ОХРАНА ТРУДА: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Конференция: CCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОХРАНА ТРУДА: К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Сфера труда играет важную роль в жизни государства и общества. Именно она позволяет организовать функционирование других сфер государства путем обеспечения их рабочей силой и установления правил рабочего процесса. Труд позволяет каждому человеку не только обеспечивать материально себя и свою семью, но и помогает удовлетворить потребности человека в самореализации. Осуществляя трудовую деятельность, каждый человек тем самым поддерживает жизнедеятельность всех сфер общества и участвует в развитии государства в целом [6, с.7]. И государство является ответственным за грамотную организацию функционирования сферы труда как одной из важнейших для поддержания порядка и повышения эффективности развития страны, а в особенности, ее охраны.
Трудовые отношения являются предметом трудового права. Это договорные отношения, возникающие на основе заключения трудового договора, их объектом является труд, заранее обусловлена трудовая функция работника, работа осуществляется в условиях подчинения внутреннему трудовому распорядку, установленному работодателем. В нашей стране количество работающих по трудовому договору превышает количество трудоустроенных иным способом, что еще раз подтверждает необходимость государственного регулирования этой сферы. По данным Росстата доля работающих по трудовому договору в 2022 г. составляла более 90% в России, остальные 10% приходятся на людей, работающих по договору гражданско-правового характера или на основе устной договоренности с работодателем [4]. Последние два вида трудоустройства связаны с большими рисками, которые принимает на себя работник – риск не получить или получить не в полном размере обещанное вознаграждение; риск, связанный с отсутствием гарантий и компенсаций и т.д.
Источниками трудового права в Российской Федерации является Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ), федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, которые содержат нормы трудового права. Также трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций.
Согласно ст. 37 Конституции РФ труд является свободным, каждый имеет право выбирать деятельность и профессию, имеет право трудиться в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, получать вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, каждый имеет право на отдых. Также обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к другим результатам трудовой деятельности является одним из общечеловеческих принципов и закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и прочих международных договорах [1].
Согласно ТК РФ, под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает в себя различные виды мероприятий: правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и др.
Ст. 210 ТК РФ устанавливает основные направления политики государства в области охраны труда. Помимо уже названного приоритета сохранения жизни и здоровья работников, сюда относятся:
- принятие и реализация законов;
- государственное управление охраной труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- организация мониторинга и статистической отчетности в области охраны труда;
- установления гарантий и компенсаций за вредные условия труда и т.д.
Список достаточно большой и все эти мероприятия требуют согласованной работы органов государственной власти РФ, субъектов и органов местного самоуправления, а также работодателей, их объединений, профсоюзов работников. Государственными органами в сфере охраны труда являются: Правительство РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда); органы исполнительной власти субъектов в области охраны труда, муниципальные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и др.) [2].
Безопасность труда является первейшим критерием грамотной организации труда, и одним из показателей в сфере охраны труда, который свидетельствует об уровне безопасности, является количество несчастных случаев, произошедших на производстве. Каждый год в России происходит большое число несчастных случаев, в том числе и не связанных с производством. Статистика по этому вопросу разнится. Показатели по несчастным случаям публикуют Росстат, Роструд и Фонд социального страхования (Социальный фонд России с 2023 г.). Роструд публикует информацию только о тяжелых несчастных случаях. Росстат информирует об общем количестве несчастных случаев и в разрезе по некоторым отраслям, а ФСС в связи со страховыми случаями по профзаболеваниям.
По данным Росстата в 2022 г. всего произошло 1,7 млн. несчастных случаев, что превышает уровень 2018 г. на 247 тысяч (16,9%) – в эти данные входят все несчастные случаи и отмечается, что производственная травма присуща приблизительно для 40% из них [4].
По данным Фонда социального страхования России в 2022 г. произошло 32288 несчастных случаев, их общее количество снизилось на 7% по сравнению с 2018 годом. Доля легких несчастных случаев по статистике ФСС в 2022 г. составила 79,3% (32288), со смертельным исходом 5,1% (1643), с тяжелым исходом 15,6% (5035). Основными причинами несчастных случаев при этом являются личная неосторожность, неудовлетворительная организация производства и нарушение требований безопасности.
