ЦИФРОВИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В последние годы существования человечества такой процесс, как цифровизация, охватил все сферы жизнедеятельности общества, изменяя при этом бывшие модели взаимодействия между людьми. Этот процесс не ограничивается изменениями только в сфере экономики, он также затрагивает образование, культуру, а также государственное управление.
Цифровизация и модернизация – это два смежных понятия, которые имеют как схожие, так и различительные признаки.
Цифровизация – это процесс внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества, для автоматизации и оптимизации деятельности людей.
Модернизация – это процесс улучшения уже существующих систем. Он может включать в себя не только цифровизацию, но и другие процессы, так или иначе, влияющие на повышение эффективности взаимодействия между людьми.
На данном этапе развития человечества, взаимодействие граждан с государственной службой имеет очень большое значение, поэтому данная сфера также нуждается в инновационных изменениях, которые позволят упростить деятельность государственных органов и повысят степень удовлетворения общества оказываемыми им услугами.
История формирования электронного правительства во всём мире началась относительно недавно. На первых этапах его внедрения, Россия значительно отставала от других развитых стран. Но за последние годы нашей стране удалось не только догнать своих конкурентов, но и войти в десятку ведущих стран мира, по показателям цифровизации государственного управления.
В 2008 году, когда была утверждена концепция электронного правительства, подразумевающая его создание в два этапа, началась новая веха в развитии цифровых технологий: в 2008 году целью являлась подготовка всей необходимой нормативно-правовой базы и соответствующей документации, а в 2009-2010 годах непосредственное внедрение в практику [1]. Так же в данный период был создан сайт «gosuslugi.ru».
За последние десять лет было создано и проверено на практике немало новейших технологий, такие как:
- Большие данные (Big Data).
На основании аналитики, проводящейся с помощью нейронных сетей, появляется возможность анализировать уже принятые решения, оценивать их позитивные и негативные последствия, прогнозировать, принимать новые решения, а также просматривать подробную статистику данных [2].
- Искусственный интеллект (ИИ).
В государственном управлении Искусственный интеллект используется для анализа большого количества электронных данных, для систематизации документов и для автоматизации бюрократических рутинных процессов. Также нейронные сети на основе анализа данных могут спрогнозировать ближайшее будущее.
- Системы распределенного реестра (блокчейн).
Такая технология заметно упрощает управление информацией о физических лицах, организациях, активах и осуществляемой деятельности, позволяет повысить качество системы защиты государственных услуг от злоумышленников. Разумеется, происходит ускорение межведомственного взаимодействия и взаимодействия граждан с органами власти. Более простыми словами, блокчейн – это база данных, в которой информация содержится в формате цепочки [3].
- Цифровая рабочая среда
Для сотрудников государственного управления автоматизация рутинных процессов намного облегчает работу. Тем самым уменьшается текучка кадров и повышается удовлетворённость сотрудников.
- Электронное правительство.
Несмотря на то, что процесс цифровизации государственной службы начал развиваться ещё в 2008 году, за последние годы масштабы его развития приняли значительные обороты. Для того, чтобы получить ту или иную услугу, заказать нужный документ, нам при себе необходимо иметь только смартфон и соответствующее приложение.
Также необходимо обратить внимание и на следующие технологические внедрения:
1. Внедрение в практику электронных трудовых книжек. Данная технология - не новшество, а инновация, так как уже активно используется на практике с января 2021 года. Гражданам, которые впервые устраиваются на работу, теперь выдают только электронные трудовые книги, потому что большая часть ведомств и контролирующих органов запрашивают документы именно в электронном формате.
2. Внедрение специализированного приложения, с помощью которого стало возможным для граждан фиксировать нарушения ПДД. Инициатива создания такого приложения, позволяющего загрузить фото или видео самого нарушения и отправить его прямиком в ведомство, появилась еще в 2018 году, и в настоящее время активно используется гражданами для установления порядка и инспекторами ГИБДД для формирования доказательной базы по нарушению, так как необходимость опроса свидетелей или просмотра камер видеонаблюдения исчезает.
Таким образом, государственная служба, это сфера, которая в первую очередь требует внедрения новейших технологий для улучшения качества жизни граждан, а также для оптимизации работы сотрудников. И Россия в этом плане не только не отстаёт, но и опережает другие развитые страны. Следовательно, уровень развития технологий в нашей стране довольно высокий и подходит для его дальнейшего развития.
