Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Попова Е.Д. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 10(319). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/319/159958 (дата обращения: 12.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Попова Елизавета Дмитриевна
студент, Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет, РФ, г. Борисоглебск

 

Аннотация. В статье раскрываются вопросы, связанные с управлением инновационной деятельностью педагогов. Показано, что управление инновационной деятельностью педагога позволят обеспечить повышение их профессионального мастерства и уровня сформированности профессиональных компетенций. Обоснованы принципы и компоненты модели управления инновационными процессами в образовании.

 

Ключевые слова: инновационная деятельность; педагог; управление инновационными процессами.

 

Происходящие в России на современном этапе глобальные изменения во всех сферах социальной жизнедеятельности напрямую затрагивают сферу образования, задают новые тренды его развития. Решение обозначенных государством и правительством задач, обозначенныхв Концепции развития системы образования до 2030 года и Федеральной целевой программе развития образования на период до 2030 года, невозможно без введения различного рода инноваций в образовательный процесс. Это актуализирует проблему управления инновационными процессами в образовательной организации.

Управление инновационной деятельностью педагога позволят обеспечить повышение их профессионального мастерства и уровня сформированности профессиональных компетенций, что в итоге будет способствовать повышению качества образования.

Изучению различных аспектов, связанных с управлением инновационными процессами управления инновационными процессами в образовательной организации, посвящены работы В. П. Баранчеева, Г. А. Бордовского, В. В. Журавлёва, В. П. Кваша, А. Н. Майорова, Н. П. Масленниковой, В. М. Монахова, М. М. Поташника, С. Р. Худайбердиной и др.

Сущность управления инновационными процессами в образовательной организации заключается в создании условий, оптимизирующих педагогическую деятельность по введению существенных инноваций, позволяющих достигать более высоких результатов образования за счёт развития личностных и профессионально-значимых качеств и повышения уровня профессиональной компетентности педагога.

Согласно утверждению К. Ф. Габдрахмановой, «педагогическое управление инновационной деятельностью – это процесс научно обоснованного целенаправленного взаимодействия руководства школы и педагогов, основанного на принципах коммуникативности и демократии с целью внедрения новых технологий, которые являются средством осуществления коренных изменений в образовании» [1, c. 8].

В нашем исследовании под управлением инновационной деятельностью педагогов будем понимать принятие управленческих решений, обеспечивающих:

  • создание инновационной среды в образовательной организации;
  • повышение мотивации инновационной деятельности педагога;
  • обновление научно-методического содержания педагогической деятельности и повышения профессиональных компетенций педагога;
  • контроль и оценку инновационной деятельности педагога.

Управление инновационными процессами в образовательной организации осуществляется как с использованием общих методов, применяемых во всех сферах управленческой деятельности, так и специальных, применяемых в инновационном менеджменте. Заслуживает внимания точка зрения, изложенная И. Р. Лазаренко, Н. А. Матвеевой и С. В. Колесовой, согласно которой «для выбора эффективных средств и методов управления образовательной организацией необходимо отслеживать, на какой стадии развития находится инновационная образовательная среда и в каком направлении она меняется, учитывая, что в её развитии возможны и возвратные шаги на более низкие ступени организации» [3, c. 10]. Успешное управление инновационной деятельностью педагога может обеспечить специально разработанная и реализованная соответствующая модель. Основной целью предлагаемой модели является повышение качества образовательного процесса, активизация и поддержка на управленческом уровне инновационной деятельности педагога. Модель управления инновационной деятельностью педагога базируется на следующих общих принципах.

Принцип гуманистической направленности призван обеспечить осознание педагогом себя субъектом управления, повышение его социального статуса.

