Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСЛУГИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зосинец Е.Б., Боровик А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСЛУГИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/113151 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСЛУГИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Зосинец Екатерина Борисовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Боровик Арина Алексеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Антикризисное управление предприятиями в современных условиях является одним из основных рычагов преодоления кризисных явлений. В рыночных условиях хозяйствования предприятия, как хозяйствующие субъекты, являются основным звеном экономики государства. Сегодня экономика Республики Беларусь переживает сложный этап проявления кризиса, вызванного как внутригосударственными, так и внешнеполитическими факторами.

В этих условиях актуальной является проблема разработки и реализации своевременного и комплексного анализа финансово-экономической стабильности предприятия и принятия оперативных решений по локализации кризисных явлений и преодоления последствий кризисов с наименьшей вероятностью банкротства для предприятия. Вышеперечисленные экономические процессы составляют предмет института антикризисного управления предприятием.

Стоит отметить, что различные трактовки данного понятия имеются только в юридической и экономической литературе, так как легальное определение антикризисного управления отсутствует в национальном законодательстве, что порождает большое количество споров о сущности данного понятия. Более того, не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления, и поэтому особое содержание антикризисного управления до конца не понято.

Для более точного уяснения понятия «антикризисное управление» следует обратить внимание, что оно неразрывно связано с понятием «временный (антикризисный) управляющий», которое закреплено статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012 г. № 415-З: «Временный (антикризисный) управляющий - индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые хозяйственным судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управляющий - в защитном периоде, антикризисный управляющий - в конкурсном производстве)» [4]. Так, можно сделать вывод о том, что антикризисное управление осуществляется уполномоченным лицом в процессе экономической несостоятельности (банкротства).

С целью детализации определения термина «антикризисное управление» необходимо изучить различные трактовки данного понятия в научной литература, а также выделить основополагающие черты данной услуги, такие как:

1. Это деятельность, направленная на разрешение проблемы неплатежеспособности.

2. Отношения возникают в момент возбуждения дела о банкротстве.

3. Конечный юридический и экономический результат этой деятельности в момент начала оказания услуги не определен: будет ли это санация или ликвидация предприятия, определяется решением экономического суда, основанном на результатах голосования собрания кредиторов после диагностики состояния предприятия управляющим. Удастся ли погасить требования кредиторов и в каком объеме – зависит от большого количества факторов объективного и субъективного характера [5, с. 33].

4. Потребителями услуг одновременно является широкий круг лиц – должник, работники предприятия-должника, государство, контрагенты.

5. Деятельность по оказанию услуги осуществляется квалифицированным специалистом, уполномоченным экономическим судом. Квалификацию подтверждает выданный Министерством экономики аттестат, получению которого предшествует подготовка по определенной программе и аттестация кандидата по установленной законодательством процедуре [3].

6. Наличие двух групп антикризисных управляющих. Первая – так называемые государственные управляющие, имеющие аккредитацию госоргана и назначаемые на предприятия с долей госсобственности, вторые – индивидуальные предприниматели и юридические лица, назначаемые на частные предприятия. Такой порядок обосновывается необходимостью защиты госсектора в период рыночной трансформации [1, с. 137].

В группу государственных антикризисных управляющих часто попадают специалисты мотивированные административно, так как основным источником набора являются государственные органы и государственные предприятия.

Данную проблемы можно исправить путем минимизации человеческого фактора на примере опыта Российской Федерации, Украины, Литвы, где управляющий выбирается при помощи генератора случайных чисел.

7. Стоимость услуг антикризисного управления строго регламентирована действующим законодательством. Оплата услуг по общему правилу осуществляется из средств должника, независимо от того, кто инициировал дело. Государственный антикризисный управляющий получает вознаграждение, приравненное к средней заработной плате по республике, скорректированной на коэффициент, учитывающий сложность дела и особенности объекта управления. Возможно дополнительное вознаграждение по результатам дела по решению суда [4]. Таким образом, на формальном (законном) рынке постоянная часть услуг антикризисного управления установлена законодательством, а дополнительная поставлена в зависимость от решения суда.

Можно сделать вывод, что на этом рынке свободное ценообразование принципиально невозможно.  Это создает предпосылки коррупционных правонарушений со стороны недобросовестного должника, недобросовестного кредитора, суда.

В связи с этим возможен следующий способ решения данной проблемы: результаты труда управляющего должны быть поставлены в зависимость от итогов дела (например, объемов погашенных требований) и трудоемкости, связанной со спецификой конкретного дела. Алгоритм расчета вознаграждения, процедура его назначения должны быть абсолютно прозрачны, суд должен быть избавлен от функции нормирования труда управляющего

8. Деятельность антикризисного управляющего имеет юридические последствия для должника, контрагентов, государственных органов и экономические – переход права собственности, восстановление платежеспособности и др.

9. Управляющий осуществляет деятельность под контролем экономического суда [2, с. 237].

Исходя из изложенных выше принципиальных положений услуги антикризисного управления, можно сформулировать общее определение данному понятию, требующего законодательного закрепления: «Антикризисное управление представляет собой услугу, подконтрольную экономическим судам, осуществляемую квалифицированными специалистами и направленную на предотвращение ликвидации организации в результате процесса экономической несостоятельности (банктротства) путем прогнозирования опасности кризиса, выявление кризиса, анализ его симптомов, разработку мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития».

Также, в результате рассмотрения проблем осуществления деятельности по оказанию услуг антикризисного управления в Республике Беларусь, предлагаем следующие их преодоления:

1. Введение процедуры выбора антикризисного управляющего при помощи генератора случайных чисел.

2. Создание абсолютно прозрачной процедуры расчета вознаграждения антикризисного управляющего через поставление в зависимость данного вознаграждения от итогов дела, а также избавление суда от функции нормирования его труда.

 

Список литературы:
1. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – 504 с.
2. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 406 с.
3. Об аттестации и переаттестации физических лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 мая 2021 г. № 273 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – Дата доступа: 20.05.2022.
4. Об экономической несостоятельности (банкротстве) : Закон Респ. Беларусь, 13.07.2012 7., № 414-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.10.2016 № 439-З // Эталон –  Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – Дата доступа: 20.05.2022.
5. Прилуцкая Н.А. Институциональные аспекты регулирования неплатежеспособности предприятий в Республике Беларусь // Вестник Брестского государственного технического университета. – 2018. – № 14. – С. 32–37.