Статья:

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кузюр Д.Е., Шигаев И.В. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 40(307). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/307/156244 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Кузюр Дарья Евгеньевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Шигаев Илья Владимирович
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Вишневецкая Ирина Николаевна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Религиозный экстремизм представляет собой сложный и многогранный феномен, который в текущих условиях создаёт риски, как для всего мирового сообщества, так и для безопасности отдельно взятых государств, поскольку ведёт к возникновению, обострению межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

На сегодняшний день зарубежная и отечественная наука не представляет единого устойчивого представления о содержании понятия «религиозный экстремизм.

Неоднородность в подходах к определению вызывает целый ряд затруднений: невозможность выработки специфических и наиболее результативных стратегий противодействия именно этой форме экстремизма; сложности в определении портрета личности преступника, а так же динамики данного вида экстремистской преступности; препятствие в формировании устойчивой правоприменительной практики, поскольку возникают затруднения с квалификацией деяний против конституционных прав человека на свободу вероисповедания [1, с. 498]; с ростом количества новых религиозных воззрений, и исчезновение старых, установить мотив совершенного преступного деяния может оказаться затруднительным [2, с. 115].

В настоящее время существует множество определений, которые необходимо унифицировать.

Значительное количество исследователей и ученых рассматривают данное понятие как одну из форм экстремизма. К числу таких специалистов относятся Римский А.В., Григорьева Е.И., Кузьмин А.В., Артюх А.В. В частности, Лаза В. Д. утверждает, что в религии экстремизма нет, так как отстаивание своей идеологии является основополагающим аспектом многих конфессий. Поэтому стоит тщательно подходить к вопросу существования «религиозного экстремизма» в современном обществе. Кокорев В.Г. замечает, что в конфессиональных средах, где происходят действия экстремистского характера, необходимо проводить квалификацию. Очевидно, что это явление может быть охарактеризовано как «религиозный экстремизм». При формировании единого подхода к пониманию этого понятия важно согласиться с учеными, выделяющими данный термин как составную часть концепции экстремизма.

Основной целью религиозного экстремизма является вывод нового религиозного учения, в основе которого лежит неправильное толкование устоявшихся норм, в связи с чем преступление обладает рядом признаков, которые необходимо упомянуть в определении.

Скворцова Т.А., Семенцов А.М. и Вертий М. Ю.  считают, что религиозный экстремизм представляет собой исповедание идеологии религиозными группами или отдельными людьми, основанной на нетерпимости к представителям других конфессий или борьбе внутри одной конфессии, что приводит к совершению противоправных действий этими группами или индивидами [3, с. 7-8]. Такой позиции придерживается Н. Мирсаидова, она определяет религиозный экстремизм, как неприятие идей другой религиозной конфессии, а также выделяет иные действия, направленные на подавление интересов иного вероучения [4, с. 3]. В своем определении Забияко А.П. описывает религиозный экстремизм как вид религиозной деятельности, характеризующейся крайним радикализмом по отношению к существующим традициям, отражая тем самым его причины и признаки [5, с. 21].

Перечисленные признаки представляют полную характеристику данного вида экстремизма: подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе веры, а также превращение идеи в сверхидею, как единственно правильную. Многие приверженцы также стремятся к созданию теократического государства [6, с. 1].

Ряд учёных формируют понятие через призму одной из сфер жизни, например, Плужников Е.Н. рассматривает религиозный экстремизм через призму политической сферы, утверждая, что это крайняя форма политической стратегии, которая представляет серьёзную угрозу обществу и национальной безопасности. Следует подчеркнуть, что одной из основных особенностей данного вида преступлений является его способность трансформироваться в зависимости от контекста, в котором он проявляется, что необходимо отразить при составлении определения.

Проанализировав различные точки зрения, которые можно встретить в научной литературе за последние 10 лет, считаем возможным определить религиозный экстремизм как особую форму экстремизма, проявляющуюся через радикальные религиозные убеждения, которые заключаются в выводе нового, либо в извращенном понимании традиционного религиозного учения, формулирующего некую сверхидею, корни которого могут быть обнаружены в различных аспектах человеческой жизни.

В заключении отметим, что изучение религиозного экстремизма как понятия и феномена представляет собой задачу, как в отечественной, так и в международной научной среде. Это исследование особенно актуально в контексте разработки методов профилактики в обществе и среди молодежи, а также предупредительной деятельности.

 

Список литературы:
1. Олейникова Ю. О. Религиозный экстремизм: проблемы квалификации и разграничения составов правонарушений // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35686/ (дата обращения: 18.11.2024).
2. Кондаков А.С. Теоретические и практические проблемы применения законодательства о противодействии религиозному экстремизму // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2017—. С. 114-119.  — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-problemy-primeneniya-zakonodatelstva-o-protivodeystvii-religioznomu-ekstremizmu (дата обращения: 18.11.2024).
3. Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-priznaki-religioznogo-ekstremizma?ysclid=m3oot9jlyk146471151 (дата обращения: 18.11.2024).
4. Мирсаидова Н. Религиозный экстремизм // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — С. 1-3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-ekstremizm (дата обращения: 18.11.2024). 
5. Аушева М.Ю. Религиозный экстремизм как социально-противоправный феномен: концептуальное понятие, сущность, содержание, виды // Право и государство: теория и практика. — 2018. — С. 16-23. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-ekstremizm-kak-sotsialno-protivopravnyy-fenomen-kontseptualnoe-ponyatie-suschnost-soderzhanie-vidy/viewer
6. Мирсаидова Н. Религиозный экстремизм // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — С. 1-3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznyy-ekstremizm (дата обращения: 20.11.2024).