ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОЛИГОФРЕНОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)
ОСОБЕННОСТИ ОБОБЩЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОЛИГОФРЕНОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель работы: изучить особенности обобщенности мыслительной деятельности детей олигофренов младшего школьного возраста.
Введение. На современном этапе развития системы специального (коррекционного) образования важную значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая бы способствовала личностному росту школьника. Задачи реформирования образования определяют: уход от авторитарной педагогики; создание условий для формирования активной, ответственной, творчески мыслящей личности, способной к самообразованию и саморазвитию; обеспечение условий для реализации и самореализации сущностных сил ребенка в разных видах ее деятельности [9].
Формирование личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, обучение детей творчески мыслить, воспитание активного отношения к получению знаний, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, логического мышления, нравственное развитие, патриотизм, усвоение этических норм – задачи, важность которых определяется требованиями времени [3].
Согласно положениям, Федерального государственного образовательного стандарта в условиях коррекционных школ у учащихся должны формироваться умения рассуждать, ориентироваться во всем, что их окружает, должным образом оценивать жизненные ситуации, принимать самостоятельные решения, аргументировать свои рассуждения, замечать и раскрывать причинно-следственные связи в окружающей среде.
Актуальность исследования особенностей обобщенности мыслительной деятельности детей олигофренов младшего школьного возраста обусловлена следующими факторами:
– олигофрения представляет собой различные степени умственной отсталости, которые ограничивают когнитивные способности детей и влияют на их способность к абстрактному мышлению и обобщению. Изучение особенностей обобщенности мыслительной деятельности у детей олигофренов младшего школьного возраста поможет лучше понять их возможности и ограничения в познавательной деятельности.
– младший школьный возраст является ключевым периодом в развитии детей, когда они активно осваивают новые знания и навыки. Исследование особенностей обобщенности мыслительной деятельности у детей олигофренов в этом возрасте позволит определить, какие аспекты и области познания требуют дополнительной поддержки и развития у этих детей [4].
Основная часть. Проблема мышления и мыслительной деятельности давно привлекала внимание педагогов и психологов. С различных методологических позиции ученые пытались раскрыть особенности функционирования мышления. Значительную роль в развитии теории мышления сыграли отечественные психологи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, П.Я. Гальперин, А.А. Люблинская, Б. Г. Ананьев и др.
Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, так как недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельности [8].
У умственно отсталых детей выявлены особенности восприятия, значительные недостатки представлений, ограниченность воображения.
Источник развития мышления, как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность [7].
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей – слабость обобщения – проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики – предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил – представляют для умственно отсталых детей наибольшую трудность. Сложной задачей для них является усвоение новых понятий и правил, с которыми они имеют дело при изучении других учебных предметов [5].
Мышлению учащихся специальной (коррекционной) школы свойственная непоследовательность мышления. Особенно ярко эта черта выражена у тех умственно отсталых детей, которым свойственна быстрая утомляемость [4].
Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью выделяются особыми особенностями в обобщении мыслительной деятельности. Некоторые из этих особенностей включают:
1. Затруднения в обобщении информации: Дети с умственной отсталостью этого возраста могут испытывать трудности в обобщении полученной информации на новые ситуации или контексты. У них часто отсутствуют навыки переноса и применения знаний в различных ситуациях.
2. Ограниченное абстрактное мышление: Дети с умственной отсталостью младшего школьного возраста могут иметь ограниченные способности в абстрактном мышлении. Они могут с трудом понимать абстрактные понятия и символы, и предпочитают использовать конкретные предметы и визуальные образы.
3. Ослабленные навыки анализа и синтеза: У детей с умственной отсталостью этого возраста может быть затруднено разбиение задач на составляющие элементы и их последующий синтез в целое решение. Они могут испытывать трудности в анализе причинно-следственных связей и объединении небольших компонентов для достижения общей цели.
4. Необходимость индивидуального подхода: Из-за различий в уровне развития и специфических потребностей, дети с умственной отсталостью требуют индивидуального подхода к обучению. Адаптивные методики и инструкции, а также частые повторения материала могут быть важными инструментами для поддержки их обобщенности мыслительной деятельности [6].
Важно отметить, что каждый ребенок с умственной отсталостью может иметь свои уникальные особенности и требования. Поэтому целесообразно проводить индивидуальную оценку и разработку коррекционных программ, которые учитывают уровень развития и потребности каждого ребенка в обобщении мыслительной деятельности.
Вывод. Таким образом, дети с олигофренией (умственной отсталостью) младшего школьного возраста имеют затруднения в обобщении информации. Они склонны ориентироваться на конкретные ситуации и трудно переносить полученные знания на новые ситуации. Формирование абстрактного мышления является сложным для детей с умственной отсталостью этого возраста. Они часто ориентируются на визуальные образы и конкретные предметы, затрудняясь в абстрактном мышлении и использовании символов. Дети с олигофренией этого возраста имеют ограниченные способности к анализу и синтезу. Они имеют затруднения в разборе задачи на составляющие элементы и в синтезе обратно в единое целое. Для коррекции и развития мыслительной деятельности детей олигофренов младшего школьного возраста рекомендуется использование специализированных методик и коррекционных программ. Развитие обобщенности мыслительной деятельности у детей олигофренов младшего школьного возраста требует индивидуального подхода и постепенного повышения уровня сложности заданий. Постепенно расширять круг задач, внедрять новые методики и способы обучения для достижения наилучших результатов.
