Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Попова М.В. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 17(326). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/326/172785 (дата обращения: 28.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попова Мария Владимировна
магистрант Волжский филиал Волгоградского государственного университета РФ, г. Волжский

 

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

 

Maria Popova

Master's student Volzhsky branch of Volgograd State University, Russia, Volzhsky

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию эволюции правового статуса образовательных организаций высшего образования в России. Рассматриваются основные исторические этапы, анализируются нормативные правовые акты и оценивается их влияние на развитие института высшего образования. Работа акцентирует внимание на необходимости выделения образовательного права в отдельную отрасль для повышения гибкости и эффективности правоприменения в сфере высшего образования.

Abstract. The article is devoted to the study of the evolution of the legal status of educational institutions of higher education in Russia. The main historical stages are considered regulatory legal acts are analyzed and their impact on the development of the institute of higher education is assessed. The work focuses on the need to separate educational law into a separate branch in order to increase the flexibility and effectiveness of law enforcement in the field of higher education.

 

Ключевые слова: образовательные организации высшего образования, образование, высшее образование, нормативные правовые акты, образовательное право.

Keywords: educational organizations of higher education, education, higher education, regulatory legal acts, educational law.

 

Введение В современном быстро меняющемся мире системы высшего образования играют ключевую роль в формировании знаний и навыков будущих специалистов. Вопросы правового статуса образовательных организаций высшего образования находятся в центре внимания из-за их большой значимости для социальной и экономической стабильности общества.

Правовой статус образовательных организаций высшего образования в России формировался на протяжении веков под влиянием социально-экономических и политических перемен. Исторический анализ эволюции правового регулирования высшей школы позволяет выявить несколько ключевых периодов, начиная с дореволюционного времени до сегодняшнего дня, в каждом из которых подходы к управлению и регулированию высших учебных заведений существенно различались. Параллельно можно проследить тенденции в развитии нормативно-правовой базы.

Дореволюционный период XVIII – начало XX вв. Становление системы высшего образования в России связано с учреждением первых университетов. Регулирование их деятельности осуществлялось на основе университетских уставов, которые, следуя европейской модели, предусматривали сочетание автономии образовательных учреждений с государственным контролем [1]. Ключевыми нормативными актами этого периода были: Высочайше утвержденный Устав Императорского Московского Университета от 5 ноября 1804 г., в котором были закреплены принципы университетской автономии, выборность руководящих органов и самоуправление [20]. Высочайше утвержденный Общий устав Императорских Российских Университетов от 26 июля 1835 г., который усилил государственный контроль и ограничил автономию университетов [8]. Высочайше утвержденный Общий устав Императорских Российских университетов от 18 июня 1863 г., наоборот содействовал либерализации управления вузами, давая им больше свободы в формировании образовательных программ [9]. Последний устав, принятый в Российской империи, Общий устав императорских российских университетов, утвержденный 23 августа 1884 г. –  стремился максимально ограничить автономию университетов, сделав их полностью подконтрольными государству. Он значительно усилил административный контроль и изменил их правовую природу. Университеты стали фактически государственными учреждениями, а их сотрудники — чиновниками [1], [10]. Устав был воспринят в университетской среде и обществе критически, как шаг назад в развитии высшего образования и науки. Его исполнение сопровождалось реакционными мерами, тотальным надзором за студентами и преподавателями, что привело к снижению политической активности в университетах в 1880–1890-х годах. Но в то же время повысило качество образования. Время на рубеже XIX – начала XX вв. в  можно охарактеризовать как борьбу за университетскую автономию, улучшение образовательного процесса и противостояние политическим репрессиям. Исторические события, происходившие в стране, не могли способствовать решению данного вопроса и поэтому устав 1884 года просуществовал вплоть до 1917 года [1].   

