ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН И ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА РЫНОК ВНУТРИИГРОВЫХ ПРЕДМЕТОВ COUNTER-STRIKE 2
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН И ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА РЫНОК ВНУТРИИГРОВЫХ ПРЕДМЕТОВ COUNTER-STRIKE 2
GRAPHICAL ANALYSIS OF PRICE DYNAMICS AND THE INFLUENCE OF VARIOUS FACTORS ON THE MARKET FOR IN-GAME ITEMS COUNTER – STRIKE 2
Ilya Shleiko
Student, Polytechnic Institute of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosova in the city of Mirny, branch, Russia, Mirny
Аннотация. Рынок внутриигровых предметов Counter –Strike 2 (CS2) представляет собой сложную экосистему, где динамика спроса и предложения определяется рядом факторов. Изучение данного рынка позволяет оценить влияние различных событий и условий на поведение пользователей, что актуально в контексте роста цифровых экономик и популярности платформ виртуальной торговли.
Важность исследования обусловлена тем, что Steam – платформа, на которой доступна Counter –Strike 2, имеет более 39,2 млн активных пользователей [1], что составляет около 0,5% населения Земли.
В данной работе проведён анализ рынка предметов CS2 с целью оценки влияния различных факторов, таких как внутриигровые события и экономические особенности цифровой среды. Исследование сосредоточено на изучении общей динамики рынка, что создаёт основу для дальнейших исследований виртуальных экономик и анализа пользовательского поведения в цифровых экосистемах.
Abstract. The Counter –Strike 2 (CS2) in-game item market is a complex ecosystem where the dynamics of supply and demand are determined by a number of factors. Studying this market allows us to assess the impact of various events and conditions on user behavior, which is relevant in the context of the growth of digital economies and the popularity of virtual trading platforms.
The importance of the study is due to the fact that the Steam platform on which Counter–Strike 2 is available has more than 39.2 million active users [1], which is about 0.5% of the world's population.
This paper analyzes the CS2 item market in order to assess the impact of various factors, such as in-game events and the economic features of the digital environment. The research focuses on studying the general dynamics of the market, which creates the basis for further research on virtual economies and analysis of user behavior in digital ecosystems.
Ключевые слова: рынок внутриигровых предметов, Counter –Strike 2, Steam, цифровая экономика, виртуальные активы, динамика цен, трейдинг, инвестиции, графический анализ, киберспортивные события, внутриигровые обновления, спекулятивное поведение, спрос и предложение, игровые рынки.
Keywords: in–game item market, Counter -Strike 2, Steam, digital economy, virtual assets, price dynamics, trading, investment, graphical analysis, esports events, in-game updates, speculative behavior, supply and demand, gaming markets.
Методология
Данные о динамике цен были получены с независимых аналитических платформ Pricempire [2] и Esportfire [3], которые агрегируют рыночные показатели внутриигровых предметов (далее – скинов). Для повышения достоверности информации изменения цен также сверялись с данными торговой площадки Steam Community Market [4]. Однако, из –за ограниченного временного охвата и отсутствия исторических графиков в Steam, Pricempire и Esportfire использовались в качестве основных инструментов анализа. Данные с Esportfire позволили проанализировать общий график рынка скинов CS за последние два года, а информация с Pricempire предоставила дополнительное понимание того, как цены на различные типы скинов меняются во времени.
Для определения общих тенденций рынка были выбраны наиболее популярные и ликвидные предметы, что позволило наглядно отразить различия в изменении цен на различные типы скинов. При этом скины стоимостью выше $1800 были исключены из анализа вследствие ограничения торговой площадки Steam. Полученные данные использовались для выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на изменения цен внутриигровых предметов.
Результаты
Рассмотрим сводный график цен (Рисунок 1).
Рисунок 1. Сводный график цен внутриигровых предметов Counter –Strike 2. AK –47 | Redline (Minimal Wear) – красный цвет, AWP | Asiimov (Field –Tested) – оранжевый цвет, M4A4 | Neo –Noir (Minimal Wear) – сиреневый цвет, M4A1 –S | Cyrex (Minimal Wear) – черный цвет
На графике заметна идентичная корреляция цен на предметы, но темпы изменения различны (темп изменения цены зависит от количества существующих на рынке предметов, от их популярности). В период с июня по декабрь 2022 года общий рынок (AK –47 и AWP) демонстрирует консолидацию, а M4A4 и M4A1 –S показывают значительные разнонаправленные колебания (45 –50%).
Такие колебания обусловлены изменениями баланса характеристик оружия в игре. В обновлении 16 июня 2022 у M4A1 –S было уменьшено количество патронов в магазине. Данные об изменениях в характеристиках оружия основаны на информации, представленной игровым сообществом на платформе CSGO.com [5], в ноябре 2022 года для M4A1 –S снижен модификатор дальности стрельбы [6]. Эти обновления негативно сказались на популярности, и, соответственно, стоимости скинов для M4A1 –S. Поскольку в рассматриваемый период M4A1 –S и M4A4 являлись взаимозаменяемыми (игрок мог выбрать только одну из винтовок), наблюдаемые разнонаправленные колебания цен на их скины объясняются перераспределением спроса среди пользователей.
