Статья:

Понятие административно-правового принуждения, применяемого пр нарушении таможенных правил

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Усольцев И.Е. Понятие административно-правового принуждения, применяемого пр нарушении таможенных правил // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/42212 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие административно-правового принуждения, применяемого пр нарушении таможенных правил

Усольцев Илья Евгеньевич
магистрант Челябинский государственный университет - ЧелГУ, РФ, г. Челябинск

 

The concept of administrative coercion used in violation of customs rules

 

Ilya Usoltsev

Undergraduate Chelyabinsk state University – ChelGU, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. Современное состояние экономики Российской Федерации способствует увеличению контроля  за поступлением денежных средств в казну государства. Многие субъекты пытаются избежать уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пошлин, что отрицательно сказывается на российском бюджете. Одним из средств борьбы с подобными нарушениями является применение административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил. 

Abstract. The current state of the economy of the Russian Federation helps to increase control over the flow of funds to the state Treasury. Many entities are trying to avoid paying taxes, duties, customs duties, which has a negative impact on the Russian budget. One of the means to combat such violations is the use of administrative and legal coercion in violation of customs rules.

 

Ключевые слова: административно-правовое принуждение, таможенные правила,  правопорядок, государственное принуждение.

Keywords: administrative-legal compulsion, customs regulations, law enforcement, government coercion.

 

Складывающаяся в современной российской экономике ситуация способствует образованию новых институтов государственной власти. Нельзя не сказать и том, что с каждым годом  все больше усложняются задачи и функции специальных государственных органов власти, которые связаны с обеспечением поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, в следствие чего происходит усиление контроля за поступлением денежных средств в казну нашего государства. Однако, несмотря на складывающееся положение, связанное с усилением такого контроля, многие субъекты избегают уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пошлин. В связи с целью предупреждения и пресечения подобных правонарушений государство наделяет специальные органы функцией применения мер административно-правового принуждения. Каждая подотрасль административного законодательства характеризуется своими «специальными» особенностями применения мер административного принуждения. В связи с этим в российской правовой системе возникла необходимость выделения «специальных видов административного принуждения» [2, с. 28], в которые включается административно-правовое принуждение в таможенной сфере.

Что же подразумевается под административно-правовым принуждением в таможенной сфере? Проводимый автором настоящей статьи анализ действующего российского законодательства показал, что как такового определения данной правовой категории  в настоящий момент не существует. В связи с этим необходимо обратиться к Таможенному кодексу Российской Федерации, который в настоящее время утратил силу, а именно к ст. 230 ТК РФ:  «Противоправное действие или бездействие лица, посягающее на установленный действующим таможенным законодательством порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое российским законодательством  предусмотрена ответственность». Почему законодатель решил не включать в понятийный аппарат ныне действующего Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, не понятно. В связи с этим автор настоящей статьи считает, что данное понятие нуждается в законодательном закреплении, поскольку является одним из ключевых понятий таможенной отрасли права.

Несмотря на то, что в законодательстве понятие административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, отсутствует, авторы юридической литературы неоднократно пытались дать определение данному понятию. Одни авторы понимают административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, как способ обеспечения правопорядка в сфере таможенных отношений, другие предполагают под рассматриваемым понятием меру административного принуждения в той же сфере.

А.М. Фахаутдинова при исследовании административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, говорит о специфичности данного вида принуждения: «Принуждение в таможенной сфере  - это специфическое воздействие  таможенных органов  на поведение граждан, основанное на его правовой и организационной силе» [4, с. 19], и с этим нельзя не согласиться.

Данное суждение о специфичности административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, было высказано еще восемнадцать лет назад, однако, до сих пор остается актуальным.

Многие авторы юридической литературы, к примеру, Г.В. Матвиенко [1, с. 112], считают, что административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, представляет собой самостоятельный вид государственного принуждения и может называться таможенным принуждением. 

Обобщение всех вышеприведенных высказываний по поводу природы административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, показало, что наиболее удачным определением административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил является определением, даваемое А.В. Сургутсковой, которая посвятила изучению отрасли таможенного права  несколько научных публикаций: «Самостоятельный вид государственно-правового принуждения, заключающийся в применении преимущественно должностными лицами таможенных органов, а также судьями в предусмотренном законом порядке, мер административно-принудительного воздействия для привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение в области таможенного права и (или) пресечения объективно опасного деяния, посягающего на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, проведения таможенного контроля и таможенных операций» [3, с. 16].

Таким образом, понятие административно-правового принуждения. Применяемого при нарушении таможенных правил, обладает специфичностью и представляет собой самостоятельный вид государственного принуждения. Закрепление понятия административно-правового принуждения, применяемого при нарушении таможенных правил, по мнению автора настоящей статьи необходимо в связи с тем, что данное понятие является одним из ключевых в теории таможенного права.

Наиболее «полным» определением понятия административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил, является понятие, даваемое А.В. Сургутсковой, которое отражает всю сущность данного вида административно-правового принуждения.

 

Список литературы:
1. Матвиенко Г.В. Административная ответственность за нарушение таможенных правил. Дис. канд. юридич. наук. - М, 2003 – 202 с.  
2. Розенфельд В.Г., Серегина В.В. Административное принуждение:  понятие, виды административного принуждения, процессуальное регулирование их применения: учебное пособие.  - Воронеж, 1996. – 198 с.  
3. Сургутскова А.В. административно-правовое принуждение, применяемое при нарушении таможенных правил: Автореф. дисс. канд. юрид. наук.  - Челябинск, 2011.  – 23 с.  
4. Фахаутдинова А.М. Юридическая ответственность по таможенному праву: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -  М., 2000. – 31 с.