ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Динамично развивающиеся процессы цифровизации с каждым днем затрагивают все более широкий круг сфер экономической жизни общества и государства. Не обошла стороной цифровизация и такую сферу, как потребление, превращаясь в главный тренд развития потребительского рынка, том числе и в нашей стране. Вопросы цифровизации экономики стали особенно актуальными в период действия ограничений, связанных с распространением пандемии COVID-19, и необходимостью использования цифрового пространства для осуществления бизнес-процессов.
С ростом онлайн-торговли соответственно увеличилось и количество жалоб потребителей на розничные продажи с использованием сети «Интернет». Для того, чтобы электронная коммерция и цифровая экономика в целом успешно функционировали и развивались, представляется важным создание и поддержание атмосферы доверия со стороны потребителей. Отмеченное будет возможным в случае скорейшего решения ряда проблем, с которыми постоянно приходится сталкиваться потребителям в электронном пространстве. В сфере электронной коммерции к ним, в частности, относятся продажа некачественных товаров; несоответствие характеристик имеющегося в наличии товара информации, содержащейся в описании к нему; несоблюдение или нарушение сроков поставки товара и т.д.
Несмотря на то, что в соответствии с п. 18 утвержденных Правительством РФ Правил [3] при дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, достаточно часто такая информация отсутствует вообще либо предоставляется в неполном виде.
Решение указанных выше проблем и исправление сложившейся ситуации связано с четким пониманием того, что предоставление информации не должно носить формальный характер, но соответствовать установленным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» [1] на изготовителя (исполнителя, продавца) возлагается обязанность по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), которая обеспечивает возможность их правильного выбора. Данная обязанность носит преддоговорной характер и возлагается на лиц, вступающих в правоотношения с потребителями.
В сфере правового регулирования отношений, связанных с продажей товаров в сети «Интернет», выявляются лазейки в действующем законодательстве, которые влекут возникновение проблем с защитой прав потребителей. Отмеченное позволяет определить ряд направлений развития законодательства в целях решения проблем правового характера, возникающих в сфере дистанционной торговли, в том числе связанных с защитой прав потребителей.
В частности, представляется необходимым:
1) систематизировать нормативно-правовые акты в сфере дистанционной продажи товаров. Первый шаг в этом направлении был сделан посредством принятия т.н. «закона об агрегаторах» [2], который призван решить три важные проблемы, связанные с установлением потребителем реального продавца в сети «Интернет»; четким разграничением между продавцом и агрегаторами лежащих на них обязанностей; получением потребителем достоверной информации о продукте;
2) сформировать нормативно-правовую базу, предусматривающую регистрацию уведомлений, позволяющих установить связь доменного имени интернет-магазина и конкретного предпринимателя, в том числе для решения вопросов налогообложения;
3) в помощь потребителям разработать и внедрить специальные электронные сервисы, с помощью которых будет осуществляться сбор информации об участниках данного рынка.
Данный сервис будет представлять собой своеобразную «библиотеку знаний» для потребителя, в котором содержатся обучающие материалы с пошаговыми инструкциями; образцы претензионных и исковых заявлений и т.д.
Разработку данной платформы инициировал Роспотребнадзор в целях повышения уровня доверия покупателей к потребительскому опыту, на основе которого в России будут устойчиво и гармонично развиваться электронная коммерция и цифровая экономика.
Наряду с формированием и внедрением указанных выше сервисов, разработкой и принятием соответствующих законов, представляется необходимым установить механизм особой общественной защиты прав потребителей в цифровом пространстве, что позволит сократить большое количество жалоб потребителей и положительно отразится на развитии онлайн-торговли.
Российскому обществу со своей стороны необходимо активизировать работу по созданию союзов и объединений, деятельность которых будет связана с организацией и проведением независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг), соответствия заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о потребительских свойствах товаров (работ, услуг) их реальным характеристикам.
В РФ в течение длительного периода времени существуют «черные списки» интернет-магазинов, которые проявили себя как ненадежные и отличились тем, что недобросовестно выполняют работы или продают товары и услуги. Однако, пока отсутствует единый онлайн-сервис, с помощью которого, находясь на интернет-странице продавца (поставщика услуг) можно определить, был ли он когда-либо замешан в некачественном выполнении услуг. Клиент должен сам вручную проверять добросовестность продавца.
Посредством проведения ряда мероприятий, целью которых является защита прав потребителей, могут быть созданы условия для противодействия использованию мошеннических схем и повышения доверия различных категорий потребителей к использованию цифровых технологий.