Статья:

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Морозова Л.Е. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 12(321). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/321/171106 (дата обращения: 09.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Морозова Лада Евгеньевна
студент, ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Рокотянская Анна Анатольевна
научный руководитель, преподаватель, ФГБОУ ВО Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Проблема правового воспитания и правосознания остро ощущается в современном обществе. Об этом можно судить исходя из статистики правонарушений. Так, согласно результатам прокурорской деятельности Кировской области России за 2024 год выявлено 49012 нарушений в сфере соблюдения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, что на 0,3% больше, чем в 2023 году.[2] Это свидетельствует о том, что проблема является достаточно актуальной. Повышение уровня правосознания и укрепление нравственных и духовных ценностей граждан, а в первую очередь молодежи, одна из главных задач государства.

Что же из себя представляют духовно-нравственные ценности и какое влияние они оказывают на подрастающее поколение и его воспитание? Фундамент их формирования в России был заложен еще в древности и продолжает развиваться и укрепляться по сей день. По определению духовно-нравственные ценности – это идеи, принципы, нравственные чувства, позиция и поведение человека которые формируются с помощью моральных норм, религиозных убеждений, культурных традиций и философских убеждений.

Исходя из Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:

  • жизнь, достоинство, права и свободы человека;
  • патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
  • высокие нравственные идеалы;
  • крепкая семья, созидательный труд;
  • приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
  • коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
  • историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России. [1]

В условиях динамично развивающейся цифровизации государства появилось множество факторов, влияющих на изменение мировоззрения молодежи. К таким факторам можно, например, отнести: широкое распространение контента ненадлежащего характера, находящегося в широком доступе в сети Интернет, короткие ролики, привычка к просмотру которых влияет на сложность восприятия большого количества информации в дальнейшем. Можно и дальше перечислять пагубные «удобства» и «развлечения» молодого поколения, но для примера вполне достаточно.

С сожалением мы констатируем тот факт, что последние более чем 30 лет в нашем государстве не уделялось достаточного внимания тем процессам, которые были связаны с формированием безопасной информационной среды. Более того, отсутствие должного контроля со стороны государства за потоками информации привело к тому, что сформировалось несколько поколений людей, дезориентированных в культуре, в традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Наблюдается тотальная замена традиционных ценностей псевдоценностями, признание людьми отклоняющегося поведения, нередко ведущего к самоуничтожению, новому пониманию нормы. В итоге молодое поколение не в состоянии критически оценивать те процессы, которые наблюдаются сегодня, не видит исторических аналогий, не может спрогнозировать возможные последствия тотального мирового господства "избранных" стран.[3]

Что же касается воспитания, то здесь можно отметить следующее: каждый человек с рождения берет пример с родителей, затем с окружающего его общества. Так формируются ценностные ориентиры, моральные принципы и нравственное сознание, все, что окружает маленького человека, влияет на развитие его личности.

Формированием духовно-нравственных ценностей и правосознания следует заниматься с раннего возраста, прививая ребенку качества и ценности, которые в дальнейшем повлияют на его идеи, принципы, жизненную позицию и поведение.

Что касается правосознания, то здесь можно сказать, что оно естественным образом тесно связано с нашим духовно-нравственным воспитанием. По сути, путь к первому познанию лежит через второй. Следует отметить, что в формировании правовой культуры огромное место отводится сфере образования. Наука о праве, правопорядке и его охране должна включаться в систему образования начиная со школы.

Государство также оказывает значительное влияние. Общеизвестно, что базовым механизмом правового регулирования является государственная правовая политика. Примечательно, что в отличие от правовых норм объектом политики выступают не общественные отношения, регулируемые правом, а определение курса развития их правового регулирования, т.е. само право. [4]

Каковы же проблемы воспитания и развития правосознания? Помимо цифровизации, влияния общества и семьи на развитие личности, следует отметить такую проблему, как система обучения. В учебной программе следует больше внимания уделять таким предметам, как история, литература и право, поскольку именно эти предметы как раз и отвечают за укрепление духовных, нравственных ценностей и уровень правосознания.

Следующей проблемой выступает глобализация и влияние западной культуры, которые сильно размывают традиционные ценности, что в конечном счете может привести к формированию у молодежи потребительского подхода к жизни. Важным становятся материальные блага, а не нравственные ориентиры, наблюдается кризис авторитетов: кумиры и лидеры мнений не всегда представляют положительные примеры.

Следует отметить, что социальные и экономические проблемы также играют немаловажную роль. Безработица и криминогенная напряженность влияют на психологическое состояние молодежи, что впоследствии может привести к снижению уровня восприятия духовно-нравственных ценностей.

Для решения сложившихся проблем, в первую очередь нужно разработать программу духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях. Укреплять семейные ценности и формировать положительную социальную среду, как факторы, влияющие на формирование личности, а для развития социальной ответственности и правосознания необходимо привлекать молодежь к участию в общественных и добровольческих инициативах.

Таким образом, только внимательный анализ и комплексные меры помогут сформировать гармоничную личность, повысить уровень правосознания и укрепит духовно-нравственные ценности среди молодого поколения.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. - Режим доступа: по подписке. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения 22.03.2025)
2. Результаты деятельности органов прокуратуры РФ // Официальный сайт Прокуратуры Кировской области. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_43/activity/statistics/office/result?item=100544535 (дата обращения 22.03.2025)
3. Алексеева М.В., Подройкина И.А. Правовой аспект формирования безопасной информационной среды, способствующей распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Правовой порядок и правовые ценности. 2023;1(2):24-33. URL: https://doi.org/10.23947/2949-1843-2023-1-2-24-33 (дата обращения 25.03.2025)
4. Алексеева М.В., Шумилина А.Б., Филимонова Е.А. Государственно-правовое регулирование вопросов по сохранению и укреплению российских традиционных духовно-нравственных ценностей // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 12 (151). С.55-59 URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49810996)https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49810996 (дата обращения 25.03.2025)