Правовое регулирование интеллектуальной собственности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Правовое регулирование интеллектуальной собственности
В процессе развития современной науки важную роль играет изучение особенностей правового регулирования рынка объектов интеллектуальной собственности, в результате проведения аналитической работы. Все объекты в зависимости от конкретного применения представляют собой получения итога интеллектуальной деятельности, в развитых странах уже давно становятся значительную частью современного рынка, а организации, их использующие активными участниками процесса правового регулирования.
Организация имеет права получить созданные объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в тех случаях, когда [6, c. 113]:
· Все результаты интеллектуальной деятельности (РИД) были созданы в процессе сотрудничества по государственным контрактам и иным договорам, позволяющим выполнять научно-исследовательские изыскания и опытно-конструкторские разработки, приложений на передачу результатов в научно-технической сфере (если подобное не вступает в противоречие с подобными условиями);
· Объекты интеллектуальной деятельности были созданы сотрудниками самой организации в процессе развития правовых отношений или при выполнении служебного задания (на основании некоторых документов: трудовых и гражданско-правовых договоров, ряда должностных инструкций и т.д.).
Немаловажным аспектом становится правовая охрана и учет, по осуществлению эффективного правового регулирования и защиты объектов интеллектуальной собственности, созданных в организации. Немаловажным аспектом становятся варианты по защите ОИС как на стадии создания, так и использования в коммерческих целях (необходимая государственная регистрация, патентование и введение режима охраны коммерческой тайны).
В качестве основополагающего вклада по правовому регулированию на основании договора и распространения соответствующих лицензий, созданный ОИС проходит через несколько этапов:
· учет в первичной форме;
· определенная оценка возможного получения прибыли в будущем;
· режим правовой охраны, установленный руководством организации,
· организация правового регулирования.
Первоначальный учет осуществляется при непосредственном условии закрепления создания результатов интеллектуальной деятельности в документальном формате, путем подписания соответствующего акта и внесения информации в специальный реестр организации. В подобном акте необходимо указать название объекта интеллектуальной собственности, его описание, а также соответствующий отдел в организации, в котором он обрел результативную форму. Непосредственно сам акт направляется на подпись руководителю конкретного отдела, в котором создается ОИС, и содержит список авторов его создателей. Также акт может подписываться и заместителем директора организации. [4, c. 8]
Следующим этапом можно назвать предварительную оценку возможности правовой защиты ОИС. Ее проведение, в значительной степени, становится важной составляющей с точки зрения дальнейшего проведения, аудита и судебной защиты прав на его использования.
На основе оценки в предварительном плане, руководство организации ставит вопрос о введении дальнейшего режима его правовой защиты, путем издания конкретного приказа на этот счет. В случае, если не организовывать соответствующую правовую защиту для объектов интеллектуальной собственности, организация, их создавшая рискует потерять, они банально могут быть украдены и использованы другой организацией или человеком.
В соответствии с п.1 ст. 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и организаций, которые должны получать правовую защиту, относятся [1]:
1) исполнения;
2) произведения науки, литературы и искусства;
3)фонограммы;
4) базы данных;
5) программы для ЭВМ;
6) промышленные образцы;
7) изобретения;
8) эфирного или кабельного вещание организаций;
9) селекционные достижения;
10) полезные модели;
11) секреты производства (ноу-хау);
12)топологии интегральных микросхем;
13) товарные знаки и знаки обслуживания;
14) коммерческие обозначения;
15) фирменные наименования;
16) наименования мест происхождения товаров.
При этом, в виде государственной регистрации и патентования осуществляется правовая защита и регулирование следующих объектов интеллектуальной деятельности: изобретения (устройства, вещества, уникальные методики и т.д.), полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), авторские права на произведения.
Необходимо знать, что решение о патентовании объекта интеллектуальной собственности необходимо обосновать, иначе получение самого патента и некоторый процесс его пролонгации являются достаточно недешевыми процедурами. Само получение патента занимает, как правило, достаточно продолжительный временной промежуток (например, получение патента на изобретение занимает более 1 года).
В соответствии со ст. 1232 ГК РФ в случае, если существует необходимость подвергнуть результаты интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации государственной регистрации, отчуждение такого права на результат или на определенное средство по договору, залог подобного права и предоставление в пользование конкретного результата или средства по договору, а равно как и переход исключительного права на непосредственный результат или на средство без договора, в одинаковой степени подлежат государственной регистрации, а порядок и ее условия определяются Правительством РФ. [1]
Достаточно серьезное значение имеют меры охраны ОИС при помощи введения режима коммерческой тайны. Так в п 1 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. No 98-ФЗ «О коммерческой тайне» предусматриваются конкретные меры, которые: [2]
1) определяют полный перечень необходимой информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничивают доступ к такой информации, составляющей коммерческую тайну, с помощью регламентации порядка по обращению и контролю за соблюдением такого рода информации;
3) ведут учет тех лиц, которые получили доступ к подобной информации, имеющей коммерческую тайну, и лиц, коим такая информация была предоставлена;
4) ограничивают распространение материальных носителей, которые содержат информацию, имеющую коммерческую тайну, при наличии грифа "Коммерческая тайна" с полным указанием непосредственного ее обладателя;
5) регулируют правовые отношения между сотрудниками по использованию информации, которая составляет коммерческую тайну, на основании трудовых договоров.
В тех случаях, если происходит несоблюдение мер по правовой защите информационной конфиденциальности, эффективность правового регулирования ОИС в значительной степени снижается.
Для эффективного правового регулирования ОИС в организации разрабатываются определенные нормативно-правовые базы, которые регулируют правовые взаимоотношения по вопросам объектов интеллектуальной собственности и системы управления их деятельности и использованию. Создание такой системы становится одной из первостепенных задач для современной организации.
К примеру, общий состав авторов служебных ОИС, не отражается в нормативно-правовой базе многих организаций, при этом также не находят решение вопросы по порядку расчетов и выплат конкретных денежных компенсаций и вознаграждений за создание ОИС.
В организациях обязаны существовать соответствующие структурные подразделения, которые возьмут на себя ведение, эффективный учет, патентование и регистрацию ОИС. Появилась необходимость в принятии и разработке ряда документов по данному вопросу: нормативно-правовые акты, который стимулирует работников создавать объекты интеллектуальной деятельности; акты, отражающие динамику и процесс работы с созданными объектом интеллектуальной собственности; целый блок актов, регламентирующих правовую защиту и регулирование коммерческой тайны; ряда документов, которые бы защищали организацию от небрежного раскрытия конфиденциальной информации своим сотрудниками, не имеющим право доступа. [5]
Считается, что разработка локальной нормативно-правовой базы по правовому регулированию объектов интеллектуальной собственности представляется особенно важной, ведь сотрудники организации, имеющие некоторый доступ к созданным объектам интеллектуальной собственности, не всегда могут адекватно оценивать ответственность за нарушение законодательства по данному вопросу. Серьезной задачей подобной локальной нормативно-правовой базы становится правовое регулирование ОИС, в отношении которых существует режим коммерческой тайны.
В таком случае, для начала, считается важным заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с сотрудником, допущенным к секретной информации; включение соответствующего раздела по обязательствам сохранения конфиденциальности информации, к которой допускается сотрудник. В его должностную инструкцию необходимо внести соответствующий пункт, а также соблюдение множества иных правил по защите и правовому регулированию объектов интеллектуальной собственности.