Статья:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ АКРОБАТОК 7-8 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Залесова А.С. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ АКРОБАТОК 7-8 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155763 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ АКРОБАТОК 7-8 ЛЕТ

Залесова Алина Сергеевна
магистрант, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Анфилатова Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF ACROBATS 7-8 YEARS OLD

 

Alina Zalesova

Master’s student, Vyatka State University, Russia, Kirov

Olga Anfilatova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russia, Kirov

 

Аннотация. Спортивная акробатика – сложно координационный вид спорта, оказывающий всестороннее воздействие организма подростков, не требует создания особых условий для занятий и является эффективным средством формирования здорового стиля жизни. Так как спортивная акробатика является сложно-координационным видом спорта, которому присуще быстрота выполнения технических действий, быстрота мышления, способность проявлять лучшие психологические и физические качества в напряженной ситуации, поэтому развитие координационных способностей является приоритетным направлением в подготовке акробатов рассматриваемого нами возраста [8].

Absract. Nowadays sport acrobatics has reached significant heights in its development, the composition of students has rejuvenated, the competitive program has become more complicated. However, along with the development of the dynamics of growth of achievements in this kind of sport there are problems that inhibit the growth of sportsmanship. One of the significant problems is related to the insufficient scientific and methodological development of the issues of training athletes at the early stages of the training process. (Menkhin, Y. V., 2000). The modern stage of development of sports acrobatics is characterized by a high level of sports and technical achievements, which determines increased requirements for comprehensive training, and especially coordination abilities. (Solodkov, A. S., 2001).

 

Ключевые слова: спортивная акробатика, координационные способности, тренировочный процесс, акробатки 7-8 лет.

Keywords: sport acrobatics, coordination abilities, training process, acrobats of 7-8 years old.

 

Проблема развития физических (двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в физиологии, психологии, педагогике физического воспитания и спорта. Она является наиболее важной для практики воспитания всесторонне развитой гармоничной личности и напрямую связана с значительным комплексом задач: подготовкой человека к жизни, защите родины, труду, тенденцией и отбором для занятий какими-либо видами спорта, выбором специальности согласно своим склонностям и способностям. Одно из ведущих мест среди двигательных способностей занимают координационные способности [5]. Л.П. Матвеев раскрывает координационные способности как способность целесообразно согласовывать движения в единое целое при воспроизведении и построении новых двигательных действий, вместе с тем как умение преобразовывать координацию движений при необходимости изменить параметры усвоенного действия либо при переходе на другое действие согласно требованиям изменяющихся условий[7]. Обзор обобщения научно-методической литературы показал, что авторы разделяют виды координационных способностей на: способность к реагированию, к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, способность к равновесию (статическому и динамическому), способность к ориентированию в пространстве, темпо–ритмовая способность, способность к переключению в процессе двигательной деятельности. Таким образом, развитие координационных способностей в спортивной акробатике предполагает разнообразные средства и методы. Для выбора специальных средств и методов необходимо учитывать не только общепринятые нормы и правила, но и индивидуальные способности спортсмена, основываясь на научной литературе. Следовательно, научная проблема исследования заключается в необходимости соответствия подбора физических упражнений должному уровню развития координационных способностей у акробаток [4].

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения методики развития координационных способностей у акробаток 7-8 лет.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
  2. Разработать экспериментальную методику развития координационных способностей акробаток 7-8 лет.
  3. Проверить эффективность разработанной методики в педагогическом эксперименте.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- необходимо внести в тренировочный процесс методику развития координационных способностей акробаток 7–8 лет, которая позволяет улучшить развитие координационных способностей акробаток 7–8 лет с использованием средств художественной гимнастики.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, конкретизировалась поставленная проблема. Также была сформулирована цель, поставлены задачи, определены методы научного исследования.

На втором этапе проводился педагогический эксперимент, при проведении которого было исследование эффективности разработанной методики. В начале и конце второго этапа эксперимента проводился контроль координационных способностей акробаток 7–8 лет. 

На третьем этапе проходил формирующий педагогический эксперимент, оформление результатов научного исследования.

Исследование проводилось на базе МБУ ДО СШ №1 г. Киров. В педагогическом эксперименте приняли участие акробатки 7-8 лет в количестве 20 человек. Из всех участников эксперимента было сформировано две опытные группы - контрольная, в состав которой вошло 10 девочек и экспериментальная - 10 человек. Экспериментальная группа тренировалась с применением разработанной нами методики. Опытным путем определялась эффективность разработанной методики, направленной на развитие координационных способностей акробаток 7–8 лет.