По данным Роструда в 2022 г. произошло 5563 тяжелых несчастных случаев, их количество в сравнении с 2018 г. сократилось на 9% (553 случая), однако, в сравнении 2020 г. увеличилось на 7,6% (392 случая). В 2020 г. наблюдается самый низкий показатель количества произошедших тяжелых несчастных случаев за пять лет, что, возможно, связано со сложной эпидемиологической ситуацией и установлением нерабочих дней для ряда организаций. При этом доля смертельных несчастных случаев в 2022 г. составила 28%, а в 2020 г. доля была выше – 31,4%. Наибольшая доля несчастных случаев за пятилетний период приходится на отрасли строительства и обрабатывающие производства, эти отрасли относятся к высокой категории риска. Также анализ произошедших тяжелых несчастных случаев в разрезе по отношению организации к определенной категории риска показывает, что в 2022 г. наблюдается увеличение несчастных случаев на 14,6% в организациях с низким уровнем риска. Основной причиной возникновения тяжелого несчастного случая статистика называет неудовлетворительную организацию работ, нарушение правил дорожного движения, нарушение работниками трудовой дисциплины [9].
Перечисленные причины свидетельствуют главным образом об ответственности работодателя и работников в их происшествии. Человеческий фактор играет большую роль, и даже если в организации система охраны труда соответствует всем требованиям закона, а материально-техническое обеспечение проверено и находится на высоком уровне, действия человека, противоречащие нормам безопасности, могут привести к несчастному случаю. Порядок проведения расследования несчастного случая с утвержденными формами документов установлен государством – ст. 229.2 Трудового Кодекса РФ, Приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
Еще одним человеческим фактором, нарушающим требования охраны труда, является желание работодателя скрыть факт произошедшего несчастного случая, чтобы не привлекать внимания надзорных органов, и здесь роль играет низкая правовая грамотность работника, который идет на поводу у работодателя и дезинформирует медицинское учреждение о месте получения травмы. В 2022 г. Роструд выявил 626 сокрытых тяжелых несчастных случаев, 154 из которых были смертельными [9]. За сокрытие несчастного случая предусмотрена ответственность ст. 15.34 Кодекса об административных нарушениях РФ, а также уголовная ответственность ст. 143 Уголовного Кодекса РФ. Штрафы, установленные КоАП, очень маленькие и совершенно не мотивируют работодателя следовать букве закона. Сокрыв несчастный случай, работодатель не попадает в поле зрения надзорных органов, ведь иначе расследование несчастного случая может привести к дополнительным проверкам и выявить иные нарушения, за которые последуют штрафы и предписания серьезнее. Уголовная ответственность гораздо серьезнее, но и привлечь к ней работодателя сложнее.
Следует отметить, что каждый пострадавший работник имеет право на получение страховых выплат. В случае смертельного несчастного случая родственники погибшего имеют право на утраченный заработок, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, расходы на погребение. Эти гарантии и компенсации установлены ст. 184 ТК РФ, однако, в случае сокрытия несчастного случая эти выплаты не могут быть получены, что нарушает права пострадавшего и родственников, закрепленные государством. Также, в случае если между работником и работодателем не был заключен трудовой договор, и произошел несчастный случай, от работника потребуется много усилий, чтобы установить факт наличия трудовых отношений в суде и получить положенные выплаты.
Еще одной причиной, по которой государство должно быть заинтересовано в регулировании охраны труда и снижении производственного травматизма, являются последствия для пострадавшего от несчастного случая – серьезные травмы могут оставить человека инвалидом, что в дальнейшем помешает ему вести нормальный образ жизни, устроиться на работу, и человек будет зависеть от социальных гарантий государства.
Помимо человеческого фактора, связанного с нарушением правил безопасности и невнимательности, на показатели охраны труда влияют действия работодателя, связанные с организацией рабочего процесса, выдачей средств индивидуальной защиты работникам, вложением денежных средств в обновление основных фондов организации, соблюдением правил при размещении оборудования и т.д. По данным Росстата сильнее всего износ оборудования наблюдается в сферах добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, и, учитывая, насколько травмоопасными являются данные производства, контроль над надлежащим состоянием основных фондов в них является необходимым [5].
В последние годы отмечается рост естественных смертей на рабочем месте. Они не попадают в категорию связанных с производством несчастных случаев и происходят из-за заболеваний. Например, в Республике Коми в 2022 г. 36,5% несчастных случаев произошли из-за заболеваний – чаще, инфаркта и инсульта [11]. Подобная статистика по росту несчастных случаев из-за заболевания наблюдается и в других регионах – Ленинградская область, Санкт-Петербург, Челябинская область и др. Еще в 2017 году Роструд писал о росте естественный смертей на рабочем месте. Вопрос здесь возникает как к качеству проводимых ежегодных медосмотров, так и к условиям на рабочем месте – наличием шума, запыленности, недостаточной освещенности, а также нездоровой обстановке в коллективе, стрессам и переутомлениям. В учете при расследовании подобных несчастных случаев заинтересованы в основном профсоюзы, хотя причины болезни могли быть вызваны именно рабочим процессом.
