Статья:

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(307)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чмырев С.О. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 40(307). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/307/156649 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ

Чмырев Сергей Олегович
магистрант Федерального государственного научно-исследовательского учреждения Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

В соответствии с нормами ч. 1 ст. 166.1 БК РФ [2] одним из полномочий Федерального казначейства является распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом перечислений излишне распределенных сумм и возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке [3], установленном Минфином России.

Существует непосредственная связь между эффективностью управления государственными бюджетными средствами и оптимальной организацией всего бюджетного процесса. Совокупность всех, образующих бюджетный процесс этапов (от составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении) представляет собой единую систему, а потому «недоработки» и ошибки, возникшие в рамках той или иной стадии, могут стать причиной снижения эффективности бюджетного процесса в целом [7]. Стадия исполнения бюджета носит важный характер для всего бюджетного процесса, т.к. в рамках именного данного этапа формируются и расходуются денежные средства, посредством использования которых обеспечивается реализация возложенных на государство функций и достижение стоящих перед ним задач (реализуется сущность бюджета). Органы Федерального казначейства, входящего в состав Минфина России, образованы и действуют как элементы соответствующей системы, в основе функционирования которой лежит принцип централизации управления в сочетании с территориальным разграничением полномочий ее структурных подразделений. В связи с тем, что в РФ исполнение бюджетов осуществляется на федеральном, региональном, местном уровнях, представляет необходимым рассматривать особенности использования казначейских технологий в процессе исполнения бюджетов на различных уровнях.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ [1] финансовое регулирование и федеральный бюджет относятся к предмету ведения РФ, а потому органы государственной власти вправе осуществлять правовое регулирование исполнения федерального бюджета. Процесс исполнения местных (муниципальных) бюджетов основан на положениях, которые установлены: 1) ст. 132 Конституции РФ, гарантирующей, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно исполнять местный бюджет; 2) БК РФ, закрепляющим общие принципы исполнения бюджетов. В соответствии со ст. 7 БК РФ одним из бюджетных полномочий РФ является установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы государства, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений, которые детализируются в нормативно-правовых актах регионального и муниципального уровней. Использование казначейских технологий исполнения бюджетов обеспечивает субъектам РФ и муниципальным образованиям реализацию закрепленного за ними права на собственные бюджеты.

По мнению, высказанному отдельными авторами, исполнение бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований призвано выполнять ряд функций, к числу которых относятся: 1) формирование и утверждение сводной бюджетной росписи; 2) уведомление распорядителей и конечных потребители бюджетных средств о выделяемых государством средствах; 3) утверждение, изменение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и конечных потребителей бюджетных средств; 4) обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет налогов и иных платежей; 5) распределение между уровнями бюджетной системы налоговых и прочих платежей; 6) текущее прогнозирование поступления доходов; 7) санкционирование расходов государства; 8) расходование бюджетных средств; 9) оперативно-кассовое прогнозирование расходов; 10) учет операций и движения по доходам и расходам; 11) управление государственным долгом; 12) формирование межбюджетных расчетов; 13) предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджета [6, с. 49].

Что касается Федерального казначейства, то его основная функция состоит в том, что оно осуществляет платежи от имени получателей средств федерального бюджета. По существу, оно реализует кассовые операции, осуществляемые банками. Вместе с тем выполняемые органами казначейства функции по своему содержанию существенно шире, чем простое кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Посредством конкретизации возложенных на Федеральное казначейство и его территориальные органы обязанностей представляется возможным более точно определить его функциональное предназначение. С ее помощью могут быть созданы условия, позволяющие сформировать стратегию активизации роли органов казначейства в механизме бюджетных отношений. В связи с тем, что обязанности органов казначейства характеризуются отсутствием четкости, происходит дублирование выполняемых ими функций и, как следствие, необоснованно увеличивается как число администраторов бюджетного процесса, так и затраты на их содержание.

Выполняемые органами казначейства функции основываются на принципах единства фонда государственных финансов и их кассы, в связи с чем все поступления в бюджетную систему государств и их расходование должны учитываться в Федеральном казначействе, которое является единым государственным органом, представляет интересы государства и осуществляет постоянный надзор за движением государственных финансов.

Отдельные авторы [5] предлагают относить к функциям финансовых органов исполнительной власти: 1) управление бюджетными счетами и средствами; 2) составление и утверждение сводных бюджетных росписей, включая контроль за их качеством; 3) доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о государственных ассигнованиях; 4) утверждение, изменение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; 5) расходование бюджетных средств; 6) предварительный, текущий и последующий контроль за расходованием бюджетных средств и принятие по его результатам соответствующих мер; 7) управление государственным долгом; 8) составление отчета об исполнении бюджета. Функцией системы органов Федерального казначейства является осуществление операций по зачислению поступлений в бюджетную систему России, распределение поступающих в бюджетную систему налогов и прочих платежей. Органы Федерального казначейства в субъектах РФ выполняют ряд функций, которые связаны с осуществлением кассовых операций по исполнению бюджета в части их обслуживания [4, с. 26]: 1) открытие единого счета бюджета субъекта РФ или муниципального образования; 2) контроль за соответствием поступивших доходов кодам бюджетной классификации России; 3) возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; 4) исполнение поступивших от финансовых органов платежных документов на списание с единого счета бюджета средств; 5) ежедневное доведение до финансовых органов сведений о состоянии единого счета бюджета, проведенных операциях по зачислению и списанию средств по этому счету в разрезе кодов бюджетной классификации РФ и бюджетополучателей. Исключение составляют транзакции, предполагающие циркулирование наличности. Таким образом, органы казначейства в структуре администраторов доходов государственного бюджета находятся на третьем уровне функциональной ответственности. Выступая одним из исполнителей бюджета, они играют весьма ограниченную роль, выполняя обязанности, которые в большей степени носят технический характер и предполагают прохождение бюджетных доходов по сети учетных счетов. Следовательно, органы казначейства выполняют функции по кассовому сопровождению бюджетных потоков и казначейскому учету. Данные функции являются неотъемлемой частью бюджетного процесса в связи с масштабностью и разнообразием потоков государственных средств.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.12.2024 г.).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.12.2024 г.).
3. Приказ Минфина России от 29.12.2022 № 198н (ред. от 30.06.2023) «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» // Официальный интернет портал правовой информации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.12.2024 г.).
4. Дорждеев А. В. Кассовое обслуживание исполнения регионального и местного бюджетов // Финансы. 2008. № 11. С. 26-29.
5. Игудин А.Г., Сергиенко Н.С. Повышение эффективности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2007. № 12. С. 22-24.
6. Сергиенко Н.С. Повышение эффективности казначейского исполнения территориальных бюджетов в Российской Федерации: дисс. на соиск. … к.э.н. - М., 2010. -185 с.
7. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 1. С. 22—30.