Статья:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Апалеева Р.Р. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 3(312). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/312/158367 (дата обращения: 01.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Апалеева Раиля Рамисовна
студент, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Актуальность исследования обуславливается важностью вовлечения в познавательный процесс детей, начиная с детей дошкольного возраста. Интерес детей дошкольного возраста достигается с помощью вовлечения в процесс экспериментальной деятельности в виду того, что дает ответ детям на многие интересующие вопросы.

 

Ключевые слова: эксперимент, дошкольный возраст, интерес ребенка, метод познания, опытная деятельность.

 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

Экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику данной работы. Для результативной и качественной работы в данном направлении была предложена система [1, с. 9].

Во-первых: распределение опытно- экспериментальной деятельности детей по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.). Например, на непосредственно–образовательной деятельности «Птицы», «Жизнь диких зверей», «Лес наше богатство», дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы. Неживая природа, (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.)

На непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы «Куда исчезла вода?», «Как увидеть воздух?», «Какого цвета снег?», «Что вырастет из зёрнышка?», дети получили правильное представление об окружающем мире. Такая деятельность помогла детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе. Человек и природа, (функционирование организма; материалы и их свойства, преобразование предметов). Через непосредственно–образовательную деятельность «Природа учит человека», «Правила поведения в природе», «Растения под нашей защитой», «Человек и его добрые дела», в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.

Во-вторых: определение критериев, необходимых при выборе темы экспериментирования: должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В-третьих, постановка определённых целей и задач.

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  • Развивать коммуникативные навыки. Для качественной и продуктивной работы в данном направлении возможно создать предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Например, оборудование познавательного центра «Детская лаборатория почемучек».

Основное оборудование лаборатории: приборы «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм, объекты живой и неживой природы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги, ткани; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, термометр, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, магниты, нитки и т.д.. В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

Существуют два основных вида экспериментов [2, с. 87]:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.

Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют

По нашему мнению, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Это является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе и даёт определённые положительные результаты.

Главными задачами во взаимодействии с родителями:

  • во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
  • в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Выводы: Проанализировав результаты педагогической деятельности по разделу «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности», можно прийти к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому, необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

 

Список литературы:
1. Арефьева О. А. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). — №2. — 2019. — С. 1–11.
2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении, учебно-методическое пособие для учителей под редакцией А.П. Тряпицыной. – СПб: КАРО СПб, 2021 – 176 с.