ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(304)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Таможенное регулирование играет ключевую роль в обеспечении экономической интеграции и устойчивого развития государств-участников Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). ЕАЭС, основанный в 2015 году, объединяет пять государств — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация, — и нацелен на создание единого экономического пространства, упрощение международной торговли и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Одним из центральных инструментов интеграции является эффективное функционирование таможенного регулирования, которое обеспечивает свободное перемещение товаров, минимизацию барьеров и прозрачность процедур. Однако в условиях постоянного изменения мировых торговых правил, внедрения цифровых технологий и усиления геополитических вызовов перед странами ЕАЭС встает задача модернизации таможенной политики и адаптации ее к новым экономическим реалиям.
Вопрос улучшения таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) неоднократно становился темой для обсуждений в научных кругах с момента создания союза. Начиная с 2020 года, научное и экспертное сообщество активно анализирует документ, который определяет будущее евразийской интеграции на ближайшие годы, — «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» (далее — Стратегия–2025). [5].
В данном документе для совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС предусмотрено выполнение следующих задач:
– цифровизация таможенного регулирования и внедрение технологий, которые обеспечивали бы автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц;
– совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом практики его применения и внесения соответствующих изменений в акты органов Союза;
– обеспечения единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
– унификация электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности [7].
В апреле 2021 года Советом Евразийской экономической комиссии был принят план по реализации Стратегии – 2025 который включает в себя конкретные действия, направленные на осуществление мероприятий и механизмов, предусмотренных Стратегией-2025, а также устанавливает сроки выполнения, результаты их исполнения и назначает ответственных исполнителей. [1]. Стоит отметить, что на сегодняшний день большинство положений плана, касаемые совершенствования таможенного регулирования Союза, осуществлены. Так, например, были приняты ряды поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, направленные на упрощение перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров: контейнеров, рыбной продукции, контрейлерных перевозок и др.), а также поправки в области документооборота, его электронной составляющей и др [4].
В Распоряжении Коллегии ЕЭК от 11.05.2023 № 60 "О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии "О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года"" (далее – Протокол № 60) закреплены масштабные изменения, касаемые интернет-торговли. Так, Протоколом закрепляются определения «товары электронной торговли», вводится «таможенная пошлина в отношении товаров электронной торговли» и др. [6]. Реализация данных поправок в дальнейшем будет способствовать увеличению объема транзитных грузоперевозок, а также повышению уровня безопасности поставок и снижению барьеров в торговле.
Несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании таможенного регулирования в рамках ЕАЭС, остаются важные аспекты, требующие дальнейшего внимания. Так, 25 декабря 2023 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге главами государств ЕАЭС была подписана Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» (далее – Декларация). Декларация определяет задачи Союза на среднесрочную перспективу до 2030 года на пути превращения ЕАЭС к 2045 году «в самодостаточный, гармонично развитый и привлекательный для всех стран мира макрорегион, обладающий экономико-технологическим и интеллектуальным лидерством и поддерживающий высокий уровень благосостояния населения государств-членов» [6].
Документ содержит шесть направлений: обеспечение общего рынка ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование; формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития; формирование общего транспортно-логистического пространства; формирование общего финансового рынка; развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал и функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене [2].
В рамках реализации данной Декларации закрепляется дальнейшее совершенствование таможенного регулирования с учетом правоприменительной практики. Помимо этого, документ закрепляет развитие электронной торговли; совершенствование механизмов, обеспечивающих функционирование единого рынка услуг ЕАЭС, и активизации работы по его дальнейшему расширению в соответствии с планами либерализации; совершенствование инструментов электронной прослеживаемости движения товаров и цифровой маркировки товаров средствами идентификации и др [3]. Однако, проект дорожной карты по реализации Декларации появится лишь в 2025 году.
Развитие таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе является важным условием для углубления экономической интеграции и повышения конкурентоспособности региона на мировой арене. Государства-члены ЕАЭС достигли значительного прогресса в создании единого таможенного пространства, внедрении современных инструментов управления и унификации процедур, однако актуальными остаются такие проблемы, как необходимость дальнейшей гармонизации национального законодательства, устранение барьеров на внутреннем рынке, развитие цифровых технологий и обеспечение информационной безопасности. Для преодоления этих вызовов требуется системный подход, включающий активное взаимодействие стран-членов, разработку долгосрочных стратегий и внедрение инновационных решений. Перспективы развития таможенного регулирования в ЕАЭС связаны с цифровизацией процессов, расширением международного сотрудничества и интеграцией с глобальными торговыми системами. Успешная реализация данных направлений позволит странам Союза не только укрепить свои позиции в мировых экономических цепочках, но и обеспечить стабильный рост, который будет способствовать экономическому развитию каждого государства-участника.
Совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС является важнейшей задачей, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка и интеграции государств-членов в глобальную экономику. Принятые меры и стратегические направления, обозначенные в Стратегии-2025 и Декларации «Евразийский экономический путь», создают основу для дальнейшего прогресса. Тем не менее, для достижения поставленных целей необходимо продолжать активную работу по улучшению правоприменительной практики, интеграции цифровых решений и развитию механизмов, поддерживающих электронную торговлю. Это позволит ЕАЭС стать более конкурентоспособным и привлекательным макрорегионом на международной арене.