Статья:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДОСПОСОБНЫМИ ИНВАЛИДАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Сафарян Г.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДОСПОСОБНЫМИ ИНВАЛИДАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155824 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДОСПОСОБНЫМИ ИНВАЛИДАМИ

Сафарян Грачья Арсенович
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Овчинников Дмитрий Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры специальной психологии, дефектологии и социальной работы, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Организация социальной работы с трудоспособными инвалидами является одним из самых сложных направлений общей теории, методики и организации социальной работы. Тем более что адаптация и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в последнее время приобрела особую важность в современном обществе. Данный факт связан с тем, что в новом тысячелетии стало кардинально меняться отношение общества к лицам с особыми социальными и образовательными потребностями [1].

В 2021 году доля трудоустроенных инвалидов в РФ снизилось до 25,5%. С начала 2023 года в службы занятости РФ обратилась 71 тыс. инвалидов, из них более половины (54,8%) были трудоустроены. Ежегодно около 100 тыс. человек обращаются в службы занятости за содействием в поиске работы. Несмотря на то, что государство выделяет значительное количество средств на включение трудоспособных инвалидов в науку, культуру, образование, занятость, данная целевая группа для работы является специфичной и проблемной: не хватает компетентных специалистов, важны создаваемые условия для инвалидов, а также необходима их психолого-педагогическая мотивация и сопровождение [2, с. 82].

Содержание и основные направления социальной работы с трудоспособными инвалидами включают следующие направления: создание специальных условий для инвалидов, подача документов по соответствующему алгоритму, определение степени и типа трудовой деятельности, реализация конкретных направлений социальной работы.

Все указанные пункты содержания и основных направлений социальной работы с трудоспособными инвалидами являются крайне важными, и исключить даже одно из всего перечня не является возможным, так как влечёт за собой сбой системы социальной работы и отсутствие чётко сформулированной практической модели по трудоустройству инвалидов, а, следовательно, нарушение законодательства и социальное отчуждение особенной категории людей. Но эти направления не могут «работать» без специализированных технологий.

Нами были определены социальные технологии работы с трудоспособными инвалидами: функциональные социальные технологии, целенаправленные индивидуальные социальные технологии, психолого-педагогические технологии, социально-правовые технологии. Здесь мы говорим об общих технологиях, являющихся традиционными для Центра занятости. Однако все представленные технологии нуждаются в современной реновации, то есть в качественном обновлении форм, соответствующих современным требованиям работы с трудоспособными инвалидами.

В данном случае мы подразумеваем активное применение в процессе трудоустройства инвалидов инновационных технологий, которые создаются посредством постоянно меняющего информационного общества. Проведение диагностик, их автоматическая обработка, а также издание персональных рекомендаций для трудоустройства привлекут в Центр занятости гораздо большее количество инвалидов, чем мы имеем на сегодняшний день.

Среди инновационных форм социальной работы с трудоспособными инвалидами нами выделены: форма наставничества, инновационные социально-культурные формы, конкурсные формы работы, инновационные профориентационные формы [3, с. 117]. На основании проведённой работы, по результатам исследования нами разработан социальный проект «Шаг навстречу», который является эффективным способом решения проблемы, поднимаемой в исследовании.

Считаем, что именно социальное проектирование является универсальным способом выхода из проблемной ситуации. В процессе  осуществления социально-культурного проекта реализуется целый комплекс мероприятий и программ, направленных на решение поднимаемой социальной проблемы.  Именно комплексный подход к решению социальных проблем является универсальным инструментом, помогающим  находить пути выхода из остросоциальных ситуаций.

Проблема социальной работы с трудоспособными инвалидами является остросоциальной. Однако усилия социума совместно с государственной поддержкой способны предоставить все  возможности для того, чтобы подобная работа давала эффективный результат. Нами был разработан социальный проект «Шаг навстречу», который является инновационной формой работы с трудоспособными инвалидами в условиях Центра занятости. Он основан на работе творческих мастерских, а это погружение трудоспособных инвалидов в социально-культурную среду, которая является необходимой для успешной адаптации и социализации этой особенной социальной группы населения.

Творческие мастерские – это яркое привлечение инвалидов к максимально полноценной жизни. Полноценность здесь выражается в возможности трудиться наравне со здоровыми людьми с учётом специально созданных социально-психологических и материальных условий труда.

В процессе анализа были выделены особенности социальной работы с трудоспособными инвалидами: документальная сложность в трудоустройстве, которая начинается с официального квотирования вакантных мест для данной категории работников; применение личностно-ориентированного подхода к каждому трудоспособному инвалиду с опорой на индивидуальную программу реабилитации и абилитации; необходимы специально созданные условия труда, начиная от определенного количества рабочих часов в неделю, заканчивая материально-техническим оборудованием рабочего места.

Кроме того, считаем, что эффективным является применение исключительно личностно-ориентированного подхода, который имеет некий психолого-педагогический окрас. Психологически специалистам органов социальной защиты и занятости населения важно проявлять вежливость, такт, терпимость, а также заинтересованность в решении проблем инвалида. А педагогически важно применять в работе социально-педагогический инструментарий, где реабилитационная деятельность в ракурсе трудоустройства является средством адаптации и социализации инвалида в общественной среде.

Практическая значимость нашего исследования заключается в его мультипликативности, то есть в возможностях применения описанных результатов исследования и разработанного проекта в иных учреждениях социально-защитной направленности при проведении реабилитационных мероприятий с трудоспособными инвалидами.

 

Список литературы:
1. Девяткина В. В. Особенности ФЗ-442 в работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами трудоспособного возраста, признанными нуждающимися в социальном обслуживании при оказании срочных социальных услуг // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 8 (35). – С. 239-243. 
2. Марковская Г. Г. Социально-психологические факторы готовности к трудовой деятельности у инвалидов трудоспособного возраста // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2019. – Т. 32, № 2. – С. 81-91. 
3. Омарова К. А. Особенности и проблемы формирования рынка труда инвалидов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. – № 9 (119). – С. 116-124.