ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
RECONCILIATION OF PARTIES AS AN ALTERNATIVE RESOLUTION OF LEGAL CONFLICTS IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS
Dmitry Stepanov
Master's student of St. Petersburg University of State Fire Fighting Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, St. Petersburg
Valerijus Grigonis
Candidate of Legal Sciences, Head of the project, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg University of State Fire Fighting Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Примирение сторон в административном производстве направлено на урегулирование спора и достижение взаимоприемлемого результата с помощью специальных процедур. В статье мы кратко изложим законодательство, регулирующее примирение сторон в административных процессах, поговорим о процедурах, которые могут быть использованы сторонами, а также подчеркнем важность процедуры медиации.
Ключевые слова: примирение, соглашение, переговоры, медиация, административное судопроизводство, ответственность, примирительные процедуры.
Действующее процессуальное законодательство (как гражданско-правового, так и административного характера) предусматривает различные способы мирного урегулирования споров. Кодекс административного судопроизводства РФ ввел немало новелл, среди них одна очень важная — институт соглашения о примирении по административному делу.
Примирение спорящих сторон является одной из первоочередных задач, которая стоит перед судом, рассматривающим дело в рамках любого судопроизводства, в том числе и административного. Право сторон административно-публичного спора на заключение соглашения на примирение закрепляется в ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), а это значит, что законодатель допускает возможность урегулирования спора, после того как он стал предметом судебного разбирательства в рамках административного судопроизводства. КАС РФ закрепляет, что примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности[1].
Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец и административный ответчик вправе заключить соглашение о примирении в письменной форме, указав в нем условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. При этом суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если оно запрещено законом, его условия противоречат закону либо существу рассматриваемого административного дела, а также нарушают права, свободы и законные интересы других лиц (ч. 6 ст. 46, ч. 5 ст. 137 КАС РФ). Одновременно в ч. 1 ст. 137 КАС РФ подчеркивается, что примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон[1].
КАС закрепляет, что стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Примирение сторон возможно на любой стадии административного судопроизводства и при исполнении судебного акта по административному делу, если иное не предусмотрено КАС РФ, другими законами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Порядок заключения соглашений о примирении складывается из двух юридических фактов:
1) согласования интересов и воли административного истца и административного ответчика относительно допускаемого законом способа завершения их судебного публичного правового спора;
2) обращения к суду с заявлением о применении последствий достигнутого соглашения.
Процессуальный порядок примирения сторон следующий:
1) стороны (их представители, если это оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе) обращаются к суду с ходатайством;
2) суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон;
3) вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании;
4) лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания;
5) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон; только если от них поступило заявление о рассмотрении данного вопроса в их отсутствие, то вопрос рассматривается;
6) по результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.
Под соглашением о примирении сторон понимается документ, в котором стороны путем взаимных уступок урегулировали спор о правах и обязанностях, вытекающих из публично-правовых отношений, субъектами которых они являются[1].
Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон будет рассмотрен судом в судебном порядке или предварительном, на основании которого примет решение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе.
Данное соглашение может быть заключено после проведения определенных примирительных процедур.
Как справедливо отмечает С. К. Загайнова, в качестве меры, обеспечивающей доступность правосудия, в настоящее время следует рассматривать применение примирительных процедур как альтернативного способа урегулирования споров. Опыт зарубежной практики демонстрирует эффективность для примирения сторон по публичным спорам с участием органов государственной власти и местного самоуправления применение таких процедур, как переговоры, разные модели медиации, взаимные консультации[2].
Основными процедурами примирения в административном судопроизводстве являются:
1. Переговоры.
Переговоры — это примирительная процедура, посредством которой стороны могут урегулировать возникшие разногласия самостоятельно.
Главное отличие переговоров от других способов примирения — в отсутствии специально указанного в законе посредника.
2. Судебное примирение.
Судебное примирение — достаточно новая процедура, которая реализуется с обязательным участием посредника — судебного примирителя.1
Что важно, фигура судебного примирителя является принципиально важной в данном процессе. Согласно п. 3 ст. 137.6 КАС РФ посредником в процедуре судебного примирения может быть только судья в отставке, то есть лицо, обладающее комплексом необходимых знаний, а также опытом для достижения оптимального результата в процедуре [3].
3. Медиация.
Медиация как способ урегулирования споров появилась в российском правовом пространстве в 2010 году [4]. Согласно ст. 1 Закона о медиации закон разработан в целях создания правовых условий для применения в РФ альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений в спорах, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений [5].
