Статья:

ПРОБЛЕМА ПОТЕРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Докучаева Ю.А. ПРОБЛЕМА ПОТЕРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 40(307). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/307/156471 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ПОТЕРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЯ

Докучаева Юлия Анатольевна
студент, Российский Государственный Социальный университет, РФ, г. Москва

 

Проблема мотивации в образовательной среде имеет многослойный характер и обусловлена влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Важным аспектом является общий уровень стрессовой нагрузки, связанный с образовательной системой. Современные стандарты требуют от студентов высокой продуктивности и эффективности, что часто сопровождается давлением со стороны учителей, родителей и самой системы образования. Молодые люди нередко чувствуют себя подавленными из-за невозможности соответствовать этим ожиданиям, что приводит к потере интереса к обучению.

Одной из ключевых причин утраты мотивации является несоответствие между ожиданиями молодежи и реальностью образовательного процесса. В эпоху цифровых технологий, где информация доступна мгновенно, традиционная система образования часто воспринимается как устаревшая. Монотонные лекции, неактуальные учебные материалы и отсутствие интерактивных подходов порождают чувство бесполезности обучения. Молодежь стремится к практике, гибкости и полезным навыкам, тогда как классическое образование ориентировано на теорию и стандартизированные формы контроля знаний. [2, с.3]

Цифровизация образования, с одной стороны, открыла новые возможности для обучения, сделав его доступным и интерактивным. Однако, она также имеет негативные последствия. Повсеместное использование технологий, включая гаджеты и социальные сети, формирует у молодежи кратковременное внимание и склонность к развлечению, что затрудняет сосредоточенность на образовательных задачах. Увлечение цифровыми развлечениями часто приводит к ощущению, что традиционное обучение не соответствует их интересам и ожиданиям. [3, с.5]

Необходимо отметить, что социальные сети способны формировать искаженные представления о жизни, где успех кажется быстрым и доступным, в результате чего снижается ценность упорного труда и долгосрочного обучения. Пример успешных блогеров, предпринимателей или спортсменов, добившихся известности без высшего образования, заставляет многих молодых людей усомниться в необходимости получения образования.

Социально-экономические условия также играют важную роль в формировании мотивации образовательной деятельности молодежи. В семьях с низким уровнем дохода дети часто сталкиваются с необходимостью раннего трудоустройства, что снижает их заинтересованность в долгосрочных образовательных перспективах. В семьях, где родители акцентируют внимание только на успехах или чрезмерно контролируют процесс обучения, у подростков может возникнуть отторжение. Либо они начинают воспринимать учебу исключительно как средство удовлетворения родительских амбиций, либо, напротив, теряют интерес, сталкиваясь с постоянной критикой или невозможностью соответствовать завышенным ожиданиям.

Психологический аспект также не следует недооценивать. Молодежь часто испытывает тревожность, связанную с высокой конкуренцией и страхом не оправдать ожидания, нередко сталкивается с неопределенностью в отношении будущего. Если студент не понимает, зачем ему нужно образование, и не видит связи между учебным процессом и своими карьерными или жизненными целями, мотивация к обучению стремительно падает. Важную роль здесь играет образовательная среда, которая зачастую не уделяет достаточно внимания помощи в формировании личных целей и профессионального самоопределения. [1, с. 65]

Важным фактором становится также влияние сверстников. Молодежь находится в поиске социальной идентичности, и мнение окружающих играет ключевую роль. Если в ближайшем окружении молодых людей доминируют установки, ставящие под сомнение ценность образования, то это значительно усложняет задачу педагогов по поддержанию мотивации. Давление со стороны группы может заставить молодых людей пренебрегать учебой ради соответствия социальным ожиданиям.

Пути решения данной проблемы требуют комплексного подхода. Важной задачей становится создание благоприятной образовательной среды, которая бы способствовала формированию внутренней мотивации. Например, внедрение программ, направленных на развитие у студентов навыков самоорганизации, управление временем и постановки целей. Поддержка со стороны педагогов и психологов играет ключевую роль в этом процессе.

Особое внимание следует уделить индивидуальному подходу. Каждый студент уникален, и универсальные методы стимулирования мотивации могут быть неэффективны. Педагоги должны стремиться к выявлению личных интересов и потребностей учащихся, чтобы интегрировать их в образовательный процесс. Признание успехов, пусть даже небольших, помогает укрепить веру молодежи в собственные силы и значимость учебы.

Интеграция современных технологий в образовательный процесс должна быть сбалансированной. Использование интерактивных платформ, геймификация обучения и цифровые инструменты могут значительно повысить интерес молодежи к учебе. Однако, важно сохранять акцент на развитии критического мышления, анализе информации и долгосрочной концентрации, чтобы избежать поверхностного подхода к обучению. [3, 53]

Семьи играют ключевую роль в поддержании образовательной мотивации. Родители должны стать не только наставниками, но и партнерами своих детей в образовательном процессе. Открытое общение, уважение к выбору подростка и готовность поддерживать в сложных ситуациях способствуют формированию позитивного отношения к учебе.

Проблема утраты мотивации к образованию среди молодежи требует также пересмотра образовательных программ. Необходимо делать акцент на практическую значимость знаний, их связь с реальными жизненными ситуациями и профессиональной деятельностью. Развитие навыков критического мышления, творчества и командной работы должно стать приоритетом.

Важным шагом станет расширение возможностей для профессионального самоопределения. Образовательные учреждения могут предлагать программы карьерного консультирования, встречи с профессионалами различных сфер и стажировки, что поможет молодежи увидеть практическую ценность обучения.

Таким образом, снижение образовательной мотивации среди молодежи представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую комплексных мер. Только через создание условий, способствующих внутреннему интересу и осознанию ценности учебы, можно вернуть молодежи желание учиться и достигать высоких результатов.

 

Список литературы:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // [Электронный ресурс] –Интернет-журнал «Эйдос» /URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (Дата обращения: 13.10.2024)
2. Телеушева Д. Н. Мотивация к получению высшего образования у современной российской молодежи // Шаг в науку. 2023. №1. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-polucheniyu-vysshego-obrazovaniya-usovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (Дата обращения: 13.10.2024) 
3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - Москва: Академия, 2019. – 252 с.