Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОЛИГОФРЕНОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Люманова Э.Р. ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОЛИГОФРЕНОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 18(327). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/327/173113 (дата обращения: 17.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОЛИГОФРЕНОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Люманова Эмине Руждиевна
студент ГБОУВО РК Крымский инженерно- педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Якубова Фериде Рустемовна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры специального дефектологического образования, ГБОУВО РК Крымский инженерно- педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Цель работы: изучить особенности обобщенности мыслительной деятельности детей олигофренов младшего школьного возраста.

Введение. На современном этапе развития системы специального (коррекционного) образования важную значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая бы способствовала личностному росту школьника. Задачи реформирования образования определяют: уход от авторитарной педагогики; создание условий для формирования активной, ответственной, творчески мыслящей личности, способной к самообразованию и саморазвитию; обеспечение условий для реализации и самореализации сущностных сил ребенка в разных видах ее деятельности [9].

Формирование личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обучение детей творчески мыслить, воспитание активного отношения к получению знаний, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, логического мышления, нравственное развитие, патриотизм, усвоение этических норм – задачи, важность которых определяется требованиями времени [3].

Согласно положениям, Федерального государственного образовательного стандарта в условиях коррекционных школ у учащихся должны формироваться умения рассуждать, ориентироваться во всем, что их окружает, должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, аргументировать свои рассуждения, замечать и раскрывать причинно-следственные связи в окружающей среде.

Актуальность исследования особенностей обобщенности мыслительной деятельности детей олигофренов младшего школьного возраста обусловлена следующими факторами:

– олигофрения представляет собой различные степени умственной отсталости, которые ограничивают когнитивные способности детей и влияют на их способность к абстрактному мышлению и обобщению. Изучение особенностей обобщенности мыслительной деятельности у детей олигофренов младшего школьного возраста поможет лучше понять их возможности и ограничения в познавательной деятельности.

– младший школьный возраст является ключевым периодом в развитии детей, когда они активно осваивают новые знания и навыки. Исследование особенностей обобщенности мыслительной деятельности у детей олигофренов в этом возрасте позволит определить, какие аспекты и области познания требуют дополнительной поддержки и развития у этих детей [4].

Основная часть. Проблема мышления и мыслительной деятельности давно привлекала внимание педагогов и психологов. С различных методологических позиции ученые пытались раскрыть особенности функционирования мышления. Значительную роль в развитии теории мышления сыграли отечественные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, П.Я. Гальперин, А.А. Люблинская, Б. Г. Ананьев и др.

Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, так как недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельности [8].

У умственно отсталых детей выявлены особенности восприятия, значительные недостатки представлений, ограниченность воображения.

Источник развития мышления, как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность [7].

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей – слабость обобщения – проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики – предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил – представляют для умственно отсталых детей наибольшую трудность. Сложной задачей для них является усвоение новых понятий и правил, с которыми они имеют дело при изучении других учебных предметов [5].

Мышлению учащихся специальной (коррекционной) школы свойственная непоследовательность мышления. Особенно ярко эта черта выражена у тех умственно отсталых детей, которым свойственна быстрая утомляемость [4].

Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью выделяются особыми особенностями в обобщении мыслительной деятельности. Некоторые из этих особенностей включают:

1. Затруднения в обобщении информации: Дети с умственной отсталостью этого возраста могут испытывать трудности в обобщении полученной информации на новые ситуации или контексты. У них часто отсутствуют навыки переноса и применения знаний в различных ситуациях.

2. Ограниченное абстрактное мышление: Дети с умственной отсталостью младшего школьного возраста могут иметь ограниченные способности в абстрактном мышлении. Они могут с трудом понимать абстрактные понятия и символы, и предпочитают использовать конкретные предметы и визуальные образы.

3. Ослабленные навыки анализа и синтеза: У детей с умственной отсталостью этого возраста может быть затруднено разбиение задач на составляющие элементы и их последующий синтез в целое решение. Они могут испытывать трудности в анализе причинно-следственных связей и объединении небольших компонентов для достижения общей цели.

4. Необходимость индивидуального подхода: Из-за различий в уровне развития и специфических потребностей, дети с умственной отсталостью требуют индивидуального подхода к обучению. Адаптивные методики и инструкции, а также частые повторения материала могут быть важными инструментами для поддержки их обобщенности мыслительной деятельности [6].

Важно отметить, что каждый ребенок с умственной отсталостью может иметь свои уникальные особенности и требования. Поэтому целесообразно проводить индивидуальную оценку и разработку коррекционных программ, которые учитывают уровень развития и потребности каждого ребенка в обобщении мыслительной деятельности.

Вывод. Таким образом, дети с олигофренией (умственной отсталостью) младшего школьного возраста имеют затруднения в обобщении информации. Они склонны ориентироваться на конкретные ситуации и трудно переносить полученные знания на новые ситуации. Формирование абстрактного мышления является сложным для детей с умственной отсталостью этого возраста. Они часто ориентируются на визуальные образы и конкретные предметы, затрудняясь в абстрактном мышлении и использовании символов. Дети с олигофренией этого возраста имеют ограниченные способности к анализу и синтезу. Они имеют затруднения в разборе задачи на составляющие элементы и в синтезе обратно в единое целое. Для коррекции и развития мыслительной деятельности детей олигофренов младшего школьного возраста рекомендуется использование специализированных методик и коррекционных программ. Развитие обобщенности мыслительной деятельности у детей олигофренов младшего школьного возраста требует индивидуального подхода и постепенного повышения уровня сложности заданий. Постепенно расширять круг задач, внедрять новые методики и способы обучения для достижения наилучших результатов.

 

Список литературы:
1. Афанасьева С.М. Развитие логического мышления у детей / С.М. Афанасьева // Образовательные проекты «Совёнок». – 2013. – № 7. – С. 2 – 5.
2. Гурьева, В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков / В.А. Гурьева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2016. – 208 с. 
3. Голишникова, Е.И. Педагогические условия формирования обобщенных компонентов логического мышления школьников с задержкой психического развития ­ Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. / Е.И. Голишникова. – Москва, 2014. – 205 с.
4. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебное пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 2013. – 112 с.
5. Овчинников Н.Ф. Новый взгляд на мышление. / Н.Ф. Овчинников –Ростов­на­Дону,2014. – С. 3-9.
6. Пешкова, Н.А. Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Н.А. Пешкова // Акмеология. 2016. №2 (58). – С. 123-126.
7. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены / М.С. Певзнер. – М.: Наука,   2018. – 477 с.
8. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. – М.: Академия, 2016. – 464 с.
9. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии. / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.