Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Борисевич С.М., Ничипорук В.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 37(304). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/304/155047 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Борисевич София Михайловна
студент, Белорусский государственный университет, РБ, г. Минск
Ничипорук Валерия Вячеславовна
студент, Белорусский государственный университет, РБ, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, доцент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

Таможенное регулирование играет ключевую роль в обеспечении экономической интеграции и устойчивого развития государств-участников Евразийского экономического союза (далее ­­– ЕАЭС). ЕАЭС, основанный в 2015 году, объединяет пять государств — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, — и нацелен на создание единого экономического пространства, упрощение международной торговли и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Одним из центральных инструментов интеграции является эффективное функционирование таможенного регулирования, которое обеспечивает свободное перемещение товаров, минимизацию барьеров и прозрачность процедур. Однако в условиях постоянного изменения мировых торговых правил, внедрения цифровых технологий и усиления геополитических вызовов перед странами ЕАЭС встает задача модернизации таможенной политики и адаптации ее к новым экономическим реалиям.

Вопрос улучшения таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) неоднократно становился темой для обсуждений в научных кругах с момента создания союза. Начиная с 2020 года, научное и экспертное сообщество активно анализирует документ, который определяет будущее евразийской интеграции на ближайшие годы, — «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» (далее — Стратегия–2025). [5].

В данном документе для совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС предусмотрено выполнение следующих задач:

– цифровизация таможенного регулирования и внедрение технологий, которые обеспечивали бы автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц;

– совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом практики его применения и внесения соответствующих изменений в акты органов Союза;

– обеспечения единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

– унификация электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности [7].

В апреле 2021 года Советом Евразийской экономической комиссии был принят план по реализации Стратегии – 2025 который включает в себя конкретные действия, направленные на осуществление мероприятий и механизмов, предусмотренных Стратегией-2025, а также устанавливает сроки выполнения, результаты их исполнения и назначает ответственных исполнителей. [1]. Стоит отметить, что на сегодняшний день большинство положений плана, касаемые совершенствования таможенного регулирования Союза, осуществлены. Так, например, были приняты ряды поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, направленные на упрощение перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров: контейнеров, рыбной продукции, контрейлерных перевозок и др.), а также поправки в области документооборота, его электронной составляющей и др [4].

В Распоряжении Коллегии ЕЭК от 11.05.2023 № 60 "О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии "О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года"" (далее – Протокол № 60) закреплены масштабные изменения, касаемые интернет-торговли. Так, Протоколом закрепляются определения «товары электронной торговли», вводится «таможенная пошлина в отношении товаров электронной торговли» и др. [6]. Реализация данных поправок в дальнейшем будет способствовать увеличению объема транзитных грузоперевозок, а также повышению уровня безопасности поставок и снижению барьеров в торговле.

Несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании таможенного регулирования в рамках ЕАЭС, остаются важные аспекты, требующие дальнейшего внимания. Так, 25 декабря 2023 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге главами государств ЕАЭС была подписана Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» (далее – Декларация). Декларация определяет задачи Союза на среднесрочную перспективу до 2030 года на пути превращения ЕАЭС к 2045 году «в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико-технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств-членов» [6].

Документ содержит шесть направлений: обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование; формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития; формирование общего транспортно-логистического пространства; формирование общего финансового рынка; развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал и функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене [2].

В рамках реализации данной Декларации закрепляется дальнейшее совершенствование таможенного регулирования с учетом правоприменительной практики. Помимо этого, документ закрепляет развитие электронной торговли; совершенствование механизмов, обеспечивающих функционирование единого рынка услуг ЕАЭС, и активизации работы по его дальнейшему расширению в соответствии с планами либерализации; совершенствование инструментов электронной прослеживаемости движения товаров и цифровой маркировки товаров средствами идентификации и др [3].  Однако, проект дорожной карты по реализации Декларации появится лишь в 2025 году.

Развитие таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе является важным условием для углубления экономической интеграции и повышения конкурентоспособности региона на мировой арене. Государства-члены ЕАЭС достигли значительного прогресса в создании единого таможенного пространства, внедрении современных инструментов управления и унификации процедур, однако актуальными остаются такие проблемы, как необходимость дальнейшей гармонизации национального законодательства, устранение барьеров на внутреннем рынке, развитие цифровых технологий и обеспечение информационной безопасности. Для преодоления этих вызовов требуется системный подход, включающий активное взаимодействие стран-членов, разработку долгосрочных стратегий и внедрение инновационных решений. Перспективы развития таможенного регулирования в ЕАЭС связаны с цифровизацией процессов, расширением международного сотрудничества и интеграцией с глобальными торговыми системами. Успешная реализация данных направлений позволит странам Союза не только укрепить свои позиции в мировых экономических цепочках, но и обеспечить стабильный рост, который будет способствовать экономическому развитию каждого государства-участника.

Совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС является важнейшей задачей, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка и интеграции государств-членов в глобальную экономику. Принятые меры и стратегические направления, обозначенные в Стратегии-2025 и Декларации «Евразийский экономический путь», создают основу для дальнейшего прогресса. Тем не менее, для достижения поставленных целей необходимо продолжать активную работу по улучшению правоприменительной практики, интеграции цифровых решений и развитию механизмов, поддерживающих электронную торговлю. Это позволит ЕАЭС стать более конкурентоспособным и привлекательным макрорегионом на международной арене.

 

Список литературы:
1. В ЕАЭС утвержден план реализации Стратегии – 2025 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-utverzhden-plan-realizatsii-strategii-2025/  (дата обращения: 16.11.2024) 
2. Главы государств ЕАЭС подписали Декларацию о дальнейшем развитии экономических процессов «Евразийский экономический путь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/glavy-gosudarstv-eaes-podpisali-deklaratsiyu-o-dalneyshem-razvitii-ekonomicheskikh-protsessov-evrazi/ (дата обращения: 16.11.2024)  
3. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: сайт. – URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01443175/ms_26122023 (дата обращения: 16.11.2024) 
4. Золкин Н. А. Последние тенденции таможенного регулирования, планируемые изменения ТК ЕАЭС [Электронный ресурс] // Альта. Софт: сайт. – URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/101804/ (дата обращения: 16.11.2024)  
5. Мозер С.В. Совершенствование таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в современных условиях развития Евразийской интеграции: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Таможенная академия: НАУКА: сайт. – URL: https://customs-academy.net/?p=15485#_ftn3 (дата обращения: 16.11.2024) 
6. О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года» // Евразийский экономический союз: сайт. – URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01539694/err_15052023_60 (дата обращения: 16.11.2024)  
7. О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия: сайт. – URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 16.11.2024)