ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы четкого определения правового статуса участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок обусловлено тем что, именно точное выявления вышеуказанного статуса способно обозначить непосредственное положение субъектов указанных правовых отношений и разграничить круг их прав и обязанностей, чтобы в дальнейшем избежать различного рода проблем. Именно по этой причине нами была выбрана столь важная тема в рамках научного исследования.
На наш взгляд следует начать с этимологического, правового и юридического раскрытия такого термина как «правовой статус», следует обратиться к трудам ученого А.А. Клишаса который дает следующее определение: «Правовой статус личности – это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.»[1]. Именно поэтому так важна данная тема, так как способность человека, организации и государства в целом обозначить свои права и обязанности в той или иной области имеет огромное значение для дальнейшего существования в том правовом поле и деятельности и правильного функционирования в ней, опираясь на все имеющиеся механизмы и принципы той отрасли в которой необходимо осуществлять свою деятельность.
В своих работах Л.М. Пахомова уделяет особое внимание классификации участников закупочной системы и на основании теоретического анализа нормативно-правовых актов приводит нашему вниманию довольно конкретный субъектов рассматриваемых правоотношений: «К участникам контрактной системы в сфере закупок, по ФЗ № 44, необходимо отнести: • федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Таким ФОИВ с 01.07.2017 г. является Министерство финансов РФ; • органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок; • иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ; • органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять нормативно-правовое регулирование и контроль в сфере закупок; том числе признанных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)); • уполномоченные органы, уполномоченные учреждения; • специализированные организации; • операторов электронных площадок»[2].
Несмотря на исчерпывающую классификацию автора, необходимо отметить, специфика, задачи и функции контрактной системы настолько многогранны и необъятны в своей природе, что на наш взгляд стоит рассмотреть некоторых участников более пристально и углубить в их изучения, чтобы выяснить их правовой статус.
Так как речь идет о государственных и муниципальных закупках то естественно, что одним из основных сторон данных правовых отношений выступают государственные или муниципальные заказчики. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее- 44-ФЗ) дает следующее определение заказчикам выступающих со стороны государства так обратим же внимание на государственного участника, который со стороны заказчика является одним из самых недооцененных, которому закон дает следующее определение в соответствии с п. 6 ст.3 44-ФЗ муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.[3]
Государственный или же муниципальный заказчик, выступают основным звеном в столь сложной системе закупок направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, что подтверждается различными ролями которые они на себя примеряют а именно они являются не только инициаторами контрактов, но и основными гарантами реализации общественно значимых проектов, важных как для определенной организации, так и для конкретной категории граждан. Данная деятельность включают в себя множество сложных механизмов необходимых для реализации закупок, к которым относится: планирование, организация и контроль за выполнением государственных заказов, что требует высокой степени ответственности и прозрачности в действиях. Необходимо также отметить, что государственный и муниципальный заказчик должен соблюдать принципы законодательства о закупках, обеспечивая честную конкуренцию и недопустимость коррупционных схем, ведь одним из основных причин появления 44 ФЗ который является основным законом регулирующий этот правовой институт.
Система государственных закупок нацелена на максимальное использование бюджетных средств для достижения эффективных результатов. Это возможно благодаря не только строгому регулированию процесса, но и обязательному проведению тендеров, которые позволяют привлекать множество участников и обеспечивать высокое качество закупаемых товаров и услуг. Так на примере отдельных рассматриваемых в процессе исследования проведенных закупок с помощью электронных торговых площадок показывает нам, что государственный или муниципальный заказчик, действует в рамках бюджета, обязан учитывать интересы общества и обеспечивать доступ к информации о проведении закупок.
Правосубъектность государственного заказчика играет ключевую роль в формировании его статуса в системе государственных закупок. Она включает в себя право заключать контракты, а также защищать свои интересы в суде. Важно отметить, что правосубъектность подразумевает наличие необходимых ресурсов и возможностей для выполнения обязательств по контракту, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность и надежность государственных закупок.
Что же касается участника закупки, которым выступает поставщик (подрядчик, исполнитель) в зависимости от специфики того или иного контракта законодатель определяет ряд критерий в соответствии с 44-ФЗ коим относятся: – наличие статуса юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе физические лица (к ним также могут быть отнесены физические лица обладающие статус самозанятого), – участник закупки зарегистрированы в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей и в соответствии с нормой ст. 83 НК РФ о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в целях проведения налогового контроля, – обладают правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью, – участником закупки не может быть юридическое лицо, зарегистрированное в оффшорных зонах или признанное иностранным агентом. Важно также отметить, что наличие специальных требований, установленных Федеральным законом 44-ФЗ, ставит перед участниками определенные барьеры входа на рынок. Данные требования, как правило, направлены на защиту интересов государства и минимизацию рисков неисполнения обязательств. Однако для потенциальных участников это может обернуться дополнительными затратами и сложностями, что снижает их конкурентоспособность.
Необходимо не забывать, что контракты, заключаемые в рамках государственных закупок, направлены не только на выполнение конкретных задач, но и на реализацию стратегических целей государства. Следовательно, участники должны быть готовы адаптироваться к изменениям в законодательстве и условиям рынка, чтобы сохранить актуальность своих предложений и соответствовать требованиям времени. Таким образом, правовой статус государственного заказчика в значительной мере определяет его роль в экономике и социальной сфере, олицетворяя связь между государственными задачами и реализацией экономической стратегии страны. Эффективное осуществление его функций способствует созданию благоприятной деловой среды и повышению качества государственных услуг, что, в конечном счете, не может не отражаться на уровне жизни граждан. В условиях текущей системы государственных закупок важным аспектом является соблюдение прозрачности и честности при проведении процедур. Государственный заказчик обязан обеспечивать конкуренцию среди потенциальных участников, что, в свою очередь, способствует более эффективному использованию бюджетных средств. Вместе с тем, необходимо учитывать, что участие в государственных закупках подразумевает строгое соблюдение норм законодательства, что может ограничивать свободу действия поставщиков.