ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как известно предпринимательская деятельность традиционно выступает в качестве той сферы, где происходят взаимодействие и пересечение публичных (общества и государства) и частных (предпринимателя) интересов, поскольку право на ее осуществление, гарантированное в Конституции РФ, изначально акцентирует внимание именно на публично-правовом аспекте такого регулирования. Среди отечественных ученых нет единства мнений относительно определения понятия правового регулирования вообще. Так, по мнению одних авторов, под ним следует понимать целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения посредством различных правовых (юридических) средств [8, с. 257]. Другие же в процессе определения понятия правового регулирования посредством понятия правового воздействия, акцентируют внимание на том, что последнее с содержательной точки зрения носит более широкий характер, нежели первое [12, с. 62].
Применительно к теме настоящего исследования определенный интерес представляет подход ряда авторов, настаивающих на том, что сочетание элементов публично-правового и частноправового регулирования предпринимательской деятельности выступает не только в качестве способа упорядочения соответствующих отношений, но и служит одновременно средством удовлетворения как публичных, так и частных интересов. Кроме того, о возрастании роли именно комплексного нормативно-правового регулирования различных групп общественных отношений, в том числе и сфере осуществления предпринимательской деятельности отмечалось в работах ряда отечественных авторов [7, с. 33; 15, с. 6]. На наш взгляд, следует согласиться с мнением отдельных отечественных авторов, утверждающих, что в качестве основной тенденции развития российского законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности на современном этапе, выступает комплексный (межотраслевой) характер правового регулирования соответствующих общественных отношений, предполагающий сочетание элементов как публично-правового, так и частноправового регулирования [9, с. 56].
Представляется, что межотраслевое правовое регулирование наиболее ярко проявляется в так называемых комплексных отраслях права. В этой связи мы не можем не согласиться с высказанной рядом отечественных ученых и практиков точкой зрения, в соответствии с которой предпринимательское право сочетает в себе как публично-правовые, так и частноправовые начала [2, с. 15; 3, с. 13; 10, с. 64] и рассматривается в качестве комплексного образования, объединяющего нормы различных отраслей права [14, с. 43].
В качестве наиболее наглядного примера публично-правового воздействия на предпринимательскую деятельность можно привести ее урегулирование финансово-правовыми нормами. Так, некоторыми авторами в процессе регулирования предпринимательской деятельности предлагается различать с одной стороны финансово-правовое регулирование, которое основано, во-первых, на существовании связей власти и подчинения между их участниками отношений; во-вторых, на преобладании императивного метода регулирования; в-третьих, обеспечивает защиту публичных интересов общества и государства, а с другой стороны – саморегулирование, которое 1) базируется на диспозитивном методе и равенстве участников отношений; 2) реализуется посредством заключения договоров [1, с. 10]. На наш взгляд, подавляющее большинство правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, носит комплексный характер и пересекается с правоотношениями, входящими в предмет правового регулирования других отраслей права.
Как отмечает В.Ф. Яковлев, при регулировании предпринимательской деятельности «соотношение нормативного и индивидуального регулирования должно быть изменено в пользу первого, которое прекрасно сочетается с саморегулированием» [15, с. 7]. На существование неразрывной связи между законодательным и договорным регулированием неоднократно указывалось в трудах различных отечественных авторов. [5, с. 122; 11, с. 34].
ГК РФ (п. 1, 3 ст. 2) охватываются только частноправовые аспекты регулирования предпринимательских отношений, тогда как правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе сочетания публично-правовых и частноправовых начал. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в предмет гражданско-правового регулирования входит лишь та часть предпринимательских отношений, которые основаны на равенстве сторон. Более того, несмотря на то, что в действующем российском законодательстве формально закреплен частноправовой подход в регулировании предпринимательской деятельности, фактически же, по мнению отдельных авторов [6, с. 137], в данной сфере в доминирующем положении находятся именно публично-правовые отрасли.
Анализ научной и специальной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что многие видные отечественные ученые включают в предмет правового регулирования предпринимательского права те или иные группы административных и финансовых отношений, которые связаны с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Мы не можем не согласиться с данным обстоятельством и полагаем, что ведущая роль межотраслевого регулирования предпринимательских отношений должна объясняться тем фактом, что имущество, часть которого отчуждается в пользу государства и муниципальных образований в качестве налогов и сборов, создается в основном в сфере предпринимательской деятельности.
Представителями отечественной науки финансового права также акцентируется внимание на интеграции, с одной стороны, финансовых и предпринимательских [14, с. 55], а с другой стороны, финансовых и гражданских правоотношений [15, с. 60]. Кроме того, среди российских ученых достаточно распространенной считается точка зрения, в соответствии с которой налоговые отношения включают в себя широкий круг взаимосвязей, которые входят в сферу гражданского регулирования, а потому носят комплексный характер. Более того, отдельными авторами подчеркивается, что налоговое право носит вторичный по отношению к гражданскому характер, т.к. для целей налогообложения немаловажная роль отводится именно результатам деятельности предпринимателя. Иными словами, в процессе правового регулирования предпринимательской деятельности налицо ситуация, когда посредством частноправовых (гражданско-правовых) норм происходит оформление предпринимательских отношений, а нормы публичного права (финансового, налогового) помогают выявлять их фактическое (экономическое) содержание.
Подводя итог сказанному, следует отметить следующее. В качестве основной тенденции развития российского законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности на современном этапе выступает комплексный (межотраслевой) характер правового регулирования соответствующих общественных отношений, предполагающий сочетание элементов как публично-правового, так и частноправового регулирования. Подавляющее большинство правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, носит комплексный характер и пересекается с правоотношениями, входящими в предмет правового регулирования других отраслей права. В качестве горизонтальных предпринимательских правоотношений выступают имущественные отношения, которые носят товарно-денежный характер и складываются между хозяйствующими субъектами либо между последними и гражданами. Что же касается вертикальных предпринимательских правоотношений, то они возникают между управленческими органами и субъектами хозяйствования в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности, которая подлежит государственному регулированию. В процессе правового регулирования предпринимательской деятельности налицо ситуация, когда посредством частноправовых норм происходит оформление предпринимательских отношений, а публично-правовые нормы помогают выявлять их фактическое (экономическое) содержание.