Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Просветов Э.Д. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 42(309). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/309/157177 (дата обращения: 07.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА

Просветов Эдуард Дмитриевич
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

До создания первых нормативных правовых актов, различные группы общественных отношений регулировались посредством обычаев и традиций, которые впоследствии были зафиксированы в положениях отдельных обязательных к исполнению законов. Несмотря на длительный характер существования такой правовой категории как «закон», а также её многочисленное исследование, в научной литературе до сих пор не сложилось единого мнения относительно его понимания и соотношения со смежными категориями.

Во многом, все исследователи «закона» опираются на его признаки, которые можно выделять до бесконечности, ввиду отсутствия легального определения закона.

В современной трактовке, закон всегда представляет собой нормативный правовой акт, который принимается специальными субъектами и направлен на регулирование отдельной группы общественных отношений, который, в то же время, в случае его неисполнения, обеспечивается силой государственного принуждения [5, с. 270]. По мнению некоторых учёных, закон – нормативный правовой акт, который принимается соответствующим органом в установленном порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует отдельные группы общественных отношений [1, с. 35]. Другие считают, что закон – выражение воли государства [2, с. 40].

В целях выделения собственного понятия такой категории как «закон», целесообразным является определение его основных признаков:

1. Принимается определёнными субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями на его принятие.

2. Имеет высшую юридическую силу относительно других правовых актов, которые в то же время, должны соответствовать ему по своему содержанию.

3. Выражает интересы и волю народа. Закон призван урегулировать различные группы общественных отношений.

4. Должен соответствовать возникшим общественным отношениям, всем вопросам государственной и общественной жизни [3, с. 73].

5. Должен иметь чёткую структуру, отсутствие двойственных формулировок, поскольку это может породить многочисленные сложности в урегулировании общественных отношений и спорные вопросы, связанные с его реализацией.

6. Должен иметь чёткую процедуру принятия, изменения, дополнения, что способствует его упорядоченности и стабильности.

Достаточно часто «закон» соотносится с «законодательством», относительно чего возникают многочисленные дискуссии в теории. Среди основных позиций соотношения закона и законодательства можно выделить: соотношение закона и законодательства как части и общего; отождествление закона и законодательства; самостоятельный характер закона и законодательства.

Представляется, что наиболее перспективной является первая позиция, согласно которой закон соотносится с законодательством как часть и общее, поскольку законодательство состоит из совокупности законов (даже несмотря на то, что состав законодательства определяется не только законами, но и подзаконными правовыми актами) [4, с. 234]. От обратного следует, что без законов невозможно было бы существование всего законодательства.

Рассматривать «закон» и «законодательство» как самостоятельные правовые категории, несомненно, можно, однако, при рассмотрении их соотношения невозможно их отделять друг от друга.

Оценивая закон в целом, нельзя не отметить его главную особенность, выражающуюся в изменчивом характере, что полностью соотносится с теми изменениями, которые постоянно происходят в обществе и государстве. Подобная гибкость с одной стороны, положительным образом сказывается на последующем правовом регулировании общественных отношений, однако, с другой стороны, не позволяет признать закон стабильным. В то же время, отсутствие изменений в законе влечёт неэффективность его применения и, как следствие, возникновение многих спорных вопросов.

Таким образом, обобщив изложенное, на основании выделенных признаков закона, можно предложить его следующее определение: закон – нормативный правовой акт, принимаемый определёнными субъектами, наделёнными для этого специальными полномочиями, имеющий высшую юридическую силу, выражающий интересы и волю народа, соответствующий общественным отношениям, интересам государственной и общественной жизни, имеющий чёткую структуру и не допускающий двойственных формулировок, имеющий чёткую процедуру принятия, изменения и дополнения.

Закон и законодательство соотносятся между собой как часть и общее, но не являются тождественными друг другу. Законодательство – совокупность законов, а также иных правовых актов, не обладающих статусом законов.

 

Список литературы:
1. Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2017. – 416 с.
2. Лукьянова Е. Г. Учения о законе: практическая ценность // Российский журнал правовых исследований. – 2015. – Т. 2, № 3(4). – С. 40-45. 
3. Мкртчян С. О. Понятие и признаки закона // НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО XXI ВЕКА : сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции, Анапа, 2020. – С. 71-74. 
4. Сулайманов Ч. М. К вопросу о соотношении понятий «закон» и «законодательство» // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 7-3(53). – С. 234-236. 
5. Хусаинова К. К. Закон как источник права: понятие, классификация // Ценности права : Сборник статей I всероссийской научно-практической конференции первокурсников, Екатеринбург, 2022. – С. 270-276.