СЕРВИТУТ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
СЕРВИТУТ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ
Введение. Сервитут имеет важное значение как в частном использовании, так и в публичном, установление которого достигается разными способами, но с одним результатом – запись в Едином государственном реестре недвижимости об установленном сервитуте на земельном(-ых) участке(-ах) или других объектах недвижимого имущества. Установление сервитута на земельный участок дает возможность ограниченно пользоваться земельным участком, правообладателем которого является другое лицо. Самыми распространенными причинами установления сервитута являются: отсутствие проезда или прохода к своему участку и, как следствие, строительство дороги или тротуара для беспрепятственного доступа к своему земельному участку; невозможность монтажа каких-либо коммуникаций к своему участку, кроме как через соседний земельный участок и прочее. Сервитут может быть частным и публичным. Частный сервитут накладывается в пользу другого физического лица или юридического лица. Публичный сервитут устанавливается в интересах населения, органа местного самоуправления, субъекта РФ или государства.
Древнейшее происхождение сервитута подтверждается источниками римского частного права, которые дошли до нашего времени. Местность, на которой находился Древний Рим, была холмистой и не изобиловала водой, вследствие чего в условиях раздробления общей собственности на землю для ведения эффективного сельскохозяйственного производства возникла необходимость ограничить правомочия пользования мелких землевладельцев в пользу их соседей. С 1994 года в российском современном гражданском законодательстве сервитут стал применяться в земельном праве. На сегодняшний день право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) закреплено в статье 274 Гражданского Кодекса Российской Федерации и в Земельном Кодексе Российской Федерации. Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1461.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Пользование землей осуществляется на платной основе, поэтому и сервитут является платным, цена которого определяется в соглашении или по решению суда, исходя из оценки рассматриваемой площади земли и множества других сопутствующих факторов. Согласно пункту 8 статьи 39.43 ЗК РФ публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения о границах публичного сервитута вносятся в реестр границ ЕГРН. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ (далее — Требования). Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Роерееетра в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». До размещения XML-схемы на официальном сайте Роерееетра в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о ЗОУИТ, утвержденные приказом Роерееетра от 15 сентября 2016 г. №П/0465 (далее — Приказ) (Приложение № 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение №4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе «Содержание ограничений» (ContentRestrictions) реквизита «Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия» (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: «публичный сервитут» и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке. Согласно статье 3.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении или прекращении публичных сервитутов. При этом в соответствии с частью 15.1 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения. В соответствии со статьей 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650.
Заключительная часть. Перед началом осуществления мероприятий по установлению сервитута необходимо провести всесторонний анализ прилегающих земельных участков и других сопутствующих факторов, так как сам процесс установления сервитута может оказаться как простым, так и трудоемким и многолетним процессом.