Из всего этого следует сделать вывод о необходимости введения системы контроля над качеством проведения медицинского осмотра работников. Общеизвестно, что зачастую медицинские осмотры работниками, работодателями, и даже самими медицинскими сотрудниками воспринимаются как формальность. Необходимо менять взгляды на периодические медосмотры, и в первую очередь работникам и работодателям нужно требовать от медицинских организаций качественного обслуживания. Кодексом об административных нарушениях установлена ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров в виде штрафов. Суммы штрафов не такие большие – от 1 тыс. руб. до 1,5 тыс. руб. для физических лиц, от 2 до 3 тыс. руб. для должностных лиц, от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для юридических лиц. Возможно, если суммы штрафов увеличить в несколько раз, они будут гораздо ощутимее и предостерегут от нарушения закона.
В России проводилась модернизация системы управления охраной труда путем создания системы оценки и управления профессиональными рисками. Эта система позволяет реализовать предупреждающие меры для сохранения жизни и здоровья работников, и уменьшить тем самым затраты на выплаты пострадавшим на производстве [10]. В 2021 году был принят приказ Минтруда России от 28.12.2021 № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» – где приведены примеры профессиональных рисков и возможные предупредительные меры, которые организация может принять для предотвращения наступления риска. Например, профессиональным риском является шум, и для его уменьшения организация устанавливает уровень воздействия шума на работников, проверяет соответствие уровня шума установленным нормам, а после внедряет инженерные решения, позволяющие снизить шумовое воздействие
В целом статистика по России свидетельствует о сокращении несчастных случаев на производстве, но как было сказано выше, данные статистики различны и не способствуют качественной оценке картины в целом. Мероприятия, направленные на предупреждение несчастных случаев, тоже должны были повлиять на снижение производственных травм, но с введения приказа Минтруда прошло еще немного времени, и возможно, что результаты только начинают давать о себе знать. Однако некоторые специалисты называют причиной снижения травматизма высокий уровень нелегальной занятости мигрантов. Также возможны случаи, когда смерть работника наступила спустя длительное время, после окончания расследования несчастного случая – в статистику такой случай попадет только после проведения дополнительного расследования по требованию родственников [8].
10 марта 2022 года Правительство РФ приняло Постановление №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которое установило мораторий на проведение проверок, за исключением проверок по согласованию с прокуратурой при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан. Без согласования прокуратуры проверки могут проводиться по поручению Президента РФ, Председателя Правительства, его заместителя, по требованию прокурора и др. случаях [3]. Постановлением Правительства № 372 от 10 марта 2023 г. продлен мораторий на плановые проверки до 2030 г. Контрольные органы могут проводить профилактические визиты, в ходе которых инспектор осуществляет консультирование, и контролируемое лицо вправе отказаться от профилактического визита. Также контрольные органы могут объявлять предостережения в случае наличия сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований при создании угрозы причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям. В предостережении инспектор предлагает принять меры для соблюдения обязательных требований. Мораторий был принят для снижения административного давления на бизнес, но при условии, что обязательные требования будут соблюдаться, а также с целью формирования конкурентной среды. Однако введение этого моратория существенно снизило защиту прав работников, поэтому недобросовестные работодатели могут пользоваться ситуацией и позволять себе нарушать закон. В этих условиях возрастают роль профсоюза и судов как основных защитников трудовых прав граждан [7]. К сожалению, такая обстановка может лишь способствовать увеличению нарушений, в том числе в сфере охраны труда.
Исходя из рассмотренной информации, можно сделать вывод, что государственное регулирование играет большую роль в стабильном функционировании сферы охраны труда. Огромная доля успеха этой стабильности ложится на контрольно-надзорную деятельность органов за организациями в целях предотвращения нарушений и своевременного реагирования на произошедшие нарушения. Государственное управление должно обеспечить работу следующих мер воздействия на сферу охраны труда: совершенствовать механизм предупреждения производственного травматизма, стимулировать работников и работодателей соблюдать требования безопасности, вести здоровый образ жизни, улучшать условия труда, проводить регулярные мониторинги ведения охраны труда в организациях.
Только комплексное соблюдение всех законов, установленных правил по охране труда, внутренних инструкций и правил работниками и работодателями может обеспечить безопасность рабочего процесса, улучшить условия труда и повысить эффективность производства.