По мнению В.Ф. Яковлева, возможность применения медиации в административных спорах затруднительна из-за отсутствия у чиновников специальных полномочий, в отличие от субъектов частного предпринимательства [6]. Как отмечает Мовчан А.Н., процедура медиации применима только к спорам, затрагивающим частные интересы, то есть интересы, принадлежащие отдельным лицам, не обществу, не государству, а заключение мирового соглашения между субъектами публичных правовых отношений противоречит самой их природе [7].
Т.К. Андреева, наоборот полагает, что сфера публичных правоотношений представляется наиболее предпочтительной для использования посредника в урегулировании конфликта между частным лицом и органом государственной власти [8]. Аналогичного подхода придерживается В.С. Анохин, поддерживающий применение примирительных процедур по делам в сфере публичных правоотношений, допускает договорённость сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок [9].
Если обратиться к зарубежному опыту, то, например, в административном процессе Англии суд может рекомендовать сторонам обратиться к процедуре медиации для достижения соглашения. При этом принятое в результате данной процедуры решение является обязательным для исполнения, окончательным и конфиденциальным, но медиатор не должен навязывать какое-либо решение сторонам. Любая информация, заявление или признание, сделанные или раскрытые в процессе медиации, не могут быть использованы в качестве свидетельства или доказательства в любом другом судебном процессе [10]. В данном случае участие примирителя (медиатора, судебного примирителя и др.) в процедуре урегулирования спора будет способствовать не только экономии процессуальных «ресурсов» (уменьшение нагрузки на суд, сокращение сроков рассмотрения дела, судебных расходов и т. д.), но и повышать эффективность и результативность добровольного исполнения сторонами спора принятых на себя обязательств.
Отличительными чертами процедуры медиации являются:
- Конфиденциальность. Хотя судебные слушания являются открытыми, посредничество остается строго конфиденциальным. Никто, кроме сторон спора и посредника(-ов) не знает, что произошло.
- Контроль. Посредничество усиливает контроль сторон над решением. В судебном деле стороны добиваются решения, но контроль остается за судьей или присяжными. Часто судья или присяжные не могут на законных основаниях предложить решения, возникающие при посредничестве. Таким образом, посредничество с большей вероятностью приведет к взаимоприемлемому результату.
- Соблюдение - поскольку результат достигается совместно работающими сторонами и является взаимоприемлемым, процент соблюдения посреднического соглашения обычно является высоким.
- Взаимодействие. Стороны посредничества обычно готовы работать вместе для достижения урегулирования. Таким образом, одна сторона более склонна понимать другую и работать над основными проблемами спора.
- Поддержка. Посредник действует как нейтральный посредник и
направляет стороны в процессе. Посредник помогает сторонам мыслить нестандартно в отношении возможных решений спора, расширяя спектр возможных решений [11].
Хотелось бы выделить некоторые особенности процедуры примирения по административным делам. Первое, примирение возможно не по всем административным делам. К примеру, в отношении статьи 6.1.1. КоАП, которой предусмотрена ответственность за нанесение побоев. В данном случае примирение сторон не будет являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Второе – это специфика примирения с учетом того, что один из его субъектов – это властный орган или же должностное лицо. Здесь в качестве примера можно привести статью 12.1. КоАП. Она предусматривает ответственность для граждан, превысивших установленную скорость движения для транспортных средств. В этом случае примирение будет невозможно, так как наказание будет назначено властным органом, а именно ГАИ в лице инспектора в соответствии с законодательством РФ.
Также, к примеру, и в налоговых органах предметом мирового соглашения не сможет выступать изменение налоговых последствий любых спорных действий и операций, когда таковые уже определены законом.
Еще необходимо отметить – это существование определенных ограничений в процессе проведения примирительных процедур в зависимости от содержания административного дела.
Например, статья 190 АПК РФ регламентирует то, что стороны экономического спора, возникшего из публичных правоотношений могут заключить мировое соглашение, но:
- заключение мирового соглашения не должно по общим правилам нарушать права третьих лиц и обязательные требования федеральных законов;
- мировое соглашение в рамках дела, возникающего из публичных правоотношений, возможно только в той части, которая способствует реализации субъективного гражданского права и разрешений, содержащихся в законе.
Таким образом, под правом на заключение соглашения о примирении в административном судопроизводстве следует понимать право на достижение компромисса по административно-публичному спору, условия которого позволяют окончить судебное разбирательство без вынесения судебного решения. Заключение соглашения о примирении между сторонами конфликта является выражением волеизъявления, направленного на прекращение административного судопроизводства в суде. В связи с особой важностью последствий реализации указанного диспозитивного права на суд возлагается обязанность по проверке законности такого соглашения и юридической полноценности сторон конфликта. Если же заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц, суд не утверждает соглашение сторон о примирении и дело рассматривается дальше.
