ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОНА
До создания первых нормативных правовых актов, различные группы общественных отношений регулировались посредством обычаев и традиций, которые впоследствии были зафиксированы в положениях отдельных обязательных к исполнению законов. Несмотря на длительный характер существования такой правовой категории как «закон», а также её многочисленное исследование, в научной литературе до сих пор не сложилось единого мнения относительно его понимания и соотношения со смежными категориями.
Во многом, все исследователи «закона» опираются на его признаки, которые можно выделять до бесконечности, ввиду отсутствия легального определения закона.
В современной трактовке, закон всегда представляет собой нормативный правовой акт, который принимается специальными субъектами и направлен на регулирование отдельной группы общественных отношений, который, в то же время, в случае его неисполнения, обеспечивается силой государственного принуждения [5, с. 270]. По мнению некоторых учёных, закон – нормативный правовой акт, который принимается соответствующим органом в установленном порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует отдельные группы общественных отношений [1, с. 35]. Другие считают, что закон – выражение воли государства [2, с. 40].
В целях выделения собственного понятия такой категории как «закон», целесообразным является определение его основных признаков:
1. Принимается определёнными субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями на его принятие.
2. Имеет высшую юридическую силу относительно других правовых актов, которые в то же время, должны соответствовать ему по своему содержанию.
3. Выражает интересы и волю народа. Закон призван урегулировать различные группы общественных отношений.
4. Должен соответствовать возникшим общественным отношениям, всем вопросам государственной и общественной жизни [3, с. 73].
5. Должен иметь чёткую структуру, отсутствие двойственных формулировок, поскольку это может породить многочисленные сложности в урегулировании общественных отношений и спорные вопросы, связанные с его реализацией.
6. Должен иметь чёткую процедуру принятия, изменения, дополнения, что способствует его упорядоченности и стабильности.
Достаточно часто «закон» соотносится с «законодательством», относительно чего возникают многочисленные дискуссии в теории. Среди основных позиций соотношения закона и законодательства можно выделить: соотношение закона и законодательства как части и общего; отождествление закона и законодательства; самостоятельный характер закона и законодательства.
Представляется, что наиболее перспективной является первая позиция, согласно которой закон соотносится с законодательством как часть и общее, поскольку законодательство состоит из совокупности законов (даже несмотря на то, что состав законодательства определяется не только законами, но и подзаконными правовыми актами) [4, с. 234]. От обратного следует, что без законов невозможно было бы существование всего законодательства.
Рассматривать «закон» и «законодательство» как самостоятельные правовые категории, несомненно, можно, однако, при рассмотрении их соотношения невозможно их отделять друг от друга.
Оценивая закон в целом, нельзя не отметить его главную особенность, выражающуюся в изменчивом характере, что полностью соотносится с теми изменениями, которые постоянно происходят в обществе и государстве. Подобная гибкость с одной стороны, положительным образом сказывается на последующем правовом регулировании общественных отношений, однако, с другой стороны, не позволяет признать закон стабильным. В то же время, отсутствие изменений в законе влечёт неэффективность его применения и, как следствие, возникновение многих спорных вопросов.
Таким образом, обобщив изложенное, на основании выделенных признаков закона, можно предложить его следующее определение: закон – нормативный правовой акт, принимаемый определёнными субъектами, наделёнными для этого специальными полномочиями, имеющий высшую юридическую силу, выражающий интересы и волю народа, соответствующий общественным отношениям, интересам государственной и общественной жизни, имеющий чёткую структуру и не допускающий двойственных формулировок, имеющий чёткую процедуру принятия, изменения и дополнения.
Закон и законодательство соотносятся между собой как часть и общее, но не являются тождественными друг другу. Законодательство – совокупность законов, а также иных правовых актов, не обладающих статусом законов.