Следующим продолжительным периодом, который включает в себя несколько исторических этапов, стал Советский период 1917 – 1991 гг. После Октябрьской революции 1917 года произошли радикальные изменения в системе высшего образования, сопровождавшиеся ликвидацией университетской автономии и превращением образовательных учреждений в государственные. К ключевым этапам и нормативным актам этого периода относят:1917 – первая половина 1930-х гг. – формирование новой системы управления вузами и национализация образования. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 3 июля 1922 года. «Положение о Высших Учебных Заведениях» - установил принципы организации высшей школы [2]. Постановление ЦИК СССР от 19.09.1932 "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах"   – ввело централизованное управление учебными планами и процессами [13]. Вторая половина 1930-х – первая половина 1950-х гг. охарактеризовалась усилением государственного контроля и централизованностью образовательных стандартов, отразившихся в типовом уставе высшего учебного заведения от 5 сентября 1938 г. Он закрепил жесткие формы контроля над вузами [16]. Изменения второй половины 1950-х – 1980-е гг. проявились в постепенной либерализации системы, росте научных изысканий и увеличении числа вузов. Свое отражение эти изменения нашли в Постановлении Совета Министров СССР от 21марта 1961 года №251. «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях в СССР». Оно закрепляло доступность высшего образования, регламентировало деятельность вузов и их структуру. Впервые целый раздел посвятили научно-исследовательской работе [11]. На смену ему пришло Постановление Совета Министров СССР от 22 января1969 года №64. «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР», предусматривающее существенную автономию вузов в финансово-хозяйственной, академической и организационной сферах, впрочем, ключевые вопросы управления остались под надзором государства [12].

Постсоветский период с 1991 г. – настоящее время. Распад СССР привёл к необходимости адаптации системы образования к только что появившимся экономическим и политическим условиям. Несмотря на спешку в принятии нормативных актов, они создавались специалистами советской школы, что обеспечило преемственность с прежней системой. Были введены новые уровни высшего образования — бакалавриат, магистратура и дипломированные специалисты, что позволило гибко реагировать на запросы рынка труда. Были проведены реформы в правовом регулировании высшего образования, с фокусом на переход к рыночным принципам [14]. Были введены лицензирование и аккредитация.  Основными нормативными актами стали: Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1., привнес значимые изменения в систему высшего образования, установив её основные принципы и структуру. Включил гуманистический характер образования, светский характер, свободу в обучении. Ввел многоуровневую систему образования – формализация бакалавриата, специалитета и магистратуры как уровней высшего образования. Закрепил автономию образовательных учреждений – университетам и вузам были предоставлены дополнительные права в определении образовательной политики, структуры и содержания учебных программ [4]. Следующим документом стал Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, закрепивший многоуровневую систему образования и усиливающий интеграцию науки и образовательного процесса [18]. Ключевым событием явилось присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году, которое стало важным шагом для интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство и модернизации отечественного образования. Принятый в 2012 году Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее - Закон 273-ФЗ) установил современные правовые рамки, определившие направленность реформ в области высшего образования, совершенствование образовательных стандартов и условий для научной деятельности [19].

Историческое развитие правового статуса высших учебных заведений в России отображает переход от жёсткого государственного контроля к гибким, адаптивным и ориентированным механизмам управления образовательным процессом. Несмотря, на исключение России в 2022 году из Болонской системы, нынешнее законодательство продолжает развиваться, стремясь обеспечить конкурентоспособность российских образовательные организации высшего образования на мировом уровне, уделяя особое внимание академическим свободам, интеграции науки и образования, а также внедрению новых технологий в учебные процессы.

В настоящее время образовательные организации высшего образования играют ключевую роль в подготовке высококвалифицированных кадров и развитии научного потенциала общества (статья 69 глава 8, статья 72, Закон 273-ФЗ). Их правовой статус обуславливается комплексом нормативных правовых актов, которые обеспечивают как регулирование учебной и научной деятельности, так и интеграцию в общественные и экономические процессы (часть 1 статья 4 глава 1, Закон 273-ФЗ). Закон 273-ФЗ, является основополагающим документом, определяющим правовой статус образовательных организаций высшего образования. Он устанавливает права, прямые обязанности и ответственность образовательных организаций, а также механизмы их взаимодействия с государством и обществом.

Закон 273-ФЗ регламентирует следующие основные аспекты правового статуса образовательных организации высшего образования: Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций. Согласно статье 22 «Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.» Государственные образовательные организации высшего образования создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, Муниципальные образовательные организации высшего образования - муниципальным образованием, частные образовательные организации  высшего образования – физическим и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Статус образовательных  организаций. Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 главы 3 образовательными организациями высшего образования являются организации, чья основная деятельность направлена на реализацию образовательных программ высшего образования, а также на научную деятельность.

Автономия и самоуправление. В статье 28 подчеркиваются принципы автономии образовательных организаций, предоставляя им право самостоятельно: формировать образовательные программы, структуру учебного процесса, принимать на работу работников и заниматься материально-техническим обеспечением образовательной деятельности. Образовательные организации высшего образования имеют возможность разрабатывать собственные учебные планы и программы на основе утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это позволяет им адаптироваться к меняющимся условиям на рынке труда и удовлетворять потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах.