Принцип целенаправленности, последовательности и систематичности (Т. И. Ильина, А. Т. Куракин, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников и др.) обусловливает направленность, логику и последовательность действий в процессе управления инновационной деятельностью педагога в образовательной организации. Реализация принципа сотрудничества призвана обеспечить эмоциональную и психологическую комфортность педагога за счёт укрепления доверия, опоры на самоуправление в педагогическом коллективе, создание ситуаций, стимулирующих инновационную деятельность.

Принцип индивидуализации и саморазвития обеспечивает сохранение педагогом своей индивидуальности и индивидуального стиля деятельности, развитие творческого подхода к профессиональной деятельности при освоении различных инноваций.

Построение проекта модели управления инновационной деятельностью педагога осуществлялось на основе системного, ресурсного и рефлексивного подходов. Системный подход, раскрытый в работах В. И. Байденко, М. Г. Рогова, В. П. Сухова и других учёных обеспечил рассмотрение модели управления инновационной деятельностью педагога как целостной совокупности составляющих её элементов. Целесообразность использования ресурсного подхода (Т. М. Давыденко, Л. П. Илларионова, В. М. Лизинский, М. А. Холодная, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др.) обусловлена необходимостью ориентации потенциала и ресурсов образовательной организации на конечный результат – достижение высоких результатов в профессиональной деятельности и развитие профессиональной компетентности.

Выбор рефлексивного подхода (Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) связан с необходимостью обеспечения осмысления каждым субъектом управления смысла осуществляемой деятельности на основе инициирования и интенсификации их интеллектуальной, личностной, коммуникативной и кооперативной рефлексии.

Модель управления инновационными процессами в образовательной организации мы представляем совокупностью трёх компонентов:

  • мотивационно-стимулирующий компонент;
  • организационно-деятельностный компонент;
  • компетентностно-развивающий компонент.

Мотивационно-стимулирующий компонент характеризует нормы-образцы инновационной деятельности, формы контроля, оценки и поощрения инновационной деятельности, определяемые содержанием нормативных документов по аттестации педагогических работников. Качество мотивацнонно-стимулирующего компонента характеризуется позитивным отношением педагогов к аттестационным процедурам, необходимости обновления содержания своей деятельности новыми подходами и инновациями.

Организационно-деятельностный компонент связан с организацией научно-методической работы, расширением возможностей профессионально-личностного общения учителей (Н. В. Немова, М. М. Поташник, А. П. Ситник). Субъектами являются профессиональные объединения педагогов, творческие объединения субъектов образовательного процесса. Данный компонент модели определён следующими направлениями деятельности администрации образовательной организации по управлению инновационной деятельностью педагогов:

  • содействие учителю в повышении уровня его профессиональной компетентности;
  • организация обмена передовым опытом;
  • создание в образовательной организации инновационной среды, обеспечивающей генерацию и реализацию новых педагогических идей, технологий, проектов.

Перспективным направлением дальнейших исследований может стать изучение педагогических условий реализации предлагаемой модели управления инновационными процессами в образовательной организации. Таким образом, управление инновационной деятельностью педагогов выступает важным фактором повышения качества образования. Предлагаемая модель управления инновационными процессами в образовательной организации, представленная тремя охарактеризованными выше компонентами, позволит провести более глубокий в содержательном и динамическом аспектах анализ данного процесса и представить его наиболее эффективный эталон.

 

Список литературы:
1. Габдрахманова, К. Ф. Педагогическое управление инновационной деятельностью в средней школе: 13.00.01 : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / К. Ф. Габдрахманова. – Сургут, 2006. – 218 с.
2. Инновационная образовательная среда учреждений среднего общего образования / И. Р. Лазаренко [и др.] ; под ред. Н. А. Матвеевой. – Барнаул :АлтГПУ, 2022 – 24 с.
3. Лаздина, Т. И. Мотивационное управление инновационной деятельностью учитателей в общеобразовательной школе : 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Т. И. Лаздина. – Омск, 2003. – 25 с.
4. Попова Елизавета Дмитриевна, магистрант 2 курса Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», г. Борисоглебск