Квалификация преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальном хозяйстве
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)
Квалификация преступлений, совершаемых в жилищно-коммунальном хозяйстве
PROBLEMS OF QUALIFICATION OF CRIMES MADE IN THE HOUSING AND COMMUNAL ECONOMY
Alexander Sereda
Undergraduate St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы квалификации преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В работе использованы труды ряда ученых в области уголовного права, а также нормативные правовые акты в этой области правовых отношений.
Abstract. The article reveals the main problems of qualifying crimes in the field of housing and communal services. The work used the works of a number of scholars in the field of criminal law, as well as regulatory legal acts in this area of legal relations.
Ключевые слова: злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, ЖКХ, квалификация.
Keywords: abuse of authority, abuse of authority, abuse of power, housing and communal services, qualification.
В современной России в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) совершается множество преступлений. Выставление поддельных счетов за коммунальные услуги, не перечисление денег, внесённых гражданами в качестве оплаты на нужды управляющих компаний, необоснованное завышение ресурсоснабжающими организациями тарифов - самые распространённые способы совершения преступлений. Например, в 2015 году органы предварительного следствия МВД России направили в суд 540 уголовных дел в сфере ЖКХ. К ответственности привлечено 409 граждан, что вдвое больше лиц, чем в предыдущем году. Из них: 126 руководителей управляющих компаний и 40 сотрудников, 57 председателей ТСЖ и более 60 директоров подрядных организаций. Данная область уголовно-правовых отношений в основном охватывает преступления в сфере собственности, которые совершаются, как правило, должностными лицами, наделенными властными полномочиями. При этом у правоохранительных органов возникают постоянные трудности с правильной квалификацией данного вида преступлений.
ЖКХ - это сфера отношений, включающая в себя совокупность отраслей экономики, которые обеспечивают функционирование зданий и сооружений в населенных пунктах. Основу этих правоотношений составляют правоотношения, связанные с эксплуатацией жилищного фонда, который включает в себя всю совокупность жилых помещений. В основные задачи эксплуатации жилищного фонда входят:
- содержание и ремонт жилых помещений;
- обслуживание жилых помещений;
- решение экономических вопросов в области ЖКХ, связанных с тарифным регулированием;
- взаимодействие с собственниками жиль [4, С. 62-66].
При рассмотрении практики преступлений в сфере ЖКХ исследователи отмечают, что в основном они совершаются с недвижимостью и строительными материалами, чуть меньше с денежными средствами и около 10% противозаконных действий осуществляется с энергоносителями [5, С. 88-93]. Основная масса данных преступлений имеет экономическую направленность и включает в себя следующие их виды:
- мошенничество;
- присвоение;
- растрата;
- незаконное предпринимательство;
- уклонение от уплаты налогов;
- должностные преступления.
По данным Генпрокуратуры Российской Федерации, масштабы хищений в сфере ЖКХ растут. На протяжении последних трех лет ежегодно отмечается более 2,5 тыс. преступлений в данной сфере. Размер ущерба увеличился в прошлом году на 12 %, достигнув 6,5 млрд руб [2].
Так, для жилищно-коммунальной сферы характерно совершение преступлений, связанных со злоупотреблением или превышением полномочий, которые квалифицируются по ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст. 286 «Превышение должностных полномочий» [1]. Как правило, преступные деяния в жилищно-коммунальной сфере, осуществляемые посредством злоупотребления полномочиями, связаны с незаконной сдачей в аренду сотрудниками жилищно-коммунального комплекса помещений жилого фонда, с махинациями с денежными средствами не по назначению и т.д.
Более сложной уголовно-правовой проблемой является разграничение понятий «злоупотребление полномочиями» и «превышение полномочий». С точки зрения субъекта, данные преступления совершаются исключительно должностным лицом, причем круг его полномочий очерчен в должностных обязанностях и в должностной инструкции.
Со стороны способа совершения данные преступления отличаются. В случае злоупотребления должностными полномочиями субъект преступления действует в рамках должностных полномочий, однако умысел его действий противоречит общим задачам государственного аппарата или органа местного самоуправления. В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» дается следующая трактовка злоупотреблению должностными полномочиями: «действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения».
В качестве примеров можно привести следующие случаи злоупотребления должностными полномочиями должностными лицами ЖКХ. Так, Свердловской области в 2015 году должны были отремонтировать около 1 тыс. домов, а реально отремонтировали лишь 134 дома. В Мордовии одна из управляющих компаний фальсифицировала протокол общего собрания о проведении капремонта, в результате смета была завышена на 400 тыс. руб. В Чувашии председатель одного из ТСЖ самовольно поднял сумму взноса на капремонт с 5 руб. до 16 руб. за 1 кв. м [3].
В случае превышения должностных полномочий должностное лицо совершает преступные деяния, которые не входят в круг его должностных полномочий и «повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий».
В данном контексте рассмотрение злоупотребления служебными полномочиями в качестве частного случая превышения служебных полномочий является не вполне логичным. В данном случае разграничением рассматриваемых деяний служит тот самый предел полномочий (компетенции) должностного лица, который и не позволяет рассматривать указанные деяния как целое и частное.
Для преступлений, квалифицируемых по ст. ст. 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, характерно, что они совершаются исходя из корыстной заинтересованности, но не связаны с хищением. Они могут быть связаны только с изъятием, в том числе и с временным, чужого имущества. Для определения преступных деяний, имеющих в своем составе хищение чужого имущества, то есть завладение им, предусмотрена часть 3 ст. 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».
На основании вышеизложенного можно сказать, что квалификация преступлений в данной сфере имеет сложный характер, так как в некоторых ситуациях сложно разграничить смежные преступления друг от друга. В связи с этим, по нашему мнению, преступления в сфере ЖКХ можно разделить на четыре группы:
1. Преступления против собственности;
2. Преступления против интересов службы;
3. Преступления против государственной власти и органов местного самоуправления;
4. Другие преступления.
Таким образом, преступления в сфере ЖКХ носят в основном экономический характер и связаны с присвоением недвижимости, расхищением строительных материалов, денежных средств и повышением тарифов на энергоносители. Проведя анализ отдельных видов преступлений в сфере ЖКХ, были выявлены их схожие черты, в связи с чем становится затруднительно разделить их на отдельные группы. По результатам проделанной работы была сформирована классификация, в соответствии с которой в сложных многосоставных преступных схемах в жилищно-коммунальной сфере следует применять комплексный подход, способствующий четкой и однозначной уголовно-правовой квалификации действий преступной группы в совокупности и каждого соучастника по отдельности. Таким образом, благодаря применению данной классификации возможно повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.