Финансовая и экономическая деятельность (глава 13). Финансовая самостоятельность является важной составляющей статуса вузов. Закон наделяет образовательные организации правом на ведение хозяйственной деятельности, что включает в себя самоокупаемость и привлечение внебюджетных средств. Вузы вправе привлекать инвестиции для реализации научных исследований, инновационных проектов и развития инфраструктуры. Это обеспечивает дополнительно экономическую стабильность и независимость от бюджетного финансирования.

Регулирование педагогической деятельности и кадровая политика Закон 273-ФЗ регулирует вопросы, касающиеся кадрового состава вузов. Научные и педагогические работники имеют право на академическую свободу в выборе содержания, методов и средств обучения. Закон также определяет квалификационные требования к педагогическим кадрам, что способствует повышению качества образования и конкурентоспособности вузов как на национальном, так и на международном уровне. Важно отметить, что регулирование трудовых отношений в образовательных организациях высшего образования подчиняется трудовому законодательству, а так же специальным нормам, предусмотренным законом об образовании (глава 52 Трудового кодекса РФ).

Международное сотрудничество, поддерживается посредством реализации программ академической мобильности обучающихся, педагогических и научных работников, участия в международных научно-исследовательских и научно-технических проектах, конгрессов, симпозиумов, конференций и семинаров. Что способствует повышению международной репутации образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и их привлекательности для иностранных студентов. Закон 273-ФЗ также стимулирует использование иностранных образовательных технологий и опыта в российском образовательном процессе, что способствует конкуренции и повышению качества образования.

Лицензирование, аккредитация и обеспечение качества образования (статья 91, статья 92). Качество образования и аккредитация образовательных программ занимают центральное место в правовом регулировании высшего образования. Механизмы лицензирования и аккредитации, установленные в законе обеспечивают контроль за соблюдением образовательными организациями установленных стандартов и требований. ФГОС утверждают требования к содержанию и результатам подготовки обучающихся. Государственная аккредитация образовательных программ необходима для гарантии качества образования и признания дипломов как на национальном, так и международном уровне.

Закон 273-ФЗ формирует современную нормативно-правовую базу для функционирования образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации. Он охватывает ключевые аспекты их деятельности, от создания и управления до международного сотрудничества и обеспечения качества образования. Автономия, академическая свобода, финансовая самостоятельность и интеграция с международными стандартами отражают прогрессивные тенденции правового регулирования образовательного процесса. Это способствует адаптации российских вузов к глобальным изменениям и укрепляет их позиции на международной образовательной арене. Современная система высшего образования строится на принципах открытости, интеграции и инновационного развития, отражая тенденции глобализации и повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Современные вызовы. На заседании Совета по науке и образованию, которое Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провел в режиме видеоконференции 6 февраля 2025 года, среди прочих, поднимались вопросы: о необходимости и активной работе над обновлением нормативно-правовой базы в области образования, о практико-ориентированном подходе в обучении и о повышении международной конкурентоспособности российского образования на десятилетия вперед [3]. Эти идеи находят свое отражение в национальном проекте  «Молодежь и дети» [5], [7].  В этом контексте вырисовывается актуальность выделения образовательного права как самостоятельной отрасли, которая может усилить правовые механизмы, обеспечивающие оперативное реагирование системы образования на такие вызовы. Над этим вопросом работали такие исследователи, как В. М. Сырых [15], В. И. Шкатулла [20], А. Н. Козырин, Т. Н. Трошкина и другие. Владимир Михайлович Сырых в своей работе "Введение в теорию образовательного права", доказывает, что образовательное право обладает всеми системообразующими признаками отрасли: уникальным предметом, специфическими методами регулирования, собственными правовыми институтами и целостной структурой, что позволяет определить его самостоятельной отраслью российского права. Что в свою очередь позволит более четко и дифференцированно подходить к регулированию правовых вопросов в сфере образования. Владимир Иванович Шкатулла в своем учебнике «Образовательное право России», 2015 г., продолжает развивать эту идею и дополнительно делает акцент на необходимости кодификации и систематизации образовательного законодательства для более эффективного правоприменения. Александр Николаевич Козырин и Татьяна Николаевна Трошкина расширяют и дополняют исследования, подчеркивая, что переход к образовательному праву как самостоятельной отрасли позволит более гибко подходить к решению проблем академических свобод, управления образовательными организациями и внедрению инноваций в обучение, оперативно адаптируя нормы права в соответствии с современными требованиями. [6].

