ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Актуальность исследования обуславливается важностью вовлечения в познавательный процесс детей, начиная с детей дошкольного возраста. Интерес детей дошкольного возраста достигается с помощью вовлечения в процесс экспериментальной деятельности в виду того, что дает ответ детям на многие интересующие вопросы.
Ключевые слова: эксперимент, дошкольный возраст, интерес ребенка, метод познания, опытная деятельность.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику данной работы. Для результативной и качественной работы в данном направлении была предложена система [1, с. 9].
Во-первых: распределение опытно- экспериментальной деятельности детей по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.). Например, на непосредственно–образовательной деятельности «Птицы», «Жизнь диких зверей», «Лес наше богатство», дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы. Неживая природа, (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.)
На непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы «Куда исчезла вода?», «Как увидеть воздух?», «Какого цвета снег?», «Что вырастет из зёрнышка?», дети получили правильное представление об окружающем мире. Такая деятельность помогла детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе. Человек и природа, (функционирование организма; материалы и их свойства, преобразование предметов). Через непосредственно–образовательную деятельность «Природа учит человека», «Правила поведения в природе», «Растения под нашей защитой», «Человек и его добрые дела», в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.
Во-вторых: определение критериев, необходимых при выборе темы экспериментирования: должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В-третьих, постановка определённых целей и задач.
Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки. Для качественной и продуктивной работы в данном направлении возможно создать предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Например, оборудование познавательного центра «Детская лаборатория почемучек».
Основное оборудование лаборатории: приборы «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм, объекты живой и неживой природы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги, ткани; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, термометр, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, магниты, нитки и т.д.. В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.
Существуют два основных вида экспериментов [2, с. 87]:
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.
Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют
По нашему мнению, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Это является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе и даёт определённые положительные результаты.
Главными задачами во взаимодействии с родителями:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Выводы: Проанализировав результаты педагогической деятельности по разделу «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности», можно прийти к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому, необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
