ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)
ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. Технические направленности в системе дополнительного образования являются одними из наиболее востребованных и перспективных областей обучения, так как они позволяют приобрести необходимые знания и навыки для работы в сфере технологий и инноваций. В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, спрос на специалистов в технических областях растет каждый год. Поэтому, развитие системы дополнительного образования в технических направленностях является актуальной задачей, которая позволит подготовить квалифицированных кадров для современной экономики.
Ключевые слова: техническое направление, дополнительное образование детей.
Программы технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения. Система дополнительного образования в технических направленностях имеет свои особенности, которые требуют специального подхода к организации образовательного процесса. Например, важно учитывать быстроту изменений в технологической сфере и своевременно обновлять программы обучения, а также использовать современные методы и технологии обучения. В связи с этим, исследование технических направленностей в системе дополнительного образования является актуальной задачей, которая позволит выявить проблемы и разработать рекомендации по повышению качества образовательного процесса.
Целью исследования является выявление особенностей и проблем, связанных с организацией образовательного процесса, а также разработка рекомендаций по улучшению качества обучения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать существующие программы дополнительного образования в технических направленностях;
- выявить особенности организации образовательного процесса в технических направленностях;
- определить проблемы, связанные с обучением в технических направленностях;
- разработать рекомендации по улучшению качества обучения в технических направленностях;
- провести экспертную оценку разработанных рекомендаций.
Программы технических направленностей – это области знаний и профессиональной деятельности, связанные с разработкой, проектированием, изготовлением, эксплуатацией и управлением техническими системами, машинами, оборудованием и технологическими процессами. В технические направленности входят такие области, как машиностроение, электротехника, электроника, информатика, автоматика, технологии производства и другие. Обучение по программе технических направленностей предполагает получение знаний и навыков в области математики, физики, химии, информатики и других наук, а также практических навыков работы с техническими системами и оборудованием.
В системе ДОД техническое творчество делится на две направленности: научно-техническую и спортивно-техническую. С точки зрения терминологии такое деление представляется достаточно условным, так как конструирование любой технической системы основывается на использовании научного потенциала, накопленного предшественниками, и, как правило, несет черты научного исследования.
В первом случае (научно-техническая направленность) мы рассматриваем способность обучающихся создавать технические системы, совершенствовать их характеристики, решать исследовательские задачи.
Во втором случае (спортивно-техническая направленность) речь идет об умении приводить эти системы в действие в рамках разработанных правил, т.е. проводить соревнования и участвовать в них. Необходимо знание «технических видов спорта» [1].
В системе дополнительного образования детей существует несколько технических направлений, которые предназначены для обучения детей и взрослых основам технических наук и применению их знаний на практике. Некоторые из таких направлений включают:
1. Робототехника – изучение основ программирования и создания роботов.
2. Электроника – изучение основ электроники, создание электронных устройств и схем.
3. Механика – изучение основ механики, создание механических устройств и машин.
4. Автоматика – изучение автоматического управления и создание автоматических систем.
5. Информационные технологии – изучение основ программирования, создание сайтов и приложений.
6. 3D-моделирование и печать – изучение основ 3D-моделирования и создание трехмерных моделей, а также печать на 3D-принтерах.
7. Космические технологии - изучение основ космических технологий и создание космических устройств.
Такие направления позволяют развивать у детей и взрослых техническое мышление, умение решать задачи и применять полученные знания на практике.
Организация образовательного процесса в технических направленностях имеет свои особенности:
1. Практическая ориентация – обучение в технических направлениях предполагает большое количество практических занятий и лабораторных работ, которые помогают закрепить теоретические знания и научиться применять их на практике.
2. Использование современных технологий – в обучении используются современные технологии и оборудование, что позволяет учащимся получить опыт работы с новейшими технологиями и устройствами
3. Командная работа – в технических направлениях часто используется командная работа, что помогает развивать навыки работы в команде, умение решать задачи вместе и добиваться общей цели.
4. Проектная деятельность – в обучении в технических направлениях часто используется проектная деятельность, когда учащиеся создают свои собственные проекты и реализуют их на практике.
5. Индивидуальный подход – каждый учащийся имеет свои особенности и способности, поэтому в обучении в технических направлениях используется индивидуальный подход, который позволяет учитывать особенности каждого учащегося и помогает ему достичь лучших результатов.
