ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОТОБРАЖАЮЩИЕСЯ В СЛЕДАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОТОБРАЖАЮЩИЕСЯ В СЛЕДАХ
Транспортная трасология изучает закономерности отображения в следах транспортных средств (далее – ТС) необходимой информации о случившемся дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП), а также о его участниках, о способах обнаружения, фиксации, процессе исследования отображающейся в них информации.
Вопрос о том, как идентификационные признаки транспортных средств могут быть обнаружены в следах, является актуальным в современном мире, где безопасность и правопорядок имеют первостепенное значение. Следы, оставляемые транспортным средством, могут рассказать много о том, что произошло на месте происшествия, и помочь в установлении виновных.
В криминалистике зачастую основное внимание уделяют изучению следов автомобилей, которые представляют собой наиболее распространенное транспортное средство. Многие данные, которые касаются условий формирования и исследования следов автомобилей, относятся и к другим транспортным средствам, таким как: мотоцикл, велосипед, трактор, повозки.
В следах именно колес транспортного средства нужно различать признаки собственно колеса, а также признаки характеризующие базу и остальные особенности транспортного средства в целом. Но, конечно, идентификации колеса недостаточно для точного тождества автомобиля.
Идентификационная задача подразумевает под собой отождествление конкретного транспортного средства по его следам.
Следообразующими и следовоспринимающими деталями или частью транспортного средства могут являться наружные элементы автомобиля, чаще всего это вступающие в контакт с другими объектами: бамперы, фары, подфарники, задние фонари, сигналы поворотов, лобовые стекла, облицовка радиатора, буксирные крюки, кронштейны, зеркала заднего вида, подножки, ручки дверей, а также крылья, кузов автомобиля, капот, выступающие головки болтов, гаек, винтов, шплинты.
Идентификационные признаки транспортных средств – это колея передних и задних колес, база, количество колес, модель шины. База – это расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей различают, кроме того, базу тележки – расстояние между средней и задней осями; общая база определяется как расстояние между передней осью и задней геометрической осью (геометрическая ось – это линия, проходящая через середину базы тележки). Для определения базы используются следы, образованные колесами на месте стоянки транспортного средства (например, проталины в снегу, углубления в грунте, осыпавшиеся с колес на асфальт частицы грязи) или при развороте с применением заднего хода.
Идентификационные признаки транспортных средств — это уникальные характеристики, которые позволяют определить конкретное транспортное средство, к таким признакам, также, относятся номерные знаки, маркировка шин и различные повреждения, особенности конструкции транспортного средства.
Следы материалов и веществ, частицы лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКМ и ЛКП), отслоившиеся от ТС в результате наезда (столкновения), могут быть обнаружены на различных следовоспринимающих объектах (объекты-носители, предметы-носители) – одежда и обувь пострадавших, других ТС, дорожном покрытии, ограждениях и др [1, с. 40].
Следы горюче-смазочных материалов (автомобильное масло, смазки, бензин, дизельное топливо, тормозные жидкости и т.п.) ТС без сомнений могут остаться на месте ДТП, очень часто они встречаются на месте происшествия и играют немало важную роль в процессе идентификации транспортного средства и воспроизведении событий самого дорожно-транспортного происшествия.
Зачастую при ДТП имеет место повреждение остекления транспортного средства, поэтому на месте могут оставаться части лобового стекла или же наружных стекал транспорта. Чаще всего это может быть сталинит или триплекс. Но и про фарный рассеиватель не стоит забывать, он тоже является стеклянной частью транспорта.
Эти признаки могут быть зафиксированы в следах, оставляемых автомобилем на дороге или в других местах. Я считаю, что анализ следов, оставленных транспортными средствами, является важным инструментом в расследовании преступлений и дорожно-транспортных происшествий.
В практике криминалистики встречаются случаи, определяющие значимость идентификационных признаков транспортных средств. Приведем тактичный например, в одном из дел, связанных с дорожно-транспортным происшествием, следователи обнаружили следы шин, которые оставили автомобиль на месте аварии. Эти следы были тщательно исследованы, и эксперты смогли определить марку и модель автомобиля, а также его цвет. Это, в свою очередь, позволило сузить круг подозреваемых и в конечном итоге установить виновного. Анализ следов шин показал, что они имели уникальный рисунок протектора, который был характерен только для определенной марки и модели. Это подтверждает мой тезис о том, что идентификационные признаки транспортных средств, отображающиеся в следах, могут быть решающими в установлении фактов происшествия.
Особую значимую роль при идентификации ТС играют маркировки частей транспортного средства, маркирование деталей позволяет точно установить ТС, принявшее участие в дорожно-транспортном происшествии, также маркирование деталей ТС дает возможность для установки его вида и модели [2, с. 423].
Таким образом, идентификационные признаки транспортных средств, отображающиеся в следах, играют важную роль в расследовании преступлений и обеспечении безопасности на дорогах. Они помогают не только в установлении виновных, но и в предотвращении повторных правонарушений. Важно продолжать развивать методы анализа следов, чтобы сделать процесс расследования еще более эффективным.
