ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В УПРАВЛЕНИИ КОМАНДАМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В УПРАВЛЕНИИ КОМАНДАМИ
В настоящее время психологи все чаще обращаются к теме эмоционального интеллекта, отмечая его большое значение в управлении командами. Такой интерес к проблеме эмоционального интереса вполне объясним, так как умение осознавать эмоции и реакции окружающих – важный фактор взаимодействия и роста личности. Эмоциональный интеллект — это способность личности понимать и контролировать собственные переживания, сопереживать людям, понимать, что конкретно они чувствуют и почему реагируют соответствующим образом. Этот навык крайне важен в бизнес-среде, поскольку помогает руководителям и персоналу понимать мотивы поступков людей, их реакции, используя впоследствии эти знания для того, чтобы принять грамотные решения.
Эмоциональный интеллект состоит из четырёх главных компонентов:
Первым компонентом является самопознание. Оно позволяет понимать проявления эмоций и их влияние на поведение и мышление. Изучение себя позволяет работать над своими проблемами, например, такими как неуверенность в себе, страхи и тревоги и преодолевать их самостоятельно или с помощью психолога. Таким образом, самосознание помогает человеку стать более осознанным и уверенным в себе.
Вторым компонентом эмоционального интеллекта является саморегуляция, подразумевающая контроль собственных реакций и управление ими в стрессовых ситуациях.
Третьим компонентом является эмпатия, то есть умение сопереживать, понимать настроения другого человека и при необходимости помочь ему решить проблему.
Четвертым, немало важным компонентом, являются навыки общения, которые помогают взаимодействовать с коллегами или партнерами, учитывая их состояние и настроения. Навыки общения у руководителя появляются в умении слушать подчиненных, включаться в диалог, выражать собственные мысли ясно и убедительно.
Руководитель предприятия и работники с эмоциональным интеллектом — это дружный коллектив и хорошо сплочённая команда. Способность сопереживать содействует разрешению трудностей в коллективе. Позитивный настрой улучшает взаимоотношения не только с членами коллектива, но также с партнерами, что способствует росту бизнеса и степени удовлетворенности сотрудников проделанной работой. Руководитель, обладающий эмоциональным интеллектом, грамотно управляет сплочённой командой, добиваясь высоких показателей в работе. Ученые доказали, что люди с развитым эмоциональным интеллектом, на 20-40% успешнее тех, кто опирается только на логику.
Эмоциональный интеллект позволяет эфективно управлять конфликтами через понимание эмоций. Зачастую, неконтролируемые эмоции: гнев, раздражение, обиды, усложняют конфликт, не позволяя мыслить рационально в конфликтной ситуации. Понимание эмоциональной стороны спора позволяет сторонам более осознанно находить компромиссные решения.
Руководитель, способный оценить чувства участников конфликта с лёгкостью разрешает спорную ситуацию. Общение — главный элемент, который поможет отыскать решение в споре. Когда люди общаются, у них лучше получается находить результаты, которые удовлетворяют обе стороны. Более того, общение позволяет выявить скрытые причины спора, которые не очевидны без обсуждения. Важно искать выход, который будет приемлемым для всех. Также стоит искать точки соприкосновения, которые послужит основой для компромисса. Решение, принятое совместно позволит продемонстрировать взаимное уважение.
Так, Эмоциональный интеллект играет критическую роль в управлении командами, способствуя улучшению коммуникации, созданию доверительной атмосферы и повышению мотивации сотрудников. В условиях современного бизнеса развитие Еmotional Intelligence (EI) становится не просто желательным, а необходимым для достижения успеха. Инвестирование в эмоциональный интеллект как на уровне руководителей, так и на уровне всей команды может привести к значительным улучшениям в производительности и общей атмосфере работы.