ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Проблема правового воспитания и правосознания остро ощущается в современном обществе. Об этом можно судить исходя из статистики правонарушений. Так, согласно результатам прокурорской деятельности Кировской области России за 2024 год выявлено 49012 нарушений в сфере соблюдения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, что на 0,3% больше, чем в 2023 году.[2] Это свидетельствует о том, что проблема является достаточно актуальной. Повышение уровня правосознания и укрепление нравственных и духовных ценностей граждан, а в первую очередь молодежи, одна из главных задач государства.
Что же из себя представляют духовно-нравственные ценности и какое влияние они оказывают на подрастающее поколение и его воспитание? Фундамент их формирования в России был заложен еще в древности и продолжает развиваться и укрепляться по сей день. По определению духовно-нравственные ценности – это идеи, принципы, нравственные чувства, позиция и поведение человека которые формируются с помощью моральных норм, религиозных убеждений, культурных традиций и философских убеждений.
Исходя из Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:
- жизнь, достоинство, права и свободы человека;
- патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
- высокие нравственные идеалы;
- крепкая семья, созидательный труд;
- приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
- коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
- историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России. [1]
В условиях динамично развивающейся цифровизации государства появилось множество факторов, влияющих на изменение мировоззрения молодежи. К таким факторам можно, например, отнести: широкое распространение контента ненадлежащего характера, находящегося в широком доступе в сети Интернет, короткие ролики, привычка к просмотру которых влияет на сложность восприятия большого количества информации в дальнейшем. Можно и дальше перечислять пагубные «удобства» и «развлечения» молодого поколения, но для примера вполне достаточно.
С сожалением мы констатируем тот факт, что последние более чем 30 лет в нашем государстве не уделялось достаточного внимания тем процессам, которые были связаны с формированием безопасной информационной среды. Более того, отсутствие должного контроля со стороны государства за потоками информации привело к тому, что сформировалось несколько поколений людей, дезориентированных в культуре, в традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Наблюдается тотальная замена традиционных ценностей псевдоценностями, признание людьми отклоняющегося поведения, нередко ведущего к самоуничтожению, новому пониманию нормы. В итоге молодое поколение не в состоянии критически оценивать те процессы, которые наблюдаются сегодня, не видит исторических аналогий, не может спрогнозировать возможные последствия тотального мирового господства "избранных" стран.[3]
Что же касается воспитания, то здесь можно отметить следующее: каждый человек с рождения берет пример с родителей, затем с окружающего его общества. Так формируются ценностные ориентиры, моральные принципы и нравственное сознание, все, что окружает маленького человека, влияет на развитие его личности.
Формированием духовно-нравственных ценностей и правосознания следует заниматься с раннего возраста, прививая ребенку качества и ценности, которые в дальнейшем повлияют на его идеи, принципы, жизненную позицию и поведение.
Что касается правосознания, то здесь можно сказать, что оно естественным образом тесно связано с нашим духовно-нравственным воспитанием. По сути, путь к первому познанию лежит через второй. Следует отметить, что в формировании правовой культуры огромное место отводится сфере образования. Наука о праве, правопорядке и его охране должна включаться в систему образования начиная со школы.
Государство также оказывает значительное влияние. Общеизвестно, что базовым механизмом правового регулирования является государственная правовая политика. Примечательно, что в отличие от правовых норм объектом политики выступают не общественные отношения, регулируемые правом, а определение курса развития их правового регулирования, т.е. само право. [4]
Каковы же проблемы воспитания и развития правосознания? Помимо цифровизации, влияния общества и семьи на развитие личности, следует отметить такую проблему, как система обучения. В учебной программе следует больше внимания уделять таким предметам, как история, литература и право, поскольку именно эти предметы как раз и отвечают за укрепление духовных, нравственных ценностей и уровень правосознания.
Следующей проблемой выступает глобализация и влияние западной культуры, которые сильно размывают традиционные ценности, что в конечном счете может привести к формированию у молодежи потребительского подхода к жизни. Важным становятся материальные блага, а не нравственные ориентиры, наблюдается кризис авторитетов: кумиры и лидеры мнений не всегда представляют положительные примеры.
Следует отметить, что социальные и экономические проблемы также играют немаловажную роль. Безработица и криминогенная напряженность влияют на психологическое состояние молодежи, что впоследствии может привести к снижению уровня восприятия духовно-нравственных ценностей.
Для решения сложившихся проблем, в первую очередь нужно разработать программу духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях. Укреплять семейные ценности и формировать положительную социальную среду, как факторы, влияющие на формирование личности, а для развития социальной ответственности и правосознания необходимо привлекать молодежь к участию в общественных и добровольческих инициативах.
Таким образом, только внимательный анализ и комплексные меры помогут сформировать гармоничную личность, повысить уровень правосознания и укрепит духовно-нравственные ценности среди молодого поколения.
