Статья:

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Клюев Н.А. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 42(309). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/309/157193 (дата обращения: 07.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Клюев Николай Александрович
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-нa-Дону
Максименко Александр Николаевич
научный руководитель, доцент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-нa-Дону

 

ANALYSIS OF THE LEGAL REGULATION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF COMPUTER GAMES

 

Nikolay Klyuev

Undergraduate, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Alexander Maksimenko

Scientific supervisor, Associate Professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты правового регулирования интеллектуальной собственности в индустрии компьютерных игр, которая динамично развивается и требует особого внимания к правовому регулированию. особое внимание уделяется анализу правовых норм, регулирующих авторское право и права на патенты, товарные знаки, а также специфику охраны элементов игр, включая графику, персонажей, сюжетные линии и программные коды. выводы статьи обосновывают необходимость совершенствования правового регулирования в данной сфере, чтобы способствовать инновациям и эффективной защите прав интеллектуальной собственности в игровой сфере.

Abstract. The article discusses aspects of the legal regulation of intellectual property in the computer game industry, which is dynamically developing and requires special attention to legal regulation. Special attention is paid to the analysis of legal norms governing copyright and patent rights, trademarks, as well as the specifics of protecting game elements, including graphics, characters, storylines and program codes. The conclusions of the article substantiate the need to improve legal regulation in this area in order to promote innovation and effective protection of intellectual property rights in the gaming field.

 

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, компьютерные игры, авторское право, интеллектуальная деятельность.

Keywords: intellectual property, computer games, copyright, intellectual activity.

 

Компьютерные игры представляют собой комплексный объект интеллектуальной собственности, включающий разнообразные компоненты, такие как программный код, графические изображения музыкальные произведения, сюжетные линии, персонажи. Они находятся под охраной авторского права, тем самым игры становятся объектом многослойного правового регулирования.

Авторское право защищает творческие элементы игры, такие как графика, музыка, сценарий и уникальные персонажи, при условии их оригинальности и наличия выраженного творческого вклада. Программный код, являясь литературным произведением в контексте авторского права, получает защиту, как различных текстов или других литературных форм. При этом, патентное право может охранять инновационные технические решения, использованные в игре, например, особые игровые элементы.

Кроме того, охрана товарных знаков распространяется на наименование игр, логотипы, образы персонажей или символы, которые используются в маркетинговых целях для идентификации продукта и создания бренда.

Особенность правового регулирования компьютерных игр заключается также в международном характере игровой индустрии. Это требует унифицированного подхода к защите прав интеллектуальной собственности, поскольку распространение игр в цифровом формате и их доступность для пользователей разных стран создают необходимость соблюдения правовых норм различных юрисдикций. Сам правовой режим компьютерной игры определяется совокупностью правовых норм, которые регулируют права и обязанности создателей, издателей и пользователей, а также способы защиты интеллектуальных прав на различные режимы охраны: авторское право, патентное право, право на товарные знаки и смежные права. Наиболее точным представляется подход, рассматривающий компьютерную игру как сложный мультимедийный продукт, включающий охраняемые и неохраняемые элементы, в том числе аудиовизуальные произведения. При этом, каждый мультимедийный продукт можно определить, как объект авторского права, выраженный в электронной (цифровой) форме, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (например, программу для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыку и т.д.), который функционирует благодаря взаимодействию с пользователем через компьютерные устройства. Следует отметить, что мультимедийные продукты могут подпадать под несколько правовых режимов: в ряде случаев к ним применимы положения патентного права, законодательства о средствах индивидуализации и защите конкуренции, наряду с традиционной охраной авторским правом.

Правовое регулирование интеллектуальной собственности в игровой индустрии сталкивается с рядом проблем, связанных с природой компьютерных игр и стремительным развитием технологий. Ключевые проблемы и возможные пути их решения можно сформулировать следующим образом:

1. Проблема защиты сложных объектов интеллектуальной собственности. Компьютерная игра объединяет различные элементы (код, графику, музыку, сюжет, и персонажей) и требует многослойной защиты. Текущая система прав интеллектуальной собственности не всегда обеспечивает адекватное регулирование всех этих компонентов. Поэтому необходима разработка более комплексного подхода к защите мультимедийных продуктов, позволяющего учитывать все элементы игры как единый объект, подлежащий защите. Необходимо принятие специальных правовых норм, которые будут направлены на регулирование именно интерактивных и мультимедийных продуктов.

