Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Баклыкова Н.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 16(325). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/325/172241 (дата обращения: 24.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Баклыкова Наталья Николаевна
студент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Нижний Тагил
Петрова Светлана Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Нижний Тагил

 

Для развития речи ребенка возраст трёх лет считается критическим. Если к этому времени он не овладел фразой, можно заподозрить у него общее недоразвитие речи (ОНР).

При этом нарушении дети начинают говорить позже срока, речь развивается медленно: формируется бедный словарь. В словах встречаются пропуски звуков, слогов и перестановки. У ребенка видны множественные дефекты произношения.

Эти дефекты сохраняются длительное время, если не корректировать их (несколько сглаживаясь с возрастом), это может отразиться на обучении в школе или не позволить ребенку обучаться в общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  2. Формирование правильного произношения;
  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  4. Развитие навыков связной речи.

 

Рисунок 1. Особенности предикативной лексики у детей с ОНР III уровня

 

Для правильного формирования речи у детей с ОНР III уровня обязательна коррекционно – логопедическая работа, она должна быть направлена на обогащение и активизацию глагольного словаря.

Таблица

Методы и приёмы коррекционной работы

Увеличение объёма словаря

Закрепление и активизация словаря

Игры для увеличения числа глаголов

Акцентировать внимание на окружающем мире, его предметах и явлениях, рассматривать и обследовать предметы, наблюдать, читать художественные произведения, рассматривать изображения на фотографиях, картинках и т.д. 

Развитие смысловой стороны. Рассматривание игрушек, картин. Дидактические речевые игры и упражнения. 

  1. «Кто голос подаёт?». Детям предлагают послушать звуковой фрагмент и определить, кто издает звуки (собака лает, свинья хрюкает, лошадь ржёт и т. д.). 

 

Берлипо Е.П и Петренко В. Х. выпустили пособие «Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня»

Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь учителям – логопедам в организации речевых занятий, направленных на практическое усвоение лексических, грамматических средств языка и развития навыков связной речи.

Некоторые дидактические игры

1. Д/И «Запомни и повтори»

Цель: развивать слуховую память и внимание; активизировать предметный словарь по теме.

«Ты слова запоминай, по порядку называй». (4 слова из словаря по теме)

 

Рисунок 2. «Запомни и повтори»

 

2. Д/И «Перепутаница»

Цель: развивать внимание, мышление.

Наш художник – озорник,

Путать всё всегда привык,

А, вы, дети, не зевайте,

Путаницу разгадайте.

У ежа лисий хвост.

У лисы заячье ухо.

У медведя волчья лапа.

У белки ежовые иголки.

 

Рисунок 3. "Перепутаница"

 

Игры построены на знакомом материале. Данное пособие может быть использовано не только педагогами, но и родителями с целью формирования грамматически правильной связной речи и в дальнейшем успешного обучения в школе.

 

Список литературы:
1. Гончарова, Валерия Александровна. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2002. - 22 с.
2. Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР – III уровня. I год обучения. III период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. ISBN 978 – 5 – 93312 – 989 – 9 
3. Жукова Н.С. и др. Ж 86 ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с. (Серия «Учимся играя»)