ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Для развития речи ребенка возраст трёх лет считается критическим. Если к этому времени он не овладел фразой, можно заподозрить у него общее недоразвитие речи (ОНР).
При этом нарушении дети начинают говорить позже срока, речь развивается медленно: формируется бедный словарь. В словах встречаются пропуски звуков, слогов и перестановки. У ребенка видны множественные дефекты произношения.
Эти дефекты сохраняются длительное время, если не корректировать их (несколько сглаживаясь с возрастом), это может отразиться на обучении в школе или не позволить ребенку обучаться в общеобразовательной школе.
Задачи:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- Формирование правильного произношения;
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- Развитие навыков связной речи.
Рисунок 1. Особенности предикативной лексики у детей с ОНР III уровня
Для правильного формирования речи у детей с ОНР III уровня обязательна коррекционно – логопедическая работа, она должна быть направлена на обогащение и активизацию глагольного словаря.
Таблица
Методы и приёмы коррекционной работы
Увеличение объёма словаря |
Закрепление и активизация словаря |
Игры для увеличения числа глаголов |
Акцентировать внимание на окружающем мире, его предметах и явлениях, рассматривать и обследовать предметы, наблюдать, читать художественные произведения, рассматривать изображения на фотографиях, картинках и т.д. |
Развитие смысловой стороны. Рассматривание игрушек, картин. Дидактические речевые игры и упражнения. |
|
Берлипо Е.П и Петренко В. Х. выпустили пособие «Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня»
Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь учителям – логопедам в организации речевых занятий, направленных на практическое усвоение лексических, грамматических средств языка и развития навыков связной речи.
Некоторые дидактические игры
1. Д/И «Запомни и повтори»
Цель: развивать слуховую память и внимание; активизировать предметный словарь по теме.
«Ты слова запоминай, по порядку называй». (4 слова из словаря по теме)
Рисунок 2. «Запомни и повтори»
2. Д/И «Перепутаница»
Цель: развивать внимание, мышление.
Наш художник – озорник,
Путать всё всегда привык,
А, вы, дети, не зевайте,
Путаницу разгадайте.
У ежа лисий хвост.
У лисы заячье ухо.
У медведя волчья лапа.
У белки ежовые иголки.
Рисунок 3. "Перепутаница"
Игры построены на знакомом материале. Данное пособие может быть использовано не только педагогами, но и родителями с целью формирования грамматически правильной связной речи и в дальнейшем успешного обучения в школе.