2. Проблема лицензионных прав и пользовательских соглашений. В игровой индустрии распространена практика заключения лицензионных соглашений с пользователями, устанавливающих в правила использования контента. Однако такие соглашения могут противоречить интересам игроков, особенно в отношении пользовательского контента, модификаций и стриминга. Внедрение правовых стандартов для лицензионных соглашений, обеспечивали бы баланс интересов разработчиков и пользователей, включая защиту прав на пользовательский контент и разумное ограничение ответственности пользователей.

3. Права на пользовательский контент (UGC). Игроки часто создают модификации и пользовательский контент, которые могут как обогащать игру, так и затрагивать права разработчиков. однако правовой статус таких модов остается неоднозначным, а их использование вызывает конфликты между игроками и разработчиками. Закрепление правового режима пользовательского контента и модификации с учетом прав разработчиков и пользователей. Это позволило бы включить лицензирование и разрешение на использование UGC, а также регулирование прав на моды, при условии сохранения интеллектуальных прав на оригинальный продукт.

3. Защита интеллектуальных прав в международной среде. Игровая индустрия носит международный характер, что вызывает сложности в защите интеллектуальной собственности в разных юрисдикциях, учитывая разницу в правовых режимах и подходов к защите авторского права. Международное сотрудничество и унификация правовых норм для защиты прав в игровой индустрии, особенно в сфере авторского права и защиты товарных знаков. Введение международных соглашений или стандартов защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде может обеспечить и облегчить защиту прав разработчиков и правообладателей.

4. Проблема копирования и пиратства. Из-за доступности цифровых копий игр и наличия пиратских платформ, распространение нелицензионных версий остается серьезной проблемой. Совершенствование средств защиты от копирования, активное применение технических средств защиты и правовых механизмов для борьбы с нарушениями авторских прав в цифровой среде, включая законодательные меры против пиратства на международном уровне.

Данные меры направлены на создание более устойчивого правового регулирования интеллектуальной собственности в игровой индустрии, которое будет способствовать развитию инноваций и защите прав всех участников рынка.

В заключение проведенного исследования можно отметить, что правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере компьютерных игр требует дальнейшего развития и адаптации к особенностям данной отрасли. Компьютерные игры являются сложными мультимедийными продуктами, состоящими из разнообразных охраноспособных и неохраноспособных элементов, что вызывает необходимость применения многослойного правового подхода.

Анализ действующих норм авторского права, патентного права и законодательства о товарных знаках продемонстрировал, что существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности часто оказываются недостаточными для охвата всех аспектов создания, распространения и использования компьютерных игр. Особенно это касается вопросов регулирования пользовательского контента, модификаций, лицензирования и защиты от пиратства.

Выводы исследования подчеркивают необходимость разработки более специализированных норм, которые учитывали бы специфические потребности игровой индустрии. Введение международных стандартов и правовых моделей, а также развитие практик гибкого лицензионного регулирования и эффективных мер защиты от копирования могут способствовать укреплению правовой основы для защиты интеллектуальной собственности в игровой индустрии и обеспечить баланс интересов всех участников процесса — разработчиков, издателей и пользователей.

 

Список литературы:
1. Архипов, В.В. Персонажи (аватары) в многопользовательских компьютерных играх: вопросы правовой квалификации в свете междисциплинарных исследований // Закон. – 2022. – № 3. – С. 58 - 74.
2. Гринь, Е.С. Виртуальный образ как объект правовой охраны // Актуальные проблемы российского права. – 2020. № 6. – С. 143 - 148.
3. Ипполитова, Э.В. Графический интерфейс пользователя как объект интеллектуальной собственности: опыт США и России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2021. – № 10. – С. 36 - 81.
4. Чурилов, А.Ю. Правовое регулирование интеллектуальной собственности и новых технологий: вызовы XXI века: монография. М.: Юстицинформ. – 2020. - 224 с.