До начала эксперимента была проведена оценка уровня развития координационных способностей девочек 7-8 лет, занимающихся акробатикой, которая не выявила статистически достоверных отличий между полученными результатами девочек контрольной и экспериментальной групп.

Методической и теоретической основой для разработки экспериментальной методики для развития координационных способностей акробаток 7–8 лет, являлись труды Болобана В. Н. [1]. При построении методики были использованы общепедагогические (дидактические) принципы воспитывающего обучения (сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования) и специфические принципы спортивной тренировки[7].

Разминка в тренировках занимает от 30 до 45 минут с общей физической подготовкой, бег с различным набором беговых упражнений таких как: бег с высоким подниманием бедра, захлестом голени назад, приставные шаги. Туда же входят такие упражнения, как прыжковые упражнения; сгибание разгибание рук в упоре лежа; упражнение на мышцы пресса «книжечка»; статическое упражнение на мышцы пресса «планка», так же сюда входит суставная разминка направленная на развитие гибкости[8].

Целью данной разминки является улучшение уровня общей физической подготовленности акробатов к более сложным элементам и развитием функциональных систем организма.

В основной части занятия использовались специально подобранные комплексы упражнений, направленные на развитие координационных способностей занимающихся.

Заминка составляет 3-5 минут и представляет собой упражнения на восстановление дыхания и рефлексию[9].

Предлагаемая методика была разделена на недельные микроциклы.

После проведения эксперимента повторная оценка сравнительного анализа результатов, характеризующих уровень развития различных компонентов координационных способностей акробаток 7-8 лет, выявила, что обнаружены статистически достоверные отличия между всеми показателями девочек контрольной и экспериментальной групп во всех контрольных упражнениях:

  1. «Стойка на одной ноге на планке» в контрольной показатель составил 4,5 сек, а в экспериментальной группе – 6,3.
  2.  «Повороты на гимнастической планке», в контрольной показатель составил 3,9 сек, а в экспериментальной группе – 5 сек.
  3. «Проба Ромберга» в контрольной группе показатель составил 4,6 сек, а в экспериментальной группе – 6,1.
  4. «Повороты на гимнастической планке», в контрольной показатель составил 5,6 раз, а в экспериментальной группе – 7,5 раз.

Полученные данные позволяют утверждать, что применяемая методика развития координационных способностей являются эффективными для акробаток 7-8 лет, в экспериментальной группе. Таким образом, можно утверждать, что предложенная методика развития координационных способностей на начальном этапе спортивной подготовки является эффективной и может быть рекомендована для использования при подготовке спортсменок-акробаток.

 

Список литературы:
1. Болобан, В. Н. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки / В. Н. Болобан // Наука в олимпийском спорте. – Киев: 2006. – С. 96–102.
2. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э.А. Григорян. - Киев, 2006. - 134 с.
3. Гайдарова, Н.А. Дополнительная общеразвивающая программа по спортивной акробатике / Гайдарова. Н. А. // Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Специализированная Детско - юношеская спортивная школа №1 муниципального образования город Краснодар. – Краснодар:  2015. – С. 22–26.
4. Двейрина, О. А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта // О. А. Двейрина – №1, 2008. – С. 35–38.
5. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. – Минск: 2001. – 152 с.
6. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
7. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для ВУЗов физической культуры / Л. П. Матвеев. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт. – 2010. – С. 100–105.
8. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков., Е. Б. Сологуб // Изд-во: Терра-спорт., – М.: 2001. С. 502-512.
9. Шестаков, М. П. Особенности тестирования координационных способностей футболистов / Известия Южного федерального университета. Технические науки // М. П. Шестаков. – №6, 2008. – С. 145–148.
10. Щетинина, С. Ю. Оптимизация процесса физического воспитания школьников / С. Ю. Щетинина. – М.: ДВГАФ, 2010. – 26 с.
11. Sadowski, J. Podstawy treningu koordynacyjnych zdolnosci w sportach walki. -Biala Podlaska, ZWWF, 2003. - 203 p.
12. Starosta, W. Motorjcrne zdolnosci koordynaeyjne. Znaczenie, Struktura, Uwarunkowania, Ksztaltowanie / W. Starosta. - Warszawa : Instytut sportu, 2003. - 564 p.