, создавать различные тесты и задания по истории.
Однако, есть и минусы. Самым сложным оказываются недостаточность учебно-методического обеспечения дистанционного обучения и возникновение технических проблем (слабая техническая база, слабое владение ИКТ). Проблемами являются недостаток личного взаимодействия и отсутствия дисциплины и самоконтроля у обучающихся.
Дистанционное обучение в преподавании истории облегчает обучение и делает его насыщенным и интересным.
Используя различные средства визуализации и мультимедиа, преподаватель может улучшить и дополнить свой урок. Облегчается и система индивидуальной проверки – каждый студент может использовать различные тренажеры для подготовки к занятиям и экзаменам. Но не стоит забывать и о классической системе обучения, ведь дистанционные средства могут быть не всегда доступны и удобны.
Пока что такие средства созданы как помощь и дополнение, а не как альтернатива.
*(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)