ВЛИЯНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ НА ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
ВЛИЯНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ НА ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается влияние органов государственной власти Российской Федерации на местное самоуправление, анализируются механизмы их взаимодействия в рамках российской политической системы. Подчеркивается, что, несмотря на автономный статус местного самоуправления, государство играет значимую роль в его функционировании. Освещены эволюция взаимоотношений, формы административного надзора, участие государства в кадровых и структурных решениях муниципалитетов. Отмечается стремление к интеграции органов власти для повышения эффективности управления и решения социально-экономических задач на муниципальном уровне.
Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, взаимодействие, административный надзор, муниципальное управление, конституционная реформа, интеграция, Россия.
В структуре российской политической системы функционирует автономный институт местного самоуправления, который реализует народный суверенитет, существуя независимо от органов государственной власти. Население территориальных объединений выражает свою позицию через нормативные акты местного самоуправления, обретающие императивный характер для субъектов правоотношений в установленных территориальных границах.
Эволюция взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления демонстрирует различные модели субординации. Существуют примеры полного административного надзора, когда каждая инициатива местного самоуправления требует верификации уполномоченным представителем органов государственной власти.
Конституционное законодательство, а именно п. 1.1 ст. 131 Основного закона РФ [1], фиксирует существенную роль органов государственной власти в процессе создания муниципальных структур. Более того, кадровые решения относительно руководящих позиций реализуются при активном участии представителей органов государственной власти.
Управленческие структуры местного самоуправления и государственной власти субъекта РФ применяют муниципальные механизмы как инструментарий для проведения экономической политики перераспределительного характера. Такой подход направлен на минимизацию социальной поддержки населения. В результате муниципальные формирования становятся активными участниками реализации национальных программных инициатив [2, с.6].
Конституционная реформа 2020 года привнесла комплексные изменения в систему публичного управления [1]. Показательна новелла ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, закрепившая концепцию интеграции органов государственной власти и местного самоуправления в целостную структуру публичной власти российского государства. Результативность функционирования данной системы напрямую зависит от механизмов координации между различными уровнями управления. Подобная синергия выступает ключевым фактором успешного разрешения актуальных вопросов муниципальных территорий [4].
Степень административного надзора центрального аппарата не обязательно носит всеобъемлющий характер в отношении органов местного самоуправления, предоставляя им автономию в утверждении постановлений, которые обретают юридическую силу без вмешательства органов государственной власти. При возникновении разногласий между инстанциями относительно принятых постановлений, регулирование осуществляется через правовые механизмы судебной системы.
Наблюдается комбинированная модель взаимодействия между органами государственной власти и институтами местного самоуправления, объединяющая элементы автономии и координации. В рамках данной системы муниципальные структуры обладают правом самостоятельного регулирования определенных аспектов в границах установленных компетенций, тогда как иные аспекты требуют согласования с вышестоящими инстанциями при разрешении задач федерального масштаба.
Высшие административные институты осуществляют мониторинг делегированных функций местного самоуправления, соответствие их деятельности букве закона, применяемую юридическую документацию, а также процедуру прекращения полномочий. Муниципальные структуры реализуют право законодательной инициативы на уровне субъектов федерации, обеспечивают обратный контроль путем обращений в надзорные инстанции.
Допускается временная передача определенных полномочий местного самоуправления региональным органам государственной власти при следующих обстоятельствах: возникновение экстренных ситуаций; невозможность формирования или отсутствие представительных и административных органов; нарушения в распределении бюджетных ресурсов; образование просроченных финансовых обязательств; иные ситуации, предусмотренные законодательством.
Материальное обеспечение переданных полномочий, независимо от длительности их действия, реализуется исключительно через механизм субвенций из соответствующих бюджетных фондов.
Необходимо отметить, что структуры местного самоуправления располагают возможностью задействовать внутренние денежные фонды для реализации установленных функций. Материальное обеспечение исполняемых местным самоуправлением делегированных функций регулируется федеральными бюджетными нормативами текущего финансового периода либо региональными законодательными актами о бюджете соответствующего субъекта РФ. Данные документы фиксируют выделение дотационных средств для функционирования местного самоуправления. Имущественные активы, передаваемые структурам местного самоуправления от органов государственной власти, подлежат эксплуатации строго согласно предписанным целям. Подобные нормативы закрепляются законодательством федерального и регионального значения.
Российская модель изначально демонстрировала лимитированное влияние органов государственной власти на функционирование местного самоуправления, что привело к снижению контроля над территориями. Впоследствии потребовалось проведение существенных преобразований для установления полного надзора над местным самоуправлением, в результате чего надзорная деятельность органов государственной власти приобрела регламентированный характер, сохраняющийся в настоящее время. В процессе работы структуры местного самоуправления формируют юридические документы, регулирующие проектирование, подтверждение и воплощение локальных инициатив, включая методологию реализации, мониторинг и временные рамки. Ключевой миссией местного самоуправления выступает комплексное совершенствование подведомственных зон: коммуникационных сетей, бизнес-среды, торговых площадок, условий проживания населения.
Современный этап характеризуется неполной реализацией потенциала муниципальных территорий, жизненный уровень жителей не достигает оптимальных показателей из-за несовершенства рыночных механизмов. Экономическое процветание муниципальных зон требует интенсификации производственного сектора и социальной инфраструктуры, что обеспечит увеличение благосостояния населения, расширение потребления товаров и услуг. Указанные меры будут способствовать повышению качества жизни и трудовой занятости граждан.
Таким образом, проведенное исследование демонстрирует значительное влияние органов государственной власти на местное самоуправление в России, что обусловлено историческими и политическими особенностями развития страны. Изначально заявленная как автономный институт, местное самоуправление в реальности подвержено многообразным формам государственного воздействия. Это выражается в административном надзоре, контроле за кадровыми решениями и активном участии представителей государственной власти в формировании муниципальных структур. Государство использует муниципальные механизмы для реализации экономической политики, что, с одной стороны, обеспечивает вертикаль управления, а с другой – может ограничивать самостоятельность муниципалитетов в решении местных вопросов.
Конституционная реформа 2020 года закрепила тенденцию к интеграции органов государственной власти и местного самоуправления, что направлено на создание целостной системы публичной власти. Такой подход предполагает координацию усилий на различных уровнях управления для повышения эффективности работы и достижения общегосударственных целей. Вместе с тем, сохранение баланса между государственным влиянием и самостоятельностью местного самоуправления остается важной задачей для обеспечения учета интересов населения на местах и развития демократических принципов управления. Дальнейшее совершенствование механизмов взаимодействия должно быть направлено на оптимизацию распределения полномочий и ресурсов, а также на создание условий для полноценной реализации потенциала муниципальных территорий в интересах граждан.