6. Непрерывное обучение – в технических направлениях необходимо постоянно обновлять свои знания и умения, поэтому обучение в этих направлениях является непрерывным процессом.
Для повышения качества образовательного процесса в технических направлениях можно рекомендовать следующие меры:
1. Обновление учебных программ и материалов. Учебные программы и материалы должны соответствовать современным требованиям и технологиям в отрасли. Для этого необходимо периодически обновлять учебные планы и материалы, а также привлекать к разработке программы и материалов профессионалов из отрасли.
2. Привлечение квалифицированных преподавателей. Для обучения студентов в технических направлениях необходимо привлекать преподавателей с высокой квалификацией и опытом работы в отрасли. Это позволит студентам получать актуальные знания и навыки, а также узнавать о последних тенденциях и разработках в отрасли.
3. Использование современных технологий в обучении. Технические направления характеризуются высокой технологичностью, поэтому использование современных технологий в обучении является необходимым. Это может включать использование интерактивных тренажеров, виртуальной реальности, онлайн-курсов и других инновационных методов обучения.
4. Организация практических занятий и проектной деятельности. Важным элементом обучения в технических направлениях является практическая работа и проектная деятельность. Это позволяет студентам применять полученные знания на практике, развивать свои навыки и умения, а также работать в команде.
5. Создание условий для самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов является важной частью образовательного процесса. Для этого необходимо создавать условия для работы в библиотеках, лабораториях и других специализированных помещениях.
6. Организация системы контроля и оценки знаний студентов. Контроль и оценка знаний студентов являются важным элементом образовательного процесса. Для этого необходимо разработать систему контроля и оценки знаний, которая будет соответствовать учебным программам и материалам, а также позволит оценить уровень подготовки студентов.
7. Установление связей с отраслью. Для повышения качества образования в технических направлениях необходимо установить связи с представителями отрасли. Это может включать организацию стажировок, мастер-классов, лекций и других мероприятий, которые позволят студентам получать опыт работы и знания из первых рук [2].
В результате эмпирического исследования была разработана анкета на тему «Технические направленности в системе дополнительного образования». Анкета была апробирована и предложена обучающимся.
Обучающимся было предложено пройти опрос, содержащий 22 вопроса. В ходе проведенного исследования было опрошено 35 школьников в возрасте от 12 до 14 лет. Среди них 19 девочек – 54% и 16 мальчиков – 46%.
Данное исследование было основано на самооценке обучающихся по основным направлениям технической направленности. При анкетировании обучающиеся оценивали свои навыки по программе технических направленностей.
Ниже будут представлены результаты анкетирования по некоторым вопросам.
По результатам исследования большинство респондентов занимается по направлению «Робототехника» (34%), а также «3D-моделирование и печать» (37%), «информационные технологии» 23% опрошенных и 6% посещают направление «Электроника» (Рисунок 1).
Рисунок 1. результаты ответов респондентов на вопрос «Какую программу технической направленности Вы посещаете?»
В процессе изучения программ технических направленностей респонденты получают знания, умения и навыки, которые, имеют значение для их будущей профессии (29,41%), а также (20,59%) проводите время с пользой и (20,59%) считают, что при посещении занятий созданы все условия для развития способностей (Рисунок 2).
Рисунок 2. результаты ответов респондентов на вопрос «Посещая кружок, секцию, объединение дополнительного образования Вы считаете, что:»
Большинство респондентов 73% считают, что посещение программ технической направленности повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество (Рисунок 3).
Рисунок 3. Результаты ответов респондентов на вопрос «Посещение программ технической направленности повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество?»
Среди источников информации школьники отдают предпочтение интернету 35,29% и материалу учителя 32,35% (Рисунок 4).
Рисунок 4. Результаты ответов респондентов на вопрос «Какими источниками Вы пользуетесь при поиске информации?»
При должном планировании деятельности обучающихся в течение учебного года, правильном выборе направлений развития ребенка можно укрепить его интерес, сформировать требуемый уровень мотивации и культуры, а также научить строить план действий для достижения практической цели. Нужно учитывать перспективу развития и становления личности. В современном мире все больше становится актуальным владение различными видами деятельности, их сочетанием с возможностью получения социально значимого результата.