Выделим и рассмотрим общие тенденции рынка Steam за период с декабря 2022 по декабрь 2024 года (Рисунок 2).
Рисунок 2. Общие тенденции рынка Steam (декабрь 2022 – декабрь 2024) [2], дополнено автором
1. Конец декабря 2022 – конец января 2023 характеризуется отсутствием значимых обновлений в CS, что стало одним из наиболее продолжительных периодов без изменений в истории игры (17.12.2022 – 26.01.2023). В результате число игроков, а вместе с ним и спрос на скины, не увеличивалось, что могло привести к снижению их стоимости.
2. Конец января – конец марта 2023. Наблюдается рост цен большинства скинов, что, вероятно, обусловлено тремя факторами:
A. После 40 –дневного перерыва разработчики выпускают первые обновления в 2023 году, что привлекает игроков и способствует увеличению спроса, а вместе с ним и цен на скины.
B. В начале февраля в игру добавляются кейс Revolution и капсула Espionage [7]. Подобные обновления с косметическими предметами выходят несколько раз в год и вызывают рост интереса игроков, что обычно сопровождается увеличением цен на рынке CS.
C. В соцсетях распространяются слухи о переносе игры на современную систему разработки Source 2 и возможном выходе новой версии. Так как к тому моменту CS:GO существовала более 10 лет, даже неподтверждённая информация вызвала значительный ажиотаж, что привело к росту спроса и, соответственно, цен на скины.
3. Конец марта– середина апреля 2023. В этот период наблюдается наиболее интенсивный рост рынка CS, достигающий ≈60–70%. Примечательно, что на графиках цен скинов фиксируется наивысший показатель ROC (rate of change) за всю историю CS. Несмотря на значительное удорожание скинов, количество игроков увеличилось лишь на ≈20%, что свидетельствует о значительно меньшем притоке пользователей по сравнению с ростом стоимости предметов.
Анализ динамики показывает, что резкий рост цен начался 22 марта 2023 года, когда разработчики официально анонсировали новую версию игры — CS2 [8], одновременно запустив ограниченное бета –тестирование. Было подтверждено сохранение скинов из CS:GO в CS2. Количество пользователей увеличилось до рекордных показателей.
4. Середина апреля – середина мая 2023. Снижение цен на все предметы. Основными причинами этого спада являются следующие факторы:
A. Новая версия игры не внесла кардинальных изменений, при этом оказалась сырой и содержала множество недоработок, что не оправдало ожидания пользователей. В результате интерес игроков снизился, а их количество уменьшилось пропорционально снижению цен на скины.
B. Инвесторы начали фиксировать прибыль, что привело к увеличению предложения на рынке.
C. Значительное влияние оказал психологический фактор: видя падение цен, всё большее число пользователей стремилось продать свои предметы, чтобы избежать убытков, тем самым усиливая нисходящий тренд.
5. Середина мая– середина июня 2023. На рынке наблюдается коррекция и замедление снижения цен. Это связано с проведением серии киберспортивных турниров BLAST.tv Paris Major 2023 [9] — дата начала коррекции совпала с датой открытия соревнований (8 мая 2023 года).
Дополнительным фактором стабилизации рынка мог стать второй этап закрытого бета –тестирования CS2, в рамках которого доступ к игре получили большее число пользователей.
6. Середина июня– середина июля 2023. Снижение стоимости скинов продолжается, что связано с летними скидками в Steam. Во время акций пользователи массово продают скины для покупки игр, что приводит к быстрому снижению цен на скины, а после окончания распродаж — к восстановлению их стоимости [10]. Такие мероприятия являются регулярными, и многие пользователи заранее готовятся к ним, что способствует снижению цен на скины ещё до их начала. Следует отметить, что в Steam проходят различные скидочные акции, однако наибольшее влияние на рынок оказывают летняя и зимняя распродажи, вызывающие самые значительные колебания цен.
Кроме того, снижение активности на рынке в летний период также связано с тем, что многие игроки и часть сотрудников компании –разработчика CS уходят в отпуск. Этот вывод основан на анализе графиков количества игроков, на которых минимальные значения наблюдаются именно в июне и июле [1].
7. Июль– август 2023. В июле наблюдается смена тренда, и цены начинают расти до конца августа. Основной причиной изменения тренда, вероятно, является завершение летней распродажи игр Steam. Дополнительным фактором роста мог стать киберспортивный турнир BLAST Premier: Fall Groups 2023 [11] (13.07.2023 – 23.07.2023).
1 сентября 2023 года начинается открытое бета –тестирование, в рамках которого большинство игроков получает доступ к новой версии игры. Это событие приводит к кратковременному, но быстрому росту цен на скины.
8. 27 сентября 2023 года состоялся официальный выпуск CS2 [12]. Новая версия была воспринята пользователями негативно из –за большого количества недоработок и ошибок в игре. Ожидания игроков не оправдались, в результате чего цены большинства скинов в период с 1 сентября по 15 ноября снизились до уровней, наблюдавшихся до анонсирования новой версии игры.
В конце октября и в конце ноября на рынке наблюдаются небольшие коррекции, причиной которых стали крупные обновления, направленные на исправление недоработок игры.
9. 16 ноября 2023. Скины достигают минимальных значений цен с момента анонсирования CS2. После продолжительного падения рынка тренд меняется. Точкой разворота стало очередное крупное обновление игры, направленное на исправление недоработок. Также рост цен был ускорен коррекцией рынка после осенней распродажи. Цены продолжают расти до начала декабря.
10. Декабрь 2023 – конец января 2024. В этот период наблюдается снижение цен, поскольку в игре не происходят значимые обновления. Также на рынок оказала влияние зимняя распродажа (21.12.2023 – 04.01.2024), что видно на графике в виде падения цен с последующей коррекцией.
19 января 2024 года вышла новая игра Palworld [13], которая кратковременно привлекла значительную часть аудитории CS2. Количество игроков Palworld превысило рекордное количество игроков в CS за всё время [1].
11. 07.02.2024– 29.02.2024. Начало роста цен совпало с датой добавления в игру нового кейса со скинами [14]. Стоит отметить, что предыдущий кейс был добавлен в игру в феврале 2023 года, несмотря на то что до этого разработчики выпускали как минимум два кейса в год. Это событие стало основной причиной резкого роста цен.
Кроме того, на рынок повлияло крупное киберспортивное соревнование Intel Extreme Masters Katowice 2024 (31.01.2024 – 11.02.2024) [15]. Регулярные обновления игры также поддерживали рост цен.
12. Март – середина мая 2024. После резкого повышения цен последовал небольшой откат, однако он оказался недолгим, так как начался ещё один крупный киберспортивный турнир PGL CS2 Major Copenhagen 2024 (17.03.2024 – 31.03.2024) [16].
До середины мая наблюдается скачкообразное повышение цен, что, вероятно, связано с задержкой выпуска стикеров турнира, добавлением скидок на стикеры, а также с крупным обновлением 26 апреля 2024 года [17].
14.05.2024 на общем графике цен наблюдается резкий скачок цен, в то время как на остальных графиках его нет. Это связано с изменением методологии расчёта индексов цен на скины на используемом для анализа рынка сайте [3].
13. Конец мая – конец июля 2024. Наблюдается коррекция цен, основной причиной которой является отток игроков, характерный для летнего периода. Дополнительно на цены влияет длительное отсутствие крупных обновлений, а также летняя распродажа Steam.
14. С конца июля до начала октября 2024 не произошло значимых событий, оказавших влияние на рынок CS2. В этот период выходили регулярные обновления игры, преимущественно направленные на исправление ошибок и недоработок, что привело к равномерному и медленному росту цен.
15. Начало октября– декабрь 2024. 03.10.2024 выходит крупное обновление с добавлением значительного количества новой атрибутики для CS2 — "Арсенал" [18]. Однако, несмотря на это, цены на предметы не увеличились. Причиной этого стало ожидание игроками операции (крупного обновления, включающего не только новые скины, но и большое количество нового контента), в то время как они получили лишь новые предметы. Также после выхода обновления игроки выражали недовольство по поводу снижения производительности игры и отсутствия блокировок для пользователей стороннего ПО, дающего преимущество в игре.
Для определения степени влияния описанных событий на цены будем использовать показатель, определяющий скорость роста цен, рассчитываемый по формуле: (Δц)/период, где Δц – изменение цены в процентах, период – количество дней.
С помощью таблицы Excel будет определено влияние различных факторов на цены предметов Steam. Для этого отсортируем колонку со значениями модулей скорости изменения цен в порядке убывания, что позволит определить степень влияния различных факторов на рынок внутриигровых предметов Counter –Strike 2 (Рисунок 3).
Рисунок 3. Итоги исследования. Степень влияния различных факторов на цены предметов
Вывод
Анализ динамики цен внутриигровых предметов Counter –Strike 2 на торговой площадке Steam показал, что стоимость скинов подвержена значительным колебаниям, обусловленным совокупностью факторов. Наиболее сильное влияние на рынок оказывают крупные внутриигровые обновления, киберспортивные события, сезонные тренды и инвестиционные ожидания пользователей.
Наибольшие изменения цен наблюдаются в периоды анонсов и выпуска глобальных обновлений, таких как переход на CS2, добавление новых кейсов и стикеров, а также значительных балансовых корректировок оружия. Краткосрочные скачки цен также коррелируют с крупными киберспортивными турнирами.
Сезонные колебания обусловлены распродажами Steam и изменением активности игроков, что особенно заметно в летний период. Инвестиционная составляющая рынка выражается в том, что ожидания пользователей могут провоцировать рост цен даже при отсутствии реальных изменений в игре, как это наблюдалось в преддверии выхода CS2.
Таким образом, рынок внутриигровых предметов CS демонстрирует высокую чувствительность к информационному фону, а динамика цен во многом определяется спекулятивной активностью пользователей.