Правовой статус образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации продолжает эволюционировать, отражая современные вызовы глобализации и интеграции в международное образовательное пространство. В этом контексте особую значимость приобретает четкое правовое регулирование образовательных отношений, которое, как отмечают исследователи, не только способствует унификации подходов в данной сфере, но и обеспечивает защиту прав и интересов всех участников образовательного процесса. Важным шагом в решении этих задач может стать выделение образовательного права как самостоятельной отрасли, что позволит улучшить правовые механизмы, регулирующие систему образования и оптимально адаптировать её к изменяющимся условиям.

Заключение Анализ нормативных правовых актов позволил проследить историческую эволюцию правового регулирования образовательных организаций высшего образования в России и выявить ключевые тенденции изменений. Изучение ключевых положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 273-ФЗ позволило выявить его значительное влияние на развитие образовательной системы, способствуя укреплению правового статуса образовательных организаций высшего образования, их автономии, интеграции с международными стандартами и повышению качества подготовки специалистов в условиях глобализации. Наконец, оценка современных вызовов показала, что выделение образовательного права как отдельной отрасли может способствовать повышению гибкости и эффективности управления образовательными организациями в условиях современного мира и на международном уровне.

 

Список литературы:
1. Аврус, А. И. История российских университетов: очерки [Электронный ресурс]. — М.: Московский общественный научный фонд, 2001. — 85 с. — Режим доступа: https://archive.org/details/1998_20230520/page/n5/mode/2up (дата обращения: 13.02.2025).
2. Декрет СНК РСФСР от 03.07.1922 «Положение о Высших Учебных Заведениях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2954#nFWZthUCGJPhvyrW5 (дата обращения: 20.02.2025).
3. Заседание Совета по науке и образованию, 6 февраля 2025 года, 19:15, Москва, Кремль [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/76222/videos (дата обращения: 11.03.2025).
4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 20.02.2025).
5. Ключевые инициативы Минобрнауки России в рамках национальных проектов «Молодёжь и дети» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/nac_project/ (дата обращения: 26.03.2025).
6. Козырин А. Н., Т. Н. Трошкина «Образовательное право России»: учебник и практикум в 2 кн. /; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. — (Учебники Высшей школы экономики). — Кн. 1. — 799 с. — ISBN 978-5-7598-1934-9. 
7. Национальный проект «Молодёжь и дети» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/molodezh-i-deti/ (дата обращения: 26.03.2025).
8. Общий устав Императорских Российских университетов от 26 июля 1835 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/58090287/ (дата обращения: 13.02.2025).
9. Общий устав Императорских Российских университетов от 18 июня 1863 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/58090285/  (дата обращения: 13.02.2025).
10. Общий устав Императорских Российских университетов от 23 августа 1884 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://letopis.msu.ru/documents/2761 (дата обращения: 13.02.2025).
11. Постановление Совмина СССР от 21.03.1961 № 251 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=35797#VlnbthUKdXxzBF4J (дата обращения: 20.02.2025).
12. Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 № 64 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=44864#erVcthUYf5cNHzDw (дата обращения: 20.02.2025).
13. Постановление ЦИК СССР от 19.09.1932 «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=21432#7VTathUYPepvdSRw (дата обращения: 20.02.2025).
14. Савельева, Е. В.; Храмова, И. С. Правовая трансформация образовательной среды высшей школы в России в постсоветский период // Педагогические исследования. — 2022. — Вып. 2. — С. 78–96. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-transformatsiya-obrazovatelnoy-sredy-vysshey-shkoly-v-rossii-v-postsovetskiy-period (дата обращения: 20.02.2025).
15. Сырых, В. М. Введение в теорию образовательного права [Электронный ресурс]. — 2002. — Режим доступа: https://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/cyryh/ (дата обращения: 4.03.2025).
16. Типовой устав высшего учебного заведения (утв. СНК СССР 05.09.1938) (ред. от 18.05.1956) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=52080&cacheid=DD339FF16109233E9289F1D24159C59E&mode=splus&rnd=E9WZthUewzpCD5KF#Iz0bthUYRCECXHLM1 (дата обращения: 20.02.2025).
17. Устав Императорского Московского университета от 5 ноября 1804 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/58101851/ (дата обращения: 13.02.2025).
18. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (дата обращения: 11.03.2025).
19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.03.2025).
20. Шкатулла, В. И. Образовательное право России: учебник для вузов [Электронный ресурс]. — М.: Юстицинформ, 2015. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/shkatulla_vi_obrazovatelnoe_pravo_rossii/ (дата обращения: 4.03.2025).
21. Ящук, Т. Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект) // Правоприменение. — 2017. — Т. 1, № 4. — С. 14–27. — DOI: 10.24147/2542-1514.2017.1(4).14-27. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-istoriko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 20.02.2025).