ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ
В ходе обучения грамоте ребенок выходит на новый уровень, формирования фонематических процессов – как процессов восприятия звуков в качестве элементов языка. Фонематические процессы являются одним из важных компонентов формирующейся речи ребенка.
Таблица 1.
Фонематические процессы
Фонематическое внимание |
Фонематический слух |
Фонематическое восприятие |
Фонематический анализ |
Фонематический синтез |
Сосредоточение активности на фонематической составляющей речи. |
Совокупность процессов, обеспечивающих идентификацию речевого звука с фонемой как с элементом языка. |
Совокупность процессов, обеспечивающих способность определять наличие или отсутствие определенных фонем в речевом потоке (звукосочетаниях) |
Совокупность процессов, обеспечивающих способность определять последовательность и количество звуков в звукокомплексах. |
Совокупность процессов, обеспечивающих способность во внутренней речи то есть «в уме» не произнося, создавать конструкции из фонем, менять их последовательность. |
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов [3, с. 125].
Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7 [4, с. 34].
Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно – зрительной памяти запомнить 5 – 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 –6 слов [5].
Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. В игре особенно ярко проявляется воображение ребенка, где он действует очень увлеченно.
Рисунок 1. Познавательные процессы
Существует несколько этапов формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией, такие как:
I этап. Решаются задачи развития памяти, слухового внимания и фонематического восприятия, а также устранения недостаточности развития речевой моторики. Для этого проводятся подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
II этап. Развивается правильное звукопроизношение. Устранение искажённого произношения звуков в речи, изолированное произношение и введение поставленных звуков в собственную речь, формирование навыков различения в произношении звуков, одинаковых по звучанию или по артикуляции фонем.
Работа по формированию фонематического слуха при дислалии строится с учётом возраста ребёнка, формы нарушения и индивидуальных особенностей ребёнка. Дидактические игры играют важную роль в формировании фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с функциональной дислалией, они объединяют игру и обучение, тем самым делая процесс более эффективным и интересным.
Важно разговаривать с ребенком и установить контакт перед игрой, чтобы ребенок был заинтересован.
Некоторые примеры субтеста:
1. «Коробка форм» (Игра направлена на восприятие степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.)
2. «Покажи и назови» (Игра направлена на общую осведомленность ребенка)
3. «Найди такую же картинку» (Игра направлена на выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.)
Т. А. Ткаченко разработала целую серию пособий по развитию фонематических процессов у дошкольников. Она говорила, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Методы и подходы к формированию фонематического слуха
Изучение звукового состава слова. Один из видов лингвистического анализа осуществляется через фонетический разбор. Он исследует соотношение между буквенным и звуковым составом слова, выявляя несоответствия между написанием и произношением.
Пример дидактической игры: «Найди предмет».
Цель: развивать умение последовательно выделять звуки в слове.
Ход игры: у каждого ребёнка карточка, на которой изображены различные предметы. Нужно выбрать картинку, название которой соответствует предложенной схеме.
Отработка опорных звуков. Работа над звуками, которые произносятся правильно, при том, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука.
Пример дидактической игры: «Услышишь — хлопни».
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры: взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребёнок с закрытыми глазам, услышав определённый звук, хлопает в ладоши.
Подготовка к звуковому анализу слова.
Пример дидактической игры: «Подбери картинку к звуку»
Цель: Выработка навыков звукового анализа слова.
Учить правильно выделять ударный гласный звук в начале слова с использованием опорных картинок.
Рисунок 2. «Подбери картинку к звуку»
Важно учитывать возраст ребенка, формы нарушения и индивидуальные особенности при формировании фонематического